iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Услышать сердцем, прозреть ладонями
Дом слепоглухих в Пучкове — беспреце­дентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьез­ными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Церковь
ЦВ № 12 (433) июнь 2010 /  25 июня 2010 г.
версия для печати версия для печати

Противостояние в Кадашевской слободе продолжается

Продолжается противостояние строительных инвесторов и москвичей, которые выступают за сохранение исторической застройки городских кварталов вокруг церкви Воскресения Христова в Кадашах. В префектуре ЦАО состоялась встреча представителей Московской епархии и городских властей.

15 июня Управление Московской Патриархии по городу Москве приняло заявление в связи с ситуацией, возникшей вокруг храма в Кадашах. В нем говорится: «Мы надеемся, что нынешняя ситуация в Кадашах разрешится благополучно. Это значит, что новые здания не будут нарушать исторического облика этой части Замоскворечья, безусловной доминантой которой является храм Воскресения Христова. Не должно возникнуть и угрозы безопасности самого храма. В связи с этим мы приветствуем готовность городских властей к ответственному диалогу и, со своей стороны, готовы содействовать мирному и конструктивному решению возникшей проблемы».
Принятию этого заявления предшествовала встреча в префектуре Центрального административного округа, в которой участвовали викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений, благочинный Москворецкого округа протоиерей Николай Кречетов, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков, заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов, префект ЦАО Алексей Александров, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству, главный архитектор города Москвы Александр Кузьмин, председатель Комитета по культурному наследию Валерий Шевчук, координаторы общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер и Константин Михайлов, представители Фонда «Созидание», молодые архитекторы Москвы.

Поводом для проведения собрания стал новый виток конфликта в Кадашевской слободе. В конце апреля на заседании Общественного градостроительного совета при мэре Москвы был отклонен проект шестиэтажного офисно-жилого комплекса «Пять столиц», который представлял угрозу сохранности уникального памятника московского барокко храма Воскресения Христова и уничтожал историческую застройку Кадашевской слободы. Также было принято решение, что площадь предполагаемой застройки будет сокращена в три раза.

Общественные организации, жители Замоскворечья и прихожане храма Воскресения Христова, казалось, склонили московские власти на свою сторону. Однако 19 мая на спорной территории был начат снос исторической застройки и расчистка стройплощадки на основании ордера от Объединения административно-технических инспекций Москвы от 5 мая, разрешающего снос четырех строений. Какие именно строения предполагалось снести, в ордере указано не было. Сложилась странная ситуация: проекта, под который возможно проводить снос, нет, но здания уничтожаются.

Снос продолжался день за днем, несмотря на письма протеста, направленные защитниками Кадашей в Москомнаследие, Москомархитектуру, прокуратуру и другие инстанции. На прилегающую к храму территорию заезжали тридцатипятитонные экскаваторы, работа которых угрожает сохранности храма, так как его деревянный фундамент находится в аварийном состоянии, что исключает использование рядом с ним тяжелой строительной техники. 24 мая ситуация обострилась настолько, что несколько десятков активистов — представителей общественных движений, политических партий и простых жителей столицы — перегородили путь экскаваторам и грузовым машинам. Оборону пришлось держать несколько дней. Было организовано круглосуточное дежурство, люди вставали в живую цепь и ложились под колеса техники. В ночь с 6 на 7 июня ситуация едва не вылилась в вооруженный конфликт, когда застройщик привлек несколько десятков сотрудников частного охранного предприятия для разгона мирной толпы. Однако противостояние окончилось не в пользу инвесторов: ордер на снос был отозван, Генеральная прокуратура взяла дело под свой контроль. По окончании прокурорской проверки будет вынесено окончательное решение.

Во время действия этого моратория и было проведено совещание в префектуре ЦАО г. Москвы. Обе конфликтующие стороны согласились сесть за стол переговоров.
Представители общественных организаций выдвинули ряд требований по пересмотру конкретных документов, противоречащих Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; разработке и утверждению в установленном порядке режимов использования земель, градостроительных регламентов и границ территорий и охранных зон всех памятников, находящихся на территории квартала; сохранению и приспособлению к современному использованию всех объектов исторической городской среды XIX века; проведению с участием независимых экспертов инженерно-технических исследований фундаментов и грунтов основания храма Воскресения Христова в Кадашах, и т.д.

Представители Правительства Москвы, Москомархитектуры и Москомнаследия указывали на то, что в неудовлетворительном состоянии находится сам храм — памятник федерального значения, и надо в первую очередь думать о его реставрации. Что касается приговоренных к сносу зданий, то, на взгляд чиновников, это типовая застройка XIX века, которую можно уничтожить. «Эти здания не представляют исторической ценности и подлежат сносу», — считает руководитель Москомнаследия Валерий Шевчук.

В руинах одного из уже снесенных зданий активистами «Архнадзора» обнаружена кладка XVIII столетия, остатки сводов, обломки изразцов, в том числе XVII века, белокаменные фрагменты. Археологические исследования территории будущей застройки не были проведены должным образом. Фабричное здание конца XIX века оказалось связано с памятью новомученика: колбасный цех принадлежал купцу Николаю Григорьеву, снабжавшему до революции мясными изделиями всю Москву, благотворителю и строителю храмов, местночтимому святому Ярославской епархии, трагически окончившему свои дни в 20-е годы XX века.
По закону в охранной зоне памятника возможна только регенерация исторической застройки, а не новострой, но охранная зона храма в Кадашах до сих пор не определена. Кроме того, все по-разному трактуют понятие регенерации, хотя есть законодательно установленное определение, по которому регенерация предполагает воссоздание утраченного, но не снос сохранившегося и постройку нового.
Заместитель мэра Валерий Виноградов подчеркнул необходимость совместного обсуждения проблемы: «Настоятельно прошу уйти от уличных баталий, а все вопросы решать за столом».

«Я приветствую заявления о том, что нужно объединить усилия власти и общественности», — говорит Наталья Самовер, координатор движения «Архнадзор». Однако спор идет не только о конкретных зданиях, но о самом понятии городской среды. Возможен ли снос, когда каждое здание в отдельности не является памятником архитектуры, но вместе они составляют городскую среду определенной эпохи. «Наше расхождение с Москомнаследием идет по линии понимания того, что такое городская среда, — считает Наталья Самовер. — Сносимые здания получили статус объектов городской среды. С нашей точки зрения, это означает, что они имеют историческую ценность для города, потому что город состоит не из памятников, а из улиц и кварталов, которые и формируют его облик. Если сносить их по мере возникновения у инвесторов желания что-то построить на этом месте, мы потеряем исторический город вообще. У нас останутся памятники, которые стоят на пятне, по старой памяти называемом Москвой. Меня шокируют попытки отрицать очевидное, потому что ценность городской среды закреплена законодательно».
Если Кадашевская слобода будет сохранена, этот случай станет прецедентом для всей России: оберегаться будут не отдельные памятники, а исторические кварталы в целом. Участники встречи не пришли к компромиссу, но договорились продолжить переговорный процесс в ожидании решения прокуратуры и представления нового проекта решения ситуации в Кадашах.

18 июня Прокуратура Москвы вынесла решение по застройке Кадашевской слободы. Документ запрещает застройщику вести какие-либо работы на территории Кадашей до представления проектной документации. «Мы считаем решение прокуратуры нашей первой серьезной победой, — сказал один из организаторов акций в защиту Кадашей Артем Хромов. — Теперь будем добиваться того, чтобы наши представители вошли в рабочую группу, которая будет рассматривать проектную документацию».

 

Ксения Лученко
25 июня 2010 г.
Ключевые слова: Кадаши
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00