iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 12 (433) июнь 2010 /  25 июня 2010 г.
версия для печати версия для печати

Противостояние в Кадашевской слободе продолжается

Продолжается противостояние строительных инвесторов и москвичей, которые выступают за сохранение исторической застройки городских кварталов вокруг церкви Воскресения Христова в Кадашах. В префектуре ЦАО состоялась встреча представителей Московской епархии и городских властей.

15 июня Управление Московской Патриархии по городу Москве приняло заявление в связи с ситуацией, возникшей вокруг храма в Кадашах. В нем говорится: «Мы надеемся, что нынешняя ситуация в Кадашах разрешится благополучно. Это значит, что новые здания не будут нарушать исторического облика этой части Замоскворечья, безусловной доминантой которой является храм Воскресения Христова. Не должно возникнуть и угрозы безопасности самого храма. В связи с этим мы приветствуем готовность городских властей к ответственному диалогу и, со своей стороны, готовы содействовать мирному и конструктивному решению возникшей проблемы».
Принятию этого заявления предшествовала встреча в префектуре Центрального административного округа, в которой участвовали викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений, благочинный Москворецкого округа протоиерей Николай Кречетов, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков, заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов, префект ЦАО Алексей Александров, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству, главный архитектор города Москвы Александр Кузьмин, председатель Комитета по культурному наследию Валерий Шевчук, координаторы общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер и Константин Михайлов, представители Фонда «Созидание», молодые архитекторы Москвы.

Поводом для проведения собрания стал новый виток конфликта в Кадашевской слободе. В конце апреля на заседании Общественного градостроительного совета при мэре Москвы был отклонен проект шестиэтажного офисно-жилого комплекса «Пять столиц», который представлял угрозу сохранности уникального памятника московского барокко храма Воскресения Христова и уничтожал историческую застройку Кадашевской слободы. Также было принято решение, что площадь предполагаемой застройки будет сокращена в три раза.

Общественные организации, жители Замоскворечья и прихожане храма Воскресения Христова, казалось, склонили московские власти на свою сторону. Однако 19 мая на спорной территории был начат снос исторической застройки и расчистка стройплощадки на основании ордера от Объединения административно-технических инспекций Москвы от 5 мая, разрешающего снос четырех строений. Какие именно строения предполагалось снести, в ордере указано не было. Сложилась странная ситуация: проекта, под который возможно проводить снос, нет, но здания уничтожаются.

Снос продолжался день за днем, несмотря на письма протеста, направленные защитниками Кадашей в Москомнаследие, Москомархитектуру, прокуратуру и другие инстанции. На прилегающую к храму территорию заезжали тридцатипятитонные экскаваторы, работа которых угрожает сохранности храма, так как его деревянный фундамент находится в аварийном состоянии, что исключает использование рядом с ним тяжелой строительной техники. 24 мая ситуация обострилась настолько, что несколько десятков активистов — представителей общественных движений, политических партий и простых жителей столицы — перегородили путь экскаваторам и грузовым машинам. Оборону пришлось держать несколько дней. Было организовано круглосуточное дежурство, люди вставали в живую цепь и ложились под колеса техники. В ночь с 6 на 7 июня ситуация едва не вылилась в вооруженный конфликт, когда застройщик привлек несколько десятков сотрудников частного охранного предприятия для разгона мирной толпы. Однако противостояние окончилось не в пользу инвесторов: ордер на снос был отозван, Генеральная прокуратура взяла дело под свой контроль. По окончании прокурорской проверки будет вынесено окончательное решение.

Во время действия этого моратория и было проведено совещание в префектуре ЦАО г. Москвы. Обе конфликтующие стороны согласились сесть за стол переговоров.
Представители общественных организаций выдвинули ряд требований по пересмотру конкретных документов, противоречащих Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; разработке и утверждению в установленном порядке режимов использования земель, градостроительных регламентов и границ территорий и охранных зон всех памятников, находящихся на территории квартала; сохранению и приспособлению к современному использованию всех объектов исторической городской среды XIX века; проведению с участием независимых экспертов инженерно-технических исследований фундаментов и грунтов основания храма Воскресения Христова в Кадашах, и т.д.

Представители Правительства Москвы, Москомархитектуры и Москомнаследия указывали на то, что в неудовлетворительном состоянии находится сам храм — памятник федерального значения, и надо в первую очередь думать о его реставрации. Что касается приговоренных к сносу зданий, то, на взгляд чиновников, это типовая застройка XIX века, которую можно уничтожить. «Эти здания не представляют исторической ценности и подлежат сносу», — считает руководитель Москомнаследия Валерий Шевчук.

В руинах одного из уже снесенных зданий активистами «Архнадзора» обнаружена кладка XVIII столетия, остатки сводов, обломки изразцов, в том числе XVII века, белокаменные фрагменты. Археологические исследования территории будущей застройки не были проведены должным образом. Фабричное здание конца XIX века оказалось связано с памятью новомученика: колбасный цех принадлежал купцу Николаю Григорьеву, снабжавшему до революции мясными изделиями всю Москву, благотворителю и строителю храмов, местночтимому святому Ярославской епархии, трагически окончившему свои дни в 20-е годы XX века.
По закону в охранной зоне памятника возможна только регенерация исторической застройки, а не новострой, но охранная зона храма в Кадашах до сих пор не определена. Кроме того, все по-разному трактуют понятие регенерации, хотя есть законодательно установленное определение, по которому регенерация предполагает воссоздание утраченного, но не снос сохранившегося и постройку нового.
Заместитель мэра Валерий Виноградов подчеркнул необходимость совместного обсуждения проблемы: «Настоятельно прошу уйти от уличных баталий, а все вопросы решать за столом».

«Я приветствую заявления о том, что нужно объединить усилия власти и общественности», — говорит Наталья Самовер, координатор движения «Архнадзор». Однако спор идет не только о конкретных зданиях, но о самом понятии городской среды. Возможен ли снос, когда каждое здание в отдельности не является памятником архитектуры, но вместе они составляют городскую среду определенной эпохи. «Наше расхождение с Москомнаследием идет по линии понимания того, что такое городская среда, — считает Наталья Самовер. — Сносимые здания получили статус объектов городской среды. С нашей точки зрения, это означает, что они имеют историческую ценность для города, потому что город состоит не из памятников, а из улиц и кварталов, которые и формируют его облик. Если сносить их по мере возникновения у инвесторов желания что-то построить на этом месте, мы потеряем исторический город вообще. У нас останутся памятники, которые стоят на пятне, по старой памяти называемом Москвой. Меня шокируют попытки отрицать очевидное, потому что ценность городской среды закреплена законодательно».
Если Кадашевская слобода будет сохранена, этот случай станет прецедентом для всей России: оберегаться будут не отдельные памятники, а исторические кварталы в целом. Участники встречи не пришли к компромиссу, но договорились продолжить переговорный процесс в ожидании решения прокуратуры и представления нового проекта решения ситуации в Кадашах.

18 июня Прокуратура Москвы вынесла решение по застройке Кадашевской слободы. Документ запрещает застройщику вести какие-либо работы на территории Кадашей до представления проектной документации. «Мы считаем решение прокуратуры нашей первой серьезной победой, — сказал один из организаторов акций в защиту Кадашей Артем Хромов. — Теперь будем добиваться того, чтобы наши представители вошли в рабочую группу, которая будет рассматривать проектную документацию».

 

Ксения Лученко
25 июня 2010 г.
Ключевые слова: Кадаши
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00