iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Церковь
ЦВ № 12 (433) июнь 2010 /  25 июня 2010 г.
версия для печати версия для печати

Противостояние в Кадашевской слободе продолжается

Продолжается противостояние строительных инвесторов и москвичей, которые выступают за сохранение исторической застройки городских кварталов вокруг церкви Воскресения Христова в Кадашах. В префектуре ЦАО состоялась встреча представителей Московской епархии и городских властей.

15 июня Управление Московской Патриархии по городу Москве приняло заявление в связи с ситуацией, возникшей вокруг храма в Кадашах. В нем говорится: «Мы надеемся, что нынешняя ситуация в Кадашах разрешится благополучно. Это значит, что новые здания не будут нарушать исторического облика этой части Замоскворечья, безусловной доминантой которой является храм Воскресения Христова. Не должно возникнуть и угрозы безопасности самого храма. В связи с этим мы приветствуем готовность городских властей к ответственному диалогу и, со своей стороны, готовы содействовать мирному и конструктивному решению возникшей проблемы».
Принятию этого заявления предшествовала встреча в префектуре Центрального административного округа, в которой участвовали викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений, благочинный Москворецкого округа протоиерей Николай Кречетов, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков, заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов, префект ЦАО Алексей Александров, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству, главный архитектор города Москвы Александр Кузьмин, председатель Комитета по культурному наследию Валерий Шевчук, координаторы общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер и Константин Михайлов, представители Фонда «Созидание», молодые архитекторы Москвы.

Поводом для проведения собрания стал новый виток конфликта в Кадашевской слободе. В конце апреля на заседании Общественного градостроительного совета при мэре Москвы был отклонен проект шестиэтажного офисно-жилого комплекса «Пять столиц», который представлял угрозу сохранности уникального памятника московского барокко храма Воскресения Христова и уничтожал историческую застройку Кадашевской слободы. Также было принято решение, что площадь предполагаемой застройки будет сокращена в три раза.

Общественные организации, жители Замоскворечья и прихожане храма Воскресения Христова, казалось, склонили московские власти на свою сторону. Однако 19 мая на спорной территории был начат снос исторической застройки и расчистка стройплощадки на основании ордера от Объединения административно-технических инспекций Москвы от 5 мая, разрешающего снос четырех строений. Какие именно строения предполагалось снести, в ордере указано не было. Сложилась странная ситуация: проекта, под который возможно проводить снос, нет, но здания уничтожаются.

Снос продолжался день за днем, несмотря на письма протеста, направленные защитниками Кадашей в Москомнаследие, Москомархитектуру, прокуратуру и другие инстанции. На прилегающую к храму территорию заезжали тридцатипятитонные экскаваторы, работа которых угрожает сохранности храма, так как его деревянный фундамент находится в аварийном состоянии, что исключает использование рядом с ним тяжелой строительной техники. 24 мая ситуация обострилась настолько, что несколько десятков активистов — представителей общественных движений, политических партий и простых жителей столицы — перегородили путь экскаваторам и грузовым машинам. Оборону пришлось держать несколько дней. Было организовано круглосуточное дежурство, люди вставали в живую цепь и ложились под колеса техники. В ночь с 6 на 7 июня ситуация едва не вылилась в вооруженный конфликт, когда застройщик привлек несколько десятков сотрудников частного охранного предприятия для разгона мирной толпы. Однако противостояние окончилось не в пользу инвесторов: ордер на снос был отозван, Генеральная прокуратура взяла дело под свой контроль. По окончании прокурорской проверки будет вынесено окончательное решение.

Во время действия этого моратория и было проведено совещание в префектуре ЦАО г. Москвы. Обе конфликтующие стороны согласились сесть за стол переговоров.
Представители общественных организаций выдвинули ряд требований по пересмотру конкретных документов, противоречащих Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; разработке и утверждению в установленном порядке режимов использования земель, градостроительных регламентов и границ территорий и охранных зон всех памятников, находящихся на территории квартала; сохранению и приспособлению к современному использованию всех объектов исторической городской среды XIX века; проведению с участием независимых экспертов инженерно-технических исследований фундаментов и грунтов основания храма Воскресения Христова в Кадашах, и т.д.

Представители Правительства Москвы, Москомархитектуры и Москомнаследия указывали на то, что в неудовлетворительном состоянии находится сам храм — памятник федерального значения, и надо в первую очередь думать о его реставрации. Что касается приговоренных к сносу зданий, то, на взгляд чиновников, это типовая застройка XIX века, которую можно уничтожить. «Эти здания не представляют исторической ценности и подлежат сносу», — считает руководитель Москомнаследия Валерий Шевчук.

В руинах одного из уже снесенных зданий активистами «Архнадзора» обнаружена кладка XVIII столетия, остатки сводов, обломки изразцов, в том числе XVII века, белокаменные фрагменты. Археологические исследования территории будущей застройки не были проведены должным образом. Фабричное здание конца XIX века оказалось связано с памятью новомученика: колбасный цех принадлежал купцу Николаю Григорьеву, снабжавшему до революции мясными изделиями всю Москву, благотворителю и строителю храмов, местночтимому святому Ярославской епархии, трагически окончившему свои дни в 20-е годы XX века.
По закону в охранной зоне памятника возможна только регенерация исторической застройки, а не новострой, но охранная зона храма в Кадашах до сих пор не определена. Кроме того, все по-разному трактуют понятие регенерации, хотя есть законодательно установленное определение, по которому регенерация предполагает воссоздание утраченного, но не снос сохранившегося и постройку нового.
Заместитель мэра Валерий Виноградов подчеркнул необходимость совместного обсуждения проблемы: «Настоятельно прошу уйти от уличных баталий, а все вопросы решать за столом».

«Я приветствую заявления о том, что нужно объединить усилия власти и общественности», — говорит Наталья Самовер, координатор движения «Архнадзор». Однако спор идет не только о конкретных зданиях, но о самом понятии городской среды. Возможен ли снос, когда каждое здание в отдельности не является памятником архитектуры, но вместе они составляют городскую среду определенной эпохи. «Наше расхождение с Москомнаследием идет по линии понимания того, что такое городская среда, — считает Наталья Самовер. — Сносимые здания получили статус объектов городской среды. С нашей точки зрения, это означает, что они имеют историческую ценность для города, потому что город состоит не из памятников, а из улиц и кварталов, которые и формируют его облик. Если сносить их по мере возникновения у инвесторов желания что-то построить на этом месте, мы потеряем исторический город вообще. У нас останутся памятники, которые стоят на пятне, по старой памяти называемом Москвой. Меня шокируют попытки отрицать очевидное, потому что ценность городской среды закреплена законодательно».
Если Кадашевская слобода будет сохранена, этот случай станет прецедентом для всей России: оберегаться будут не отдельные памятники, а исторические кварталы в целом. Участники встречи не пришли к компромиссу, но договорились продолжить переговорный процесс в ожидании решения прокуратуры и представления нового проекта решения ситуации в Кадашах.

18 июня Прокуратура Москвы вынесла решение по застройке Кадашевской слободы. Документ запрещает застройщику вести какие-либо работы на территории Кадашей до представления проектной документации. «Мы считаем решение прокуратуры нашей первой серьезной победой, — сказал один из организаторов акций в защиту Кадашей Артем Хромов. — Теперь будем добиваться того, чтобы наши представители вошли в рабочую группу, которая будет рассматривать проектную документацию».

 

Ксения Лученко
25 июня 2010 г.
Ключевые слова: Кадаши
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00