выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Церковь
ЦВ № 17 (461) сентябрь 2011 /  12 сентября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Подвижник веры Донецкой земли

В наше время, о котором всё чаще духовники говорят как о времени оскудения любви, свидетельства о жизни истинных подвижников укрепляют нас в вере. Особой силой обладают слова о тех, кто еще недавно жил среди нас. И один из них — схиархимандрит Зосима (Сокур).

 «Вы побейте его, чтоб он в церковь не бегал»

Схиархимандрит Зосима (Иван Алексеевич Сокур) родился 3 сентября 1944 года в тюремной больнице деревни Косолманки (Верхотурский район Свердловской области). Его мама отбывала в это время срок за «религиозную пропаганду». Отец Ивана погиб на фронте в год его рождения. С детства Иван мечтал быть священником. В семь лет уже свободно читал на церковнославянском языке. В детстве ему посчастливилось часто общаться с духовными чадами, среди которых были и монашествующие Иоанна Кронштадтского. Среди них была и тетушка Ивана, сестра его матери монахиня Антонина. Схиархимандрит Зосима вспоминал: «Позакрываем все окна, двери — подушками, одеялами и поем вечерню, утреню, акафисты, правило — и так целую ночь».

Монахиня Антонина оказала большое влияние на духовное формирование мальчика.

Зная о том, что маленький Иван постоянно ходит в храм, школьные учителя подговаривали детей: «Вы там побейте этого попа, чтоб он в церковь не бегал!» Ивана избивали, но в конце «этого воспитательного процесса» он кротко улыбался и говорил: «Ну ладно, хватит. Давайте я буду вас благословлять». Так с детства он научился побеждать всех своих врагов кротостью и любовью. Уже тогда Церковь Христова стала главным смыслом его жизни.

 

«А умрешь Зосимой»

В 1961 году Иван Сокур с золотой медалью окончил первую авдеевскую школу. Затем Донецкий сельскохозяйственный техникум, а через год поступил послушником в Киево-Печерскую семинарию. Там Ивану посчастливилось стать духовным сыном схиигумена Валентина, который предсказал ему: «Тебе 13 раз будут предлагать епископство, а единожды — быть главой Русской Православной Церкви в Японии. Отказывайся — это не твой путь. Твой путь — быть рядовым сельским батюшкой». Эти слова старца в точности исполнились: в последний, 13-й раз, епископство отцу Зосиме предлагали в 1997 году. Но он отказался, помня слова старца. Иван стал свидетелем закрытия Киево-Печерской лавры. «Как плакали старцы, схимники, когда лавру закрывали. Закапывали свои святые иконы — спасали от поругания. Но все жили верой, что лавра вновь откроется, что лавра возродится и будет вновь служить».

Юноша пришел послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры. После закрытия скита Иван пытался поступить в семинарию. Священника, который осмелился дать ему рекомендацию, почислили за штат.

Иван поехал поступать в Загорск. И хотя все экзамены были сданы на «отлично», от властей пришло указание его не принимать. В 1975 году он был пострижен в монашество с именем Савватий митрополитом Никодимом. При наречении имени после слов «постригает брат наш Савватий власы главы своея», обращаясь к молодому послушнику, митрополит Никодим произнес следующие слова: «А умрешь Зосимой», — провидя в нем особый дар молитвы. Через шесть дней после этого события владыка рукоположил новопостриженного в сан иеромонаха.

В это время Иван познакомился с епископом Новосибирским Павлом, который предложил ему поехать в Новосибирск, чтобы уже из «глухой таежной» Сибири поступать в Ленинградскую духовную семинарию.

Заветная мечта Ивана сбылась, и он стал учащимся Ленинградской духовной семинарии.

Любимым местом его в семинарии и академии была библиотека. Даже на смертном одре старец поучал: «Не будьте бесчувственными, стремитесь к знаниям и будете всегда полезны и интересны. Всегда стремлюсь к познаниям, самообразование — это постоянная цель моей жизни».

После окончания семинарии иеромонах Савватий подвизался в Свято-Успенском монастыре Одесской епархии. Но в связи с тяжелой болезнью матери он попросил перевести его в Ворошиловградскую и Донецкую епархию, и его просьбу удовлетворили. Он стал настоятелем храма святого Александра Невского в поселке Александровка Марьинского района.

 

Александровка

В Александровке отец Савватий прослужил десять лет, начав с восстановления сельского храма.

«Службы у него всегда были длинные, монастырские, но молился он пламенно», — вспоминают его духовные чада. Кто однажды побывал у него на службе, приезжал снова.

В перерыве между службами отец Савватий исполнял различные требы: крещение, венчание, отпевание, освящение. Примечательно, что денег за требы он не брал, а говорил так: «Пусть сто человек не заплатят, зато Господь пошлет одного, который всё покроет». Уже тогда Господь дал старцу дар провидения человеческих сердец и распознавания помыслов.

Из воспоминаний Ивана (Трубицына), будущего схиигумена Лазаря: «Приехал в Александровку — уже темнеет... А тут и отец Савватий выходит на крылечко, на меня смотрит и говорит:

— Дедушка (Ивану Гавриловичу было уже за 60) по базару прошлялся, по автобусам проехался, а какая сегодня была лития... Ну, что тебя привело?

— У меня сын в Афганистане.

— Они там как на Голгофе, — говорит.

— Может, он уже и не живой — три месяца известий нет?

— Живой, живой. Приедешь до дому, получишь известие. Когда я приехал домой, мы получили от сына письмо, что его перевели в другую часть».

Полинявший полушубок и полинявший подрясник — неизменные атрибуты его старческого служения и свидетели нестяжания. В них он встречал самых важных гостей.

«Я монах, мне ничего не надо», — подчеркивал старец. И в то же время какой у него был изысканный вкус, когда речь заходила о благоустройстве, украшении храма. На церковное благолепие он был готов отдать последнюю копейку.

 

«Музыкальная шкатулка»

Последние два года служения в Александровке отца Савватия часто забирали в сельсовет и «кулаками убеждали» отказаться от священнического служения. По той же причине он скоро попал в тюрьму, где после избиения его поместили на трое суток в «музыкальную шкатулку» — темную, без окон камеру, обитую резиной. Тихая музыка угнетающего характера настолько действовала на психику, что уже через сутки жертвы бросались на стены. «Если бы не Иисусова молитва, я сошел бы с ума», — вспоминал старец. Время гонений на всю жизнь оставило свои следы на теле старца: обострилось рожистое воспаление ног, открылись глубокие раны, болели отбитые легкие, на спине вырос горб.

Видя, что привычными методами отца Савватия сломить нельзя, его стали переводить с прихода на приход. Он сменил три храма, прежде чем в 1989 году стал настоятелем Свято-Васильевского прихода в селе Никольском Волновахского района.

«Они решили загнать его в такое место, — вспоминает схимонахиня Фомаида, — куда транспорт не ходит. Храм заброшенный, полуразрушенный, вместо иконостаса — фанерная доска. Около храма горелый деревянный сарай — дом священника, окна вросли в землю, внутри — мыши и крысы». В селе Никольском было явление Божией Матери. На этом месте забил святой источник, и окрестные жители совершали здесь молебны и крестные ходы. Отец Савватий не только восстановил этот храм, но и со временем основал в Никольском два монастыря — мужской и женский.

В 1990 году отец Савватий удостоился сана архимандрита, а в 1992-м принял великую схиму с именем Зосимы. В Никольском его старческое служение стало известно на весь православный мир — от Афона до Иерусалима, от Санкт-Петербурга до Сибири. Радостные и просветленные выходили люди от схимника: «Батюшка лечит». Перед его молитвой отступали смертельные и неизлечимые болезни.

Вот несколько примеров.

У духовной дочери старца Валентины обнаружили рак молочной железы, сделали операцию, но состояние ухудшалось, она с трудом передвигалась. По молитвам старца женщина получила полное исцеление.

Монахиню Синклитикию готовили к операции: рак почки. Шансов на успех было мало. Старец благословил отказаться от операции и приезжать в обитель. Монахиня начала трудиться в монастыре, исполнять различные послушания — болезнь отступила.

Перед силой молитвы праведника отступали и врожденные патологии у младенцев, которые даже теоретически не поддаются лечению. Многим старец Зосима помогал и материально, но особое место в его евангельском доброделании занимала богадельня, или дом милосердия, где нашли приют люди преклонного возраста.

По его благословению, при его участии и помощи построено на Донбассе около десятка храмов. Наиболее известные: Иоанна Воина, Иверской иконы Божией Матери, Александра Невского, святителя Луки Крымского, Агапита Печерского, Благоразумного разбойника и др.

В 1998 году схиархимандрит Зосима попал в реанимацию с острой почечной недостаточностью, где пережил клиническую смерть. После выздоровления отец Зосима основал Успенский Свято-Васильевской и Успенский Свято-Николаевский монастыри в Донецкой епархии. Отошел он ко Господу 29 августа 2002 года. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно. В последние дни старец раздавал множество указаний братьям и сестрам обителей, оставил и письменное завещание.

Приведем лишь несколько строк из духовного завещания старца Зосимы:

«Аз, грешный схиархиман-дрит Зосима, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанных братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви, в ней спасение. Какое ни случится искушение, кайтесь и исправляйтесь. Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, мир, любовь и благословение Божие».

Из книги «Великие старцы ХХ столетия»

12 сентября 2011 г.
Ключевые слова: Украина, аскетика, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00