iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении жезла епископу Выборгскому Назарию, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Ваше Преосвященство, дорогой Владыка и возлюбленный о Христе наш сослужитель!

Ныне, когда Православная Церковь торжественно воспоминает одно из основополагающих событий строительста Таин Божиих — Вознесение Господа и Бога нашего Иисуса Христа на небо и введение человеческой природы в недра Божественной жизни, ты воспринял за литургией через возложение рук архипастырей благое бремя епископского служения.

Благодать Божия соделала тебя архиереем, дабы ты, подражая Начальнику нашего спасения, стал преемником апостолов, продолжателем их миссии и, по слову учителя языков, «домостроителем таин Божиих» (1 Кор. 4, 1).

Свое служение тебе предстоит нести в должности наместника одного из известнейших монастырей Русской Церкви — Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, которой ты долго управлял, внутренняя жизнь которой стала неотъемлемой частью твоей собственной жизни и в главном храме которой совершилась, в восстановление древнего обычая, архиерейская твоя хиротония.

Этот прославленный монастырь, задуманный и устроенный Петром I как духовная цитадель новой столицы, со дня своего основания нес бремя общественного служения. И сегодня обитель, расположенная в шумном мегаполисе, посреди людской суеты и треволнений моря житейского, снова призывается к устроительству духовной жизни города. Вновь и вновь она должна свидетельствовать о непреложности божественного обетования и неизменной верности пути, начертанного основателями иноческого жития.

В чем же состоит служение Богу иноческим житием в наше непростое время, когда человек измучен борьбой за возможность жить по совести в искаженном грехом мире?

Прежде всего, иночество должно дать современному человеку пример внутреннего горения, твердой и непоколебимой веры, чистоты сердца, готовности жертвовать собой по примеру «Пастыря доброго, полагающего жизнь свою за овец» (см.: Ин 10, 11).
Монастырям необходимо быть очагами миссионерского свидетельствования о Христе, о красоте и истине Православия, о радости жизни в единстве с Богом.
Это значит, что монастырские стены должны быть не средостением между братией и народом, между монастырской общиной и обществом, но прибежищем для ищущих утешения и отрады, местом духовного успокоения и богообщения для тех, кто живет и трудится рядом с нами, кто нуждается в помощи и поддержке. Монашествующие ныне призваны к тому, чтобы служить людям, «каждый тем даром, какой кто получил от Бога» (см. 1 Пет. 4, 10). Поэтому так важно, чтобы к традиционным монашеским заботам было добавлено ныне и попечение о духовных нуждах и нравственном состоянии наших сограждан, осуетившихся и, нередко, обезверившихся. А применительно к Санкт-Петербургу — огромная ответственность лежит на всей обители: быть действительно подлинным средоточием духовной жизни. Именно на это должны быть направлены твои усилия, именно к этой цели ты должен обращать внимание и усилия всей братии.

Монастырские стены не являются прибежищем и местом тихой жизни — монастырские стены даются для того, чтобы суета мира сего не разрушила внутренней жизни монашествующих; для того, чтобы дать им возможность, сосредоточившись, отдавать великий благодатный дар людям.

Деятельность любого монастыря сегодня должна иметь практическое приложение, соотнесенное с нуждами всей Церкви, будь то осуществление социальных, благотворительных или образовательных программ. Каждая подобная инициатива может служить связующим звеном между Православием и людьми, ищущими дорогу к храму, может быть пока еще не обретшими веру, но готовыми к общению с Церковью в сфере общественно значимых дел.

Следует уделять особое внимание духовнической практике. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан. Люди идут сюда не только для того, чтобы причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. То, что человек услышит на исповеди в обители, может стать для него руководством в решении многих коллизий и в определении вектора своего духовного развития. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека, стоящего перед необходимостью решения проблем связанных с семейной жизнью, вопросами общественного устройства, профессиональной деятельностью.

Уверен, что только так — служа людям евангельской проповедью и духовным наставничеством — монастыри наши с новой силой привлекут к себе тех, кто жаждет просвещения разумом Истины и молитвенного общения с Богом. Да будет и впредь Свято-Троицкая Александро-Невская лавра оплотом спасения для многих граждан сего богоспасаемого града, для сограждан наших, стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания.

Именно поэтому монашество, бывшее для тебя на протяжении многих лет благодатным источником духовной мудрости и училищем благочестия, ныне должно стать предметом твоей особой заботы и сугубого попечения.

Твое архиерейское служение будет сопряжено с исполнением обязанностей викария Санкт-Петербургской славной столичной епархии. Не имея полноты власти правящего архиерея, ты несешь отныне на плечах, однако, полноту Божественной благодати, ниспосланной тебе от Господа в таинстве хиротонии. Ты призван к тому, чтобы в предстоящем тебе архиерейском служении являть высочайшее достоинство послушания. Невозможно никаким другим определением именовать высокий обет послушания, как словом «достоинство», потому что именно это послушание во имя Божие уподобляет нас Самому Христу, который «был послушлив до смерти и смерти крестной» (Флп. 2, 8). Это послушание не следует понимать формально, а тем более лицемерно и фарисейски, ибо оно должно получить творческое осмысление и стать для клира и паствы образцом соработничества правящему архиерею в решении самых разнообразных вопросов, некой системой восполнения недостатков каждого из нас, кто вовлечен в систему церковного управления через благодать рукоположения.

Прими в руки свои жезл сей, и да будет он для тебя жезлом спасения, достигаемого единством дерзновения личного подвига и послушания Церкви. Аминь.
 

12 июля 2009 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00