выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Церковь
Всеправославное совещание в Софии. Фото С. Чапнна
12 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Всеправославное совещание критически оценило решение Страсбургского суда

Участники всеправославного совещания, открывшегося 11 марта в Софии по инициативе Святейшего Патриарха Болгарского Максима, выразили поддержку Болгарской Православной Церкви и критически оцнило решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Глава делегации Московского Патриархата епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейским международных организациях, отметил, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с братским сопереживанием воспринял трудности, которые возникли перед болгарским Православием в связи с решением Страсбургского суда.

Епископ Иларион выразил озабоченность в связи с тем, что решение ЕСПЧ формулирует новую норму, на основе которой могут решаться и другие вопросы церковно-государственных отношений применительно к жизни любой традиционной религиозной общины в Европе. «Это создает почву для озабоченности не только каждой Православной Церкви, но и всякой другой традиционной религиозной организации»,- подчеркнул представитель Русской Православной Церкви.

Решение ЕСПЧ показывает, что во взаимоотношениях религиозной организации и национального государства появляется еще один субъект - международные организации, которым национальные государства делегировали часть своих полномочий. Государства попадают в зависимость «от решений, принимаемых за их пределами, и не имеют больших возможностей по оказанию влияния на такие решения. Это серьезный вызов прежней системе национального и международного права»,- отметил епископ Иларион.

В частности, в решении Страсбургского суда заметно стремление к насаждению некой «универсальной модели религиозно-государственных отношений в европейских странах», в то время как в современной Европе существует большое разнообразие таких моделей. «Убежден, что законодательство не может идти вразрез с реальностью и основываться исключительно на теоретических понятиях. Его задача состоит в том, чтобы преломить универсальные ценности в конкретных исторических условиях»,- заявил епископ Иларион.

В решении суда заявляется об обязанности государства быть нейтральным по отношению ко всем религиозным организациям. Однако это произвольное толкование 9 статьи Европейской конвенции по правам человека.

Государства-участницы конвенции не брали на себя обязательства придерживаться нейтральности в отношениях с религиозными организациями, поскольку это противоречит существующим моделям церковно-государственных отношений в разных странах. Это уже является попыткой введения новой обязательной для исполнения нормы международного права без согласия государств»,- отметил представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

Затем епископ Иларион остановился на проблеме квалификации статуса сторон и их действий как религиозных организаций, представляющих православную традицию. Суд сомневается в легитимности Святейшего Патриарха Максима, но в то же время не предпринимает никаких действий по установлению легитимности митрополитов Пимена и Иннокентия. «Принятие судом жалобы от так называемого «синода Болгарской православной церкви» косвенно является поддержкой его права выступать от имени канонической Болгарской Православной Церкви. Это свидетельствует о том, что во внутрицерковном споре суд поддерживает одну из сторон,- считает епископ Иларион. -Возможным действием ЕСПЧ как беспристрастного арбитра в данной ситуации могло бы стать рассмотрение жалобы не организации, но отдельных лиц… Сам факт того, что раскольническая группа подала жалобу в светский суд, а не признала итоги Всеправославного Собора 1998 года, свидетельствует о том, что она утратила свою церковность, а значит право представлять православную традицию».

Епископ Иларион выразил надежду, что результатом всеправославного совещания «могло бы быть четкое и ясное представление миру особенностей модели религиозно-государственных отношений, которая сложилась в странах православной традиции и которая, несмотря на свои особенности, способна обеспечивать права и свободы всех граждан в религиозной сфере».

Сотрудник Отдела внешних церковных связей Вахтанг Кипшидзе отметил, что ряд решений ЕСПЧ использует иные подходы к разрешению правовых вопросов, связанных с религиозными организациями. На  основании эти подходов Страсбургский суд мог бы скорректировать свою позицию относительно болгарских раскольников и политики государства по отношению к ним. В качестве примера Кипшидзе привел ряд судебных решений ЕСПЧ, связанных с православными, католическими и еврейскими организациями в странах Евросоюза.

Развернутый анализ решения ЕСПЧ представили профессора Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н. Кузнецов и И.В. Понкин. Они сделали акцент на том, какие возможности дальнейших действий в связи с решением Страсбургского суда есть у Болгарского государства.

Митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат) от имени Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея выразил поддержку Болгарской Православной Церкви. Отметив, что Болгария является молодым членом Европейского союза, митрополит Эммануил призвал ее к широкому сотрудничеству со всеми европейскими институтами.

В дискуссии также приняли участие архимандрит Дамиан (Иерусалимский Патриархат), епископ Нишский Ириней (Сербская Православная Церковь), митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Грузинская Православная Церковь), митрополит Пафосский Георгий (Кипрская Православная Церковь) и другие.

12 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00