выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Церковь
ЦВ № 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г.
версия для печати версия для печати

Статистические данные из доклада Святейшего Патриарха Алексия на Московском епархиальном собрании

В настоящее время в Русской Православной Церкви 136 епархий. Число архиереев на сегодняшний день — 171, из них 131 епархиальных, 40 викарных, не считая 13 находящихся на покое. Действует 713 монастырей, в том числе в России — 208 мужских и 235 женских обителей, на Украине — 89 мужских и 84 женских, в странах СНГ и Прибалтике — 38 мужских и 54 женских, в зарубежных странах — 2 мужских и 3 женских. Общее число приходов Русской Православной Церкви — 27 393. Общее количество духовенства — 29 450 человек.
В Патриаршем ведении находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители в Москве, имеющие 16 монастырских подворий (с 64 храмами). Действуют 7 подворий Поместных Православных Церквей с 9 храмами.
Общее количество храмов и часовен в Москве — 730, в их число входят:
7 Кремлевских соборов, 2 кафедральных собора, 5 храмов при Синодальных учреждениях, 298 приходских храмов, 118 Патриарших подворий, 64 монастырских подворья, 68 монастырских храмов, 9 крестильных храмов, 69 часовен, 90 строящихся храмов и часовен.
Богослужение совершается в 590 храмах и часовнях, 129 храмов являются домовыми. Не возобновлено богослужение в 17 храмах. Не освобождены прежними арендаторами 33 храма.
На приходах Москвы совершают служение 820 священников и 297 диаконов, всего — 1117 клириков.
В монастырях совершает служение монастырское духовенство — 400 священников и 185 диаконов, всего — 585 клириков.
Кроме того, имеются клирики, состоящие за штатом: 36 священников и 20 диаконов, всего — 56 клириков.
Запрещены в служении 18 священников и 6 диаконов, всего — 24 человека.
Общее количество духовенства в Москве — 1273 священника и 510 диаконов, всего — 1783 клирика, в том числе 17 клириков находятся в заграничной командировке.
На конец 2006 года Русская Православная Церковь имеет 5 духовных академий, 2 православных университета, 2 богословских института, 37 духовных семинарий, 38 духовных училищ и в одной епархии — пастырские курсы.
Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы осуществляют Московские духовные академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
В 2006 году Московскую духовную академию окончили 57 выпускников по стационару, 35 — по заочному сектору. При этом нынешний учебный год стал последним для двух параллельных выпусков академии. Одни выпускники (30 человек) обучались по старой системе, включавшей 4 года семинарского и 4 года академического образования, а другие (25 человек) — по новой, с пятилетним семинарским и трехлетним академическим курсами. Московскую духовную семинарию окончили 56 выпускников по стационару, 105 — по заочному сектору, Регентскую школу — 27 выпускниц и Иконописную школу — 23 выпускника. Среди выпускников Московской духовной академии и семинарии по стационару было 38 священнослужителей: 20 священников, 18 диаконов. В распоряжение Патриарха для служения на приходах Москвы, в Синодальных учреждениях и ставропигиальных монастырях были направлены 9 выпускников академии и 7 выпускников семинарии, а также 5 выпускников Иконописной и 4 выпускницы Регентской школ.
В текущем учебном году в Московских духовных школах обучаются по стационару 156 студентов в академии, 388 — в семинарии, 83 — в Регентской школе и 95 — в Иконописной школе, а также по сектору заочного обучения 208 человек — в академии, 792 — в семинарии.
Сектор заочного обучения при Московских духовных школах имеет филиал, действующий в Новоспасском монастыре. Там обучаются клирики города Москвы. В настоящее время на четырех курсах филиала числятся 135 студентов семинарии. Профессорско-преподавательская корпорация Московских духовных школ составляет 127 человек. Среди них 19 профессоров, 11 доцентов, 6 докторов богословия и церковной истории, 5 докторов наук, 4 магистра богословия, 47 кандидатов богословия, 14 кандидатов наук.
В 2006 году Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) окончили 390 выпускников, среди них 55 священнослужителей. В настоящее время там обучаются 972 студента — на дневном отделении стационара, 530 — на вечернем отделении и 1181 — заочно (в Москве и в филиалах). Преподавание в университете осуществляют 297 преподавателей, в том числе 42 профессора, 87 доцентов, 4 доктора богословия, церковного права и церковной истории, 4 магистра богословия, 12 кандидатов богословия и 185 лиц с учеными степенями, полученными в светских учреждениях. В распоряжение Патриарха для служения на московских приходах, в Синодальных и иных церковных учреждениях и ставропигиальных монастырях были направлены 10 выпускников ПСТГУ, 8 оставлены для преподавания в самом университете.
В истекшем учебном году Сретенскую духовную семинарию окончили 10 выпускников, Николо-Перервинскую — 13 и Николо-Угрешскую — 11 человек. Среди них 13 священнослужителей. В распоряжение Патриарха Московского и всея Руси из их числа направлено 9 человек. При семинариях оставлено четверо выпускников.
В текущем учебном году в Сретенской духовной семинарии обучаются 74 студента по стационару и 15 по экстернату, в Николо-Перервинской — 69 по стационару и 7 по экстернату и в Николо-Угрешской — 67 по стационару и 5 по экстернату. Преподавание в трех этих семинариях осуществляют 134 человека, в том числе 10 профессоров, 8 доцентов, 4 доктора богословия, церковного права и церковной истории, 10 докторов наук, 2 магистра богословия, 35 кандидатов богословия.

24 января 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00