iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
Архиепископ Гайновский Мирон
ЦВ № 8 (429) апрель 2010 /  29 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Трагическая гибель архиепископа Мирона

10 апреля, в последний день Пасхальной седмицы, в авиакатастрофе под Смоленском трагически оборвалась жизнь иерарха Польской Православной Церкви архиепископа Гайновского Мирона.

Архиепископ Мирон нес в Польской Церкви одно из наиболее специфичных и трудных послушаний: в звании бригадного генерала он возглавлял Православный ординариат Войска Польского. Трагедия под Смоленском потрясла не только Православную Церковь, но и всю Польшу.

Владыка Мирон (в миру — Мирослав Ходаковский) родился 22 октября 1957 года в городе Белостоке. В 1972 году, в возрасте пятнадцати лет, Мирослав Ходаковский поступил в Варшавскую духовную семинарию и общеобразовательный лицей. До семинарии будущий иерарх прислуживал в кафедральном Свято-Никольском соборе при блаженной памяти архиепископе Белостокском и Гданьском Никаноре (Неслуховском, † 1982), который в 1975 году постриг его во чтеца.

После окончания Варшавской духовной семинарии он продолжал свою учебу в Высшей семинарии в Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре, где наместником и ректором был архимандрит Савва (Грыцуняк) — ныне Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши, от которого в декабре 1978 года чтец Мирослав Ходаковский принял постриг в рясофор. Несколько дней спустя он был рукоположен Блаженнейшим Митрополитом Василием († 1998) в сан диакона. 14 февраля 1979 года иеродиакон Мирослав был рукоположен в сан иеромонаха, а в декабре того же года принял монашеский постриг с наречением имени Мирон в честь священномученика Мирона Пресвитера. В связи с епископской хиротонией тогдашнего наместника архимандрита Саввы во епископа, двадцатидвухлетний иеромонах Мирон стал сначала исполняющим обязанности, а затем и наместником Яблочинского монастыря, преподавателем, воспитателем и проректором Яблочинской семинарии.

За годы управления монастырем он показал себя перспективным хозяином и служителем на ниве Христовой. Как он сам неоднократно вспоминал, ситуация в обители и духовной семинарии осложнялась введенным в Польше в 1981 году военным положением, что означало не только ограничение свободы, но прежде всего — серьезный экономический кризис. Видя преданность молодого наместника Церкви, епископат в 1984 году принял решение о его возведении в сан игумена. После чего он был переведен в разрушенный и недействующий древний монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в Супрасле Белостокско-Гданской епархии, которую возглавлял епископ Савва.

Служение на новом месте началось для игумена Мирона с назначения его настоятелем Супрасльского прихода и открытого при нем монашеского дома. В 1984 году была совершена закладка под восстановительную стройку разрушенного в 1944 году грандиозного храма-крепости Благовещения Пресвятой Богородицы. Экономическое положение в тогдашней Польше никак не способствовало приобретению нужных материалов. Игумену Мирону, как свидетельствует пишущий эти строки, приходилось добывать их самыми разными способами.
Вместе с храмом возрождалась и духовная жизнь в монашеском доме в Супрасле. Понемногу начала собираться монашеская братия. И результатом всего этого стало решение Собора епископов Польской Православной Церкви о признании монашескому дому в Супрасле статуса мужского Свято-Благовещенского Супрасльского монастыря. Наместником восстанавливающейся обители был утвержден игумен Мирон, который в 1990 году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, был возведен в сан архимандрита.
За годы наместничества архимандрита Мирона число братии увеличилось до пятнадцати человек. Братия помимо молитвы и монастырских послушаний преподавала в высших богословских учреждениях, а также вела просветительскую работу во многих отраслях церковной жизни.

Отец Мирон пробыл на посту наместника до апреля 1998 года, когда после смерти митрополита Василия он был избран Святым Собором епископов Польской Православной Церкви епископом Гайновским, викарием Варшавско-Бельской епархии, с позднейшим назначением на должность ординария Войска Польского. Епископская хиротония архимандрита Мирона состоялась 10 мая 1998 года в Варшаве. А в августе того же года Президент Польской Республики присвоил епископу Мирону звание бригадного генерала.

Служение в армии, как сам владыка часто говорил, было трудным и совсем не похожим на монастырскую жизнь, к которой он за двадцать лет привык. Постоянные заграничные поездки, множество встреч, присутствие на военных маневрах, посещение воинских частей, катехизация и духовное окормление военнослужащих — все это входило в новые заботы архипастыря.

Под руководством архиепископа Мирона Православный ординариат Войска Польского достиг многого. Увеличилось число военных капелланов, были созданы новые военные приходы, представители Церкви получили возможность общаться с православными военнослужащими. Владыка старался быть везде, и всюду он свидетельствовал о святом православии. Однако, как бы предчувствуя свою скоропостижную кончину, он не раз говорил об опасности столь частых полетов, которые приходилось ему совершать.
В среду Пасхальной седмицы владыка Мирон вместе с другими архипастырями служил в Супрасльской обители в день престольного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Во время Божественной литургии он провозгласил свою последнюю проповедь.

Субботним утром 10 апреля Польша не поверила тому, что услышала. Разбился президентский самолет! Все погибли! Многие из нас сразу подумали о том, что в самолете был также владыка Мирон. Нет! Это кажется невозможным! Я позвонил личному водителю владыки, и сомнения исчезли: он видел его входящим в самолет. Владыка тоже погиб...
14 апреля гроб с его телом был привезен в часовню Православного ординариата, где находился до Недели жен-мироносиц. Круглосуточно над гробом архипастыря совершались молитвословия и каждый день — Божественная литургия. Вечером в воскресенье гроб был перевезен в кафедральный собор святой Марии Магдалины в Варшаве.
На следующий день Блаженнейший Савва, Митрополит Варшавский и всея Польши, в сослужении архиереев Польской и Украинской Православных Церквей, архиереев Православной Церкви Московского Патриархата, Православной Церкви Земель Чешских и Словакии, а также духовенства, при стечении множества народа совершил Божественную литургию с чином отпевания архиепископа Мирона.

Прощаясь с владыкой Мироном радостными словами «Христос воскресе!», Блаженнейший Митрополит Савва благодарил его за все его труды во благо Церкви, армии и родины, подчеркнув при этом, что покойный архиепископ как «достойный воин Христов» нес свое послушание с полной жертвенностью и отдачей.
Затем тело покойного иерарха было перевезено в Супрасльскую обитель и похоронено под сводом Благовещенского храма.

Пишущему эти строки очень трудно не сказать о своих личных воспоминаниях о почившем Владыке. Я вспоминаю его прежде всего как человека Церкви, целиком преданного Богу и Святому Евангелию, незлопамятного и любвеобильного. Главное, что Он не мог жить без Церкви и богослужений, из которых черпал духовную мудрость и способность решать жизненные проблемы. Мы никогда его не забудем!

Георгий,
епископ Семятичский,
директор Митрополичьей канцелярии

 

29 апреля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59