выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Церковь
хоровод  стал главным танцем в этом сезоне
14 июня 2011 г. 17:00
версия для печати версия для печати

"Троицкие гуляния" в селе Троицком

Молодежь православных приходов Москвы отметила праздник Святой Троицы на подворье Николо-Перервинского монастыря в подмосковном селе Троицкое. Гостей встретили выступления фольклорных коллективов, мастерские народных промыслов (гончарное ремесло, выжигание по ткани), выставка резьбы по дереву и народной самодельной игрушки, рассказ об истории народного костюма, хороводы, спортивные игры и, конечно же, радость новых встреч и общения с близкими по духу людьми. Праздник организовало православное молодежное объединение «Держава».

Первое чувство - радость

Зеленая поляна с небольшим подъемом в окружении деревьев, кроны которых закрывали от июньского солнца «зрительный зал», красочно оформленная сцена, Покровский деревянный храм, роскошные цветущие кусты пионов, много улыбок и счастливых глаз – так встретило нас подворье Николо-Перервинского монастыря. И пока артисты готовились к выступлению, а молодежь осваивала гончарное ремесло и искусство выжигания по ткани, руководитель православного молодежного движения «Держава» Андрей Петросянц рассказал, чем в этом году «Троицкие гулянья» отличаются от предыдущих лет.

«Сегодня этот праздник вошел официально в календарь событий в рамках Синодального отдела по работе с молодежью, то есть получил официальный статус, - говорит руководитель объединения. - Если раньше «гулянья» проходили на «домашнем» уровне, преимущественно для прихожан монастыря, то теперь мы объявили о них более широко. И в праздничной программе участвуют не только наши ребята, но и профессиональные коллективы Москвы и Нижнего Новгорода…»

Андрей Владимирович прервался, потому что в это время слово предоставили настоятелю Николо-Перервинского монастыря и подворья протоиерею Владимиру Чувикину. Священник напомнил, что день Святой Троицы - это день рождения христианской Церкви, сердечно поздравил всех собравшихся и объявил об открытии праздника. Над монастырским подворьем зазвучало праздничное песнопение в исполнении монастырского клироса.

«...Но не в танцах и песнях, не в городе мастеров (хотя все эти ремесла нужны для возрождения традиции) зерно праздника, - продолжил Андрей Петросянц. - Самое главное – это новый формат общения для молодежи. Сюда приехали ребята из православных молодежных организаций Жулебино, Марьино, из Украины и Белоруссии и даже из польского города Гайновка. С поляками мы познакомились в прошлом году на крестном ходе на гору Граборка (гора крестов). У меня было много звонков, наш сайт засыпан письмами желающих приехать; значит, у молодежи есть заинтересованность, а наш праздник востребован».

Между тем молодежь из «Державы» уже представляла на сцене польский танец «Кроковяк». «А можно поговорить с кем-то из ваших польских друзей?» - спрашиваю я Петросянца. - «Конечно».

Маша - студентка Белостокского университета, будущий филолог. Живет в г. Гайновка (население - 25 тыс. чел., 95% православные) и посещает Троицкий храм.

«Мне интересен русский язык. Когда я впервые приехала в Россию, то почувствовала, что это близкая мне страна, - говорит Мария. - Мы тоже отмечаем у себя Троицу, но скромнее, более семейно что ли... Траву на пол не стелем, но березки в храме стоят. Праздник длится у нас три дня. Встречаемся разными приходами, поздравляем друг друга, общаемся. А у вас сегодня мне нравится ВСЁ! И люди, и подход к этому празднику. Сейчас я чувствую радость, которую трудно передать словами, я и мои друзья - мы все в восхищении».

Козы, бизнес и любовь

Самодеятельному ансамблю «Берегиня» из пос. Варнавино (Нижегородская обл.) сцена не нужна. Слишком мало места для синтеза их «ручейка» и «хоровода». В эту игру они включают самых юных гостей праздника. Дети визжат от восторга и удовольствия, а взрослые смеются и аплодируют.

«Мы чувствуем себя здесь как дома, - скажет позже корреспонденту ЦВ руководитель «Берегини» Елена Сагаева. – Замечательный и благостный праздник, мы счастливы, такой подъем души. Я счастлива, что мы приехали сюда!»

Артисты «Берегини» - педагоги Дома детского творчества, но занимаются не только с детьми, но и сами прекрасно поют и танцуют. И пока Елена Сагаева распевает с коллегами забавные частушки, я знакомлюсь с семейной парой – Павлом и Еленой. Они прихожане Троицкого храма подворья Николо-Перервинского монастыря и живут в соседней деревеньке – Болтино. «Да мы сами в недавнем прошлом – москвичи!» – сразу говорит Павел.

Они уехали в деревню после свадьбы, пять лет назад. Родители предлагали купить квартиру в столице, но молодые предпочли городскому комфорту собственный дом, хозяйство из коз и огорода, свежий воздух и вместо пропахшей хлоркой – родниковую воду. У Павла и Елены двое детей, и это не предел - молодые люди не собираются на этом останавливаться.

«В Москве затемно уходишь на работу, затемно приходишь, неба не видишь, меня больше всего это смущало, - говорит Елена. - А здесь выходишь на улицу, и вот оно, распахнутое все перед тобой!»

Павел - частный предприниматель, занимается строительным бизнесом. «Приходится, конечно, мотаться по Подмосковью, бывают и трудности, но выкручиваемся как-то, находим решение. Работаем, с голоду не умираем», - говорит он.

Павел любит русский фольклор, а всего несколько лет назад, до женитьбы, пел в рок-группе. Мог бы даже сегодня что-то исполнить и из русских народных песен, но нет времени на репетиции. Иногда поет детям под гитару детские песенки, но собственные выступления на «Троицких гуляньях» пока не планирует.

Албания-Македония-Корфу

А праздник продолжается. Задорные песни ансамбля «Поверье» (Москва) не могут никого оставить равнодушными, заряжая всех энергией и весельем. Артисты поют и под гармонь, и под современную аранжировку. Мое внимание привлекает стоящий в стороне священник в светлом подряснике.

Иерей Андрей Степанов, сам выпускник Николо-Перервинской семинарии, служит в Троицком храме подворья и работает в Издательском совете Московской Патриархии. Вместе с молодежью «Державы» он паломничает по всему миру. В прошлом году вместе с ребятами побывал в Турции, где они на велосипедах путешествовали по древним монастырям в горах (часть из которых теперь музеи).

«Каждый вечер мы собирались и подводили итоги - делились впечатлениями, чувствами и переживаниями. И делали вывод, стоит ли ехать дальше и что это дает каждому из нас для души. А этим летом собираемся в Албанию, Македонию и Корфу, к святителю Спиридону Тримифунтскому. До места долетаем на самолете, а там берем напрокат велосипеды и палатки, - рассказывает батюшка. – Главная идея - научить молодежь преодолевать трудности, подавать друг другу руку и общаться вживую, а не по Интернету через социальные сети. Эта практика оправдывает себя. Два года назад в «Державе» было 25 человек, сейчас - более ста».

«Может быть, у вас и молодые семьи в «Державе» складываются?» - спрашиваю священника. «Да, уже есть «первая ласточка» - Мария и Виктор», - и отец Андрей знакомит меня с ними.

«В «Державу» я пришла, потому что захотелось общения для души, которого как-то не получалось нигде найти, - рассказывает Мария. – А оказалось, что тут не только интересные люди собрались, но они ездят по миру, для себя и других праздники организуют, восстанавливают храмы (например, в Николо-Радовицком монастыре). Если со здоровьем что-то случается, есть взаимопомощь и поддержка. Словом, ты не одна».

Маша по образованию медицинская сестра, сначала работала операционной сестрой в Бакулевской больнице, а теперь - в Склифосовского. С Виктором они познакомились на празднике Иверской Божией Матери (он поет на клиросе и учится в Николо-Перервинской семинарии). В Москву он приехал из Киева. Прежде чем сделать предложение Марии, сначала свозил ее к родителям. Невеста им понравилась, и неделю назад молодые люди сыграли свадьбу. «Хочется создать большую семью, но тут уж, как Бог даст», - размышляет моя собеседница.

В это время на сцене уже идет спектакль по рассказу А.Чехова «Лужки». Стоит ли говорить, что актеры – ребята из «Державы»?

«Сколько времени у вас ушло на подготовку такого праздника?» - «Месяц», - отвечает Андрей Петросянц.

«Да, всего месяц, - повторяет он, словно и сам не верит в это, и продолжает. - Недавно читал книгу митрополита Вениамина (Федченкова). Он пишет, что Пасха - это была Пасха Иисусова, а Троица - это Пасха уже внутри нас, в самом человеке происходит. И начинаешь задумываться и понимать, что мы не чужие друг другу на Земле, у нас есть какая-то общность, и в основе ее – наша вера, наше возвращение к Богу. А к чему все время призывал своих учеников Господь? «Радуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». Знаете, смотрю на все это и думаю: многие из нас читают акафисты, и там часто повторяется слово «радуйся». Только радости у нас почему-то нет. Мы разучились радоваться. Вот нужно как-то вернуть православному человеку это состояние радости. Не надуманной, не искусственной, не телевизионной, а вот этой внутренней, личной, душевной радости. И соприкасаясь с творчеством наших предков - таким радостным по своей сути и глубоко пропитанным православной верой - мне кажется, мы сможем найти ключи к этой внутренней радости, которой всем нам сегодня так не хватает...»

А концерт тем временем перерос уже во всеобщее веселье, когда вместе с артистами пели, плясали и водили хоровод уже и зрители, от мала и до велика. И было очень трудно удержаться от того, чтобы не присоединиться к ним.

14 июня 2011 г. 17:00
Ключевые слова: дети, музыка, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00