выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 3 (352) февраль 2007 /  20 февраля 2007 г.
версия для печати версия для печати

Участники Рождественских Чтений обсудили проблемы современных массмедиа

31 января в рамках XV Рождественских образовательных чтений в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась конференция «Проблемы нравственности и российские СМИ». В работе конференции приняли участие руководители православных изданий, епархиальных пресс-служб и светские журналисты. Впервые в работе секции приняли участие два архиерея — архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк и епископ Магнитогорский Феофилакт.
Конференцию открыл председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев. Он приветствовал собравшихся и подчеркнул важность регулярного обсуждения проблем, связанных с церковной проповедью в СМИ и формированием системы православных средств массовой информации.
Председатель секции епископ Магнитогорский Феофилакт в своем докладе отметил, что в наше время «СМИ оказывают определяющее влияние на то, что люди думают, как говорят и поступают. Именно через масс-медиа распространяются идеи, формируются или разрушаются идеалы». Сегодня, когда идет процесс формирования общего медийного пространства Русской Православной Церкви, на церковных журналистов ложится особая ответственность.
Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк в своем выступлении уделил особое внимание нравственным проблемам СМИ. По его словам, «сегодня СМИ в основном находятся в руках людей, для которых главное — не человек, а капитал». Отметив, что себялюбие и эгоизм преподносятся как добродетель в большинстве СМИ, архиепископ Марк привел в пример жанр телевизионного ток-шоу, в котором человек «с улицы», ничего серьезного не сделавший в этой жизни, почему-то получает роль третейского судьи, имеющего право публично выносить свои суждения по самым важным проблемам. Архиепископ Марк призвал отказаться от популистской идеи «четвертой власти», так как СМИ, по его мнению, должны выполнять в первую очередь просветительскую функцию.
Руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец проанализировал то, как освещается жизнь Церкви на российском телевидении, и рассказал об опыте сотрудничества «Православной энциклопедии» с федеральными телеканалами. Он особо отметил, что сегодня работа всех телеканалов крайне коммерциализирована. Даже так называемые «госканалы» получают из государственного бюджета финансирование, которого хватает лишь для оплаты сигнала, в остальном они находятся на самоокупаемости и поэтому заинтересованы в повышении рейтингов любой ценой, что прямо сказывается на нравственном уровне телепрограмм. Сегодня условия рынка таковы, что даже те издания, на которые возлагались особые надежды в связи с тем, что они оказались в руках православных предпринимателей, становятся все более «желтыми». То же самое происходит и на телевидении. Сергей Кравец призвал не питать особых иллюзий по поводу ресурса государственного влияния на политику телеканалов, особенно в предвыборный год: «Государство интересуется телеканалами лишь как инструментом манипулирования сознанием. Сегодня господствует принцип “чуть меньше хлеба, чуть больше зрелищ”... Противостоять этому можно, — считает С.Кравец, — но это должны быть продуманные церковно-общественные лоббистские методы». Среди положительных тенденций он отметил тот факт, что на федеральных каналах «практически не бывает информационных программ без церковных новостей». Однако, по словам С.Кравца, часто отсутствие православных передач связано с неудовлетворительным качеством программ, которые снимают православные телестудии и продюсерские компании. Руководитель «Православной энциклопедии» предложил помощь епархиальным телестудиям в развитии отношений с местными ГТРК.
Ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин призвал собравшихся к участию в создании христианской методологии анализа масс-медиа. Он считает необходимым развитие богословских исследований в новой отрасли, которую назвал «богословием коммуникации». С.Чапнин отметил, что многие так называемые «пророки информационного общества», в частности основатель кибернетики Норберт Винер, в своих теоретических трудах затрагивали серьезные метафизические проблемы и довольно дерзко оперировали богословскими понятиями. Православные богословы, со своей стороны, упустили возможность участия в формировании новых отраслей знания, с которым сегодня связаны все основные направления развития информационного общества. Разработка «богословия коммуникации» может стать важным шагом в этом направлении. При этом необходимо опираться, с одной стороны, на евхаристическое богословие XX века, а с другой — на церковное учение об образе, которое в последние 200 лет было ограничено только одним видом образа — иконой, между тем как святоотеческое учение об образе значительно более универсально.
Сергей Чапнин также рассказал о своем опыте сотрудничества с НТВ. В развернувшейся затем дискуссии обсуждались различные проблемы, возникающие при подготовке передач и выступлениях на телевидении. Многие журналисты отмечали неготовность священников к работе в теле- и радиоэфире.
Анна Новикова, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, в своем выступлении предложила искусствоведческий анализ фильма «Остров» с точки зрения массовой культуры, с одной стороны, и задач церковной миссии, с другой.
Главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков проанализировал четыре основных вида проповеди, встречающихся сегодня в радиожурналистике. Александр Щипков отметил, что среди представителей всех конфессий православные — единственные, кто готов обсуждать свои внутренние проблемы прилюдно. Это многие осуждают, но это правильно, считает А.Щипков.
В заседании также приняли участие главный редактор издательства «Лепта-книга» Ольга Голосова, член Союза писателей Тамара Крюкова, представители православных и светских СМИ. Большинство докладов сопровождалось оживленной и заинтересованной дискуссией.
На конференции также состоялось награждение почетными грамотами Издательского Совета за вклад в организацию Второго фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Среди награжденных — заместитель декана социологического факультета МГУ Алексей Синяков и сотрудник социологического факультета МГУ Филипп Малахов, главный редактор журнала Московской духовной академии «Встреча» Петр Королев, сотрудники веб-студии «Никола» и другие.
Участникам конференции был представлен новый справочник-путеводитель «Православный интернет», изданный специально к Рождественским чтениям.
В заключительной части конференции состоялся доклад магистра богословия, профессора СпбДА протоиерея Георгия Митрофанова «Россия, взыскующая Бога» (по фильму П.Лунгина «Остров»), с показом и обсуждением фрагментов фильма.

20 февраля 2007 г.
Ключевые слова: журналистика
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи