выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Церковь
епископ Звенигородский Николай
ЦВ № 9 (454) май 2011 /  20 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

"В своей жизни вижу непрестанное присутствие Промысла Божия..."

17 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии.

Слово архимандрита Николая (Чашина) при наречении во епископа Звенигородского, викария Московской епархии

Ваше Святейшество! Святейший владыка и отец!
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри!
Промыслом Божиим, изволением великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решением Священного Синода призван я, недостойный, быть епископом Русской Православной Церкви.
Сегодня, когда я стою перед вами, ожидая принять через возложение ваших рук благодать Пресвятого Духа, призывающую к высочайшему служению, меня охватывает трепет и страх.
Высота служения, ответственность не только за себя, но и за народ Божий, ответственность за слова и поступки, за принятие решений, которые имеют отношение не только к моей жизни, но и к жизни многих людей, есть великая ноша, которая не может быть уравновешена видимыми знаками почтения к архиерейскому сану. Так что на Страшном суде дам ответ не только за свои личные поступки, но и за духовное состояние и целостность вверенного мне стада Христова.
Сознавая себя немощным, вспоминаю слова святого апостола Павла: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24) Взирая на жизнь других людей и сравнивая себя с ними, вижу, как мало я трудился, чтобы развить и приумножить дарованные Богом таланты. Стою, как ленивый и нерадивый раб перед лицом вашим, как перед лицом Самого Бога, более ожидая услышать осуждение, чем слова, призывающие к высокому служению: Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19).
В этом внутреннем смятении души ищу поддержки, обращаясь к Священному Писанию, и слышу слова великого «апостола языков» святого Павла: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27), чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 29). Утешением для меня является великое милосердие и человеколюбие Господа, вера в Его всесильную помощь и благодать Пресвятого Духа, «всегда немощная врачующи и оскудевающия восполняющи».
Обозревая свою жизнь, вижу в ней непрестанное присутствие Промысла Божия и попечение о себе. Ростки веры были взращены в моей душе прежде всего моей мамой. Пример ее жизни для меня является путеводителем. В годы, когда в нашем государстве торжествовал атеизм, она выбрала тернистый путь к Богу. Она посвятила себя воспитанию нас — своих детей. Помню мамины молитвы и сильное желание ее, чтобы мы посвятили свою жизнь служению Господу.
Укреплялась моя вера общением с замечательными людьми, которые трудились тогда в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в одном из немногих действующих в городе Саранске. Благодаря им мы смогли соприкоснуться со святоотеческими творениями и богатой христианской литературой. В этом храме мы учились богослужебному пению и чтению. Не могу забыть и свое первое паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, которая стала для меня путеводной звездой, указывающей путь деятельного восхождения к Богу.
После службы в Вооруженных силах началась моя самостоятельная жизнь. Четыре года я трудился в Православном братстве во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба при Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской епархии. Затем 14 лет нес служение в Новосибирской епархии, где был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан епископом Сергием (Соколовым). В 1997 году на меня возложили послушание быть наместником вновь созданного мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Завьялове Искитимского района Новосибирской области, которое я нес 13 лет. Эти годы были для меня большой школой: приходилось организовывать и строить обитель, здесь я познал тяжесть ответственности за духовное состояние людей, здесь пришло понимание необходимости непрестанного труда, дабы создавать новое и сохранять уже имеющееся. И именно здесь, на фоне моих слабых сил, особенно ясно явлена была мне всесильная помощь Божия, заступничество и Покров Пресвятой Богородицы, в честь которой и была устроена обитель.
Благодарю Бога за встречу с епископом Сергием (Соколовым) и архимандритом Павлом (Груздевым), которые оставили светлый след в моей жизни. Вечная им память.
Благодарность и низкий поклон воздаю моим наставникам — архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону, под руководством которого мне довелось трудиться десять лет, неся наравне с обязанностями наместника монастыря и другие епархиальные послушания, а также архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину, с которым знаком около 20 лет. Эти почтенные архипастыри своей жизнью дали мне пример того, что архиерей — это опытный кормчий, который управляет вверенной ему паствой с большим умением, осторожностью, но в то же время и с твердостью; а также любвеобильный отец, молитвенник и печальник за каждого вверенного ему Богом человека.
Особую благодарность выражаю Вам, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом Церкви Христовой.
Ваше Святейшество! В этот переломный период истории Отечества, да, пожалуй, и всего человечества, особо слышен Ваш голос, призывающий к решительному и ответственному церковному служению, к понятной и убедительной проповеди Евангелия, укреплению нравственного начала и духовной культуры народа. Мы видим Вашу заботу о Церкви и любовь к людям. В ответ хочется заверить Вас в своей сыновней преданности и готовности нести преподаваемые Вами послушания.
Ваше Святейшество, всечестные архипастыри, прошу вас сугубо помолиться обо мне в этот великий для меня день, в день моей Пятидесятницы. Да изольет Господь на меня благодать Пресвятого Своего Духа, да укрепит мои слабые силы и соделает достойным служителем Святой Церкви.


Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю,
епископу Звенигородскому

Преосвященный епископ Николай!
Благоволением Великого Архиерея и Господа нашего Иисуса Христа ныне Святым и Животворящим Духом в таинстве хиротонии ты приобщился к собору епископов и получил власть пасти Церковь Божию.
Епископское служение — высокое, ответственное и спасительное — слагается из молитвы, учения и управления и требует полного самоотречения и самоотдачи.
Святитель Филарет Московский, у честных мощей которого совершилась сегодня твоя хиротония, в напутственном слове новопоставленному архиерею учил, что епископство ныне то же, как и при сошествии Святого Духа и возложении рук апостолов, и «если мы далеки от мужей апостольских, то это по нашей вине. Не время удаляет нас от них, но недостаток ревности подражать им».
Посему возгревай полученный дар Божий (ср.: 2 Тим. 1, 6) и не надейся на ограниченные человеческие способности, памятуя о том, что «священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному» (святитель Иоанн Златоуст, Слово 3-е о священстве), и как можно чаще прибегай к соборной молитве, дабы испросить у Господа разумения и силы для ведения церковных дел, и почувствуешь, что именно пред Престолом Божиим обретаешь эти силы, а вместе с ними уверенность, спокойствие, твердость и способность право править слово Христовой истины.
В наше непростое время особенно актуальным становится завет святителя Иоанна Златоуста: «Не переставай прилежно и с сокрушенным сердцем молиться как о всей совокупности Церквей, так и о нашем смирении, усердно прося человеколюбивого Бога... чтобы, наконец, прекратилось это всеобщее разрушение и все дела приняли светлый и мирный оборот... Только молитвами и может быть поправлено настоящее положение дел» (святитель Иоанн Златоуст. Письма к разным лицам 404–407 годов). Имел в виду святитель не только дела церковные, но и состояние умов и сердец тех самых жителей православной Византийской империи, которые многим из нас кажутся идеалом, но духовные проблемы которых с такой силой прозревал Златоустый Иоанн.
В своей проповеди свидетельствуй о том, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10, 7), стараясь доступно и понятно объяснять нашим современникам, что Царство Божие — это мир Христов, который входит в жизнь каждого человека, по мере сил исполняющего евангельские заповеди и удаляющегося от мирских соблазнов.
Многие годы ты нес послушания наместника и председателя комиссии по делам монастырей в Новосибирской епархии. Теперь ты как викарный архиерей будешь помогать Патриарху в управлении епархией первопрестольного града, а в будущем — на том месте служения, куда направит тебя Господь. Используй благоприобретенный опыт и помни: в основе твоей работы должны лежать правила и примеры апостолов и святых отцов, одно из которых гласит, что епископы не должны ничего творить без рассуждения первого из них.
Храни чистоту веры и пребывай в единомыслии со всей Святой Соборной и Апостольской Церковью Православной, памятуя о том, что ее составляют члены одного Тела Христова, связанные друг с другом союзом любви по образу Святой Троицы (ср.: Еф. 4, 4).
Со страхом совершай (ср.: Флп. 2, 12) архипастырское служение, которое возлагает на тебя ответственность за спасение не одной только своей души, но многих душ. Усердно трудись ради того, чтобы твоя родная страна, Россия, укрепляясь в православной вере, обновилась миром и праведностью.
В наши лукавые дни (ср.: Еф. 5, 16) особенно остро нуждается в пастырском руководстве народ, в том числе и юное поколение. Относись к молодым людям как к братьям и сестрам (ср.: 1 Тим. 5, 1) и старайся расположить их к дружелюбному общению не только словом, но и искренней любовью и заботой, пастырской осмотрительностью и мудростью.
Тебе предстоит сострадать и заботиться о скорбящих и страждущих — сиротах, инвалидах, заключенных, бездомных, бедных и всех, кто приходит в Церковь, чтобы обрести в ней утешение. И забота о таких людях является не чем-то новым в жизни Церкви. С первых времен существования апостольской общины и всегда Церковь взором своим была обращена к тем, кто страдал по-человечески и кто нуждался в утешении и поддержке.
Ныне, в Неделю ваий, Спаситель, шествуя во Иерусалим, возводит и твою душу во святый град Божий, дабы соделать тебя, по слову преподобного Иоанна Лествичника, епископом своего сердца, приносящим в жертву Христу помышления и чувства, освященные Святым Духом (см.: преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 28, 51).
Не случайно сегодняшнее апостольское чтение начинается со слов: Всегда радуйтеся! (Флп. 4, 4). Чтобы исполнить этот завет, ты должен в основание своего служения положить страх Божий, и тогда не только покой, слава и уважение, но и обиды, и клевета, и все вообще бедствия принесут тебе плоды радости (святитель Иоанн Златоуст. Беседа 18-я во дни Великого поста).
Тебя, Преосвященный владыка, ожидает немало трудов в новом сане. В любых обстоятельствах, при всех неизбежных препятствиях, трудностях и искушениях не смущайся, а с верой и надеждой обращайся к Богу и обретешь в Нем кроткое и мирное устроение души.
И помни, что как человек еще молодой ты должен продолжать учиться. Под словом «учиться» я подразумеваю не только совершенствование богословских знаний, но и усвоение опыта как других, так и своего собственного. Человек, который перестает учиться, останавливается в своем развитии и вне зависимости от возраста и физического здоровья становится духовно и интеллектуально дряхлым и неспособным нести слово Божие людям.
С таким напутствием прими сей жезл как знамение силы, посылаемой тебе от Господа, и как опору на пути ко спасению, по которому ты пойдешь сам и поведешь за собой словесных овец Христовых, и преподай архипастырское благословение народу Божиему, молившемуся о тебе за Литургией. Аминь.

Епископ Звенигородский Николай, викарий Московской епархии (Чашин Сергей Николаевич), родился 28 апреля 1972 г.
в п. Комсомольский Чамзинского р-на Мордовии. В 1990–1992 гг. проходил срочную службу в Вооруженных силах. В 1992–1996 гг. трудился при Православном братстве св. блгв. кн. Бориса
и Глеба г. Тутаева Ярославской области, затем проходил послушание в Новосибирской епархии. 6 октября 1996 г. епископом Новосибирским и Бердским Сергием пострижен в монашество с наречением имени Николай в честь Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских. 8 декабря 1996 г. в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска епископом Сергием рукоположен во иеродиакона, а 15 декабря того же года — во иеромонаха.В 1997–2010 гг. — наместник вновь образованного мужского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Завьялова Искитимского р-на Новосибирской области. В 2000 г. возведен в сан игумена. В 2000–2009 гг. нес послушание председателя епархиальной комиссии по делам монастырей. В августе 2010 г. назначен настоятелем храма в честь Успения Божией Матери г. Владивостока, 2 ноября — благочинным центрального округа Владивостокской епархии.
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 16) избран епископом Звенигородским, викарием Московской епархии. 10 апреля 2011 года возведен в сан архимандрита.

20 мая 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи