![]()
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
28 младенческих жизней сохранили в православном приюте "Нечаянная радость" Екатеринбурга Сегодня в России отмечается Международный день защиты детей. Немалую роль в этом благородном деле играют и церковные кризисные центры для беременных женщин и матерей с детьми, созданные по всей стране. Так, за четыре с половиной года православный приют для помощи женщинам с детьми в кризисной ситуации «Нечаянная радость» в Екатеринбурге сохранил от аборта 28 младенческих жизней. Всего же за этот период здесь помогли 54 мамам (30% из них были беременны) и 81 ребенку, оказавшимся без жилья и средств к существованию.
1 июня 2020 г. 09:50
Храмы у Дороги жизни Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — это труд тех, кто стремился спасти людей от гибели в блокадном Ленинграде. Среди них не только те, кто доставлял в осажденный город грузы и вывозил блокадников на Большую землю, защищал небо от вражеской авиации, но и те, кто работал в мастерских по ремонту автотранспорта и авиационных двигателей, спасал в эвакуационных пунктах обессиленных от голода ленинградцев. Однако мало кто знает, что этими мастерскими и госпиталями на другом берегу Ладоги стали храмы, закрытые в 1930-х годах. Четыре из них оказались в непосредственной близости от линии Волховского и в зоне действия Ленинградского фронтов и сегодня находятся в Тихвинской епархии. PDF-версия
8 мая 2020 г. 10:57
|
![]()
ЦВ № 3-4 (449) февраль 2011 /
18 февраля 2011 г.
Введение военного духовенства – первый рубеж взятВ 2011 году Минобороны России обещает назначить первых священнослужителей на штатные должности в Вооруженных силах. Какие проблемы стоят сегодня перед военными священниками? Какие задачи им предстоит решить? Эти вопросы оказались в центре внимания участников «военной» секции Международных Рождественских чтений. В Вооруженных силах Российской Федерации официально служит только один военный священник Русской Православной Церкви — протоиерей Александр Бондаренко, занимающий должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими. Остальные, даже если состоят на минимальном довольствии в соответствующей части, оформлены как психологи или заведующие полковыми клубами. Однако в 2011 году ситуация может измениться. Уже сейчас на утверждении министра обороны находятся семь кандидатур священнослужителей, которые в скором времени займут соответствующие штатные должности на российских военных базах за рубежом. Далее последуют и остальные назначения. Всего в штат Вооруженных сил планируется ввести 240 военных священников. Такой прогноз на заседании «военной» секции нынешних Рождественских чтений озвучила сотрудник управления Минобороны по работе с верующими военнослужащими Людмила Непокрытова. Несмотря на то что священники трудятся в Вооруженных силах уже без малого двадцать лет, наличие специальных должностей для священнослужителей в штатном расписании Минобороны — принципиально новое явление. И в первую очередь — для военного руководства, которое, по словам председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, «зачастую не понимает роль и функциональное значение представителей религиозных объединений в армии». Командиры не возражают против периодических визитов священника в военную часть, совершения богослужений, духовно-нравственных бесед с личным составом, но растерянно разводят руками при мысли, что священнослужитель станет штатным сотрудником. Что с ним делать, как выстраивать отношения, чем именно будет заниматься военный пастырь? «Сегодня самое важное — четко определить границы взаимодействия в отношениях священнослужителя и командира», — отметил в этой связи начальник упомянутого выше управления Борис Лукичёв. «Командир обычно человек амбициозный, властный. И когда у него в подчинении появляется священнослужитель, командир порой не знает, как ему действовать. Ведь бывает и так: всех построили и шагом марш в храм, а там 30 буддистов, 15 мусульман и 50–60 православных. Поэтому работу командира нужно регламентировать», — заострил проблему Борис Михайлович. Он сообщил также, что для решения этого вопроса управление в тесном сотрудничестве с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями разработало основы концепции по работе с верующими военнослужащими, своего рода руководство к действию как для священнослужителей, так и для командиров. Проблемы возникают и в ходе подборки кандидатур на должность военного священника. Вопреки расхожему мнению, что священнослужители, до сих пор работавшие в армии «на энтузиазме», с радостью заполнят штатные «клетки», дело обстоит иначе. Как следовало из докладов представителей епархий, многие священнослужители предпочли бы и дальше трудиться на добровольной основе, чем «сесть на оклад» и оказаться в подчинении у командира. Такая ситуация сложилась, к примеру, в Мурманской епархии. Председатель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Андрей Амелин указал, что из-за отсутствия добровольных кандидатов со стороны духовенства места помощников по работе с верующими военнослужащими на Северном флоте могут занять отставные офицеры-воспитатели. На это последовало резкое возражение Бориса Лукичёва, назвавшего подобные планы профанацией решения Президента, которое предполагает назначение на эти должности именно священнослужителей. В докладе на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что должность военного священника «требует профессиональных умений и навыков, самоотверженности и мужества, полной отдачи сил». В этой связи встает вопрос о требованиях, предъявляемых к кандидатам. В соответствии с принятым Минобороны Положением по организации работы с верующими к священнослужителю предъявляются как минимум два требования: как к духовному лицу и как к специалисту воинской части, имеющему специфические, ни с кем не схожие функции. Как отметил в своем докладе заведующий информационно-аналитическим сектором Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Александр Суровцев, это позволяет сформулировать два основных направления подготовки священнослужителей к работе с верующими военнослужащими: военно-пастырское, то есть формирование системы знаний, умений и навыков пастырской работы с военнослужащими, и военно-специальное, включающее в себя изучение особенностей взаимодействия с командиром и другими должностными лицами. В целом подготовка штатного военного духовенства будет включать различные уровни и формы, в том числе теоретическую подготовку, практическую подготовку, самоподготовку, в дальнейшем — переподготовку и повышение квалификации. Еще одной проблемой, связанной с положением военного священника, является его двойная подчиненность: с одной стороны, он подчиняется непосредственно командиру части, с другой — правящему архиерею своей епархии. И при этом работа в военной части, как следует из проекта типового договора с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими, является для работника основным местом работы. А как быть в том случае, если часть, где работает священник, оказывается на территории другой епархии, с духовенством которой ему также необходимо выстраивать служебные отношения? Что делать, к примеру, священникам Северо-Кавказского военного округа, который включает в себя территории трех епархий? Нужно ли создавать особую структуру управления военным духовенством? Для решения этих вопросов следует более глубоко изучить дореволюционный и зарубежный опыт работы военного духовенства, адаптировав его к современным российским условиям. Нерешенным на сегодняшний день остается вопрос о судьбе храмов, построенных на подведомственной Минобороны территории. В ходе проводимой в Минобороны инвентаризации культовых объектов обнаружилось, что сегодня их 187. При этом информация продолжает уточняться. «Сложность положения состоит в том, что в результате реформирования Вооруженных сил количество военных городков и гарнизонов резко сократится, — заметил Борис Лукичёв, — и если где-то поставлена часовня, а то и храм, то при уходе военных с этой территории в них может наступить мерзость запустения. Что делать с этими объектами? В этой ситуации Министерство обороны выступает за строительство храмов там, где будут располагаться крупные военные гарнизоны». Борис Лукичёв сообщил также, что в настоящее время по решению министра обороны создается совместная рабочая группа (пять человек от Русской Православной Церкви и пять человек от Министерства обороны), которая будет решать вопросы, связанные с учетом и приведением в порядок нормативной базы для храмов. Это основные, но далеко не все проблемы, которые стоят сегодня перед военным руководством, священноначалием и священниками, непосредственно работающими в войсках. Не менее актуальными представляются вопросы о размерах заработной платы военных священников, формах допуска гражданского лица к служебной документации части, степени участия священнослужителя в воспитательной работе и т.д. Механизм функционирования института военного духовенства требует детальной проработки. Именно поэтому возрождение структуры полковых священников носит неспешный, постепенный характер. Понятно, что 240 священнослужителей для Российской армии — ничтожно малое число. Но любой эксперимент начинается с малого. И от того, насколько успешно пройдет этот первый этап, зависит судьба военного священства в Российской армии. <...> В ходе формирования корпуса штатного военного духовенства необходимо обеспечить своевременный и качественный подбор кандидатов из числа священнослужителей Русской Православной Церкви. К назначению на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими рекомендовать священнослужителей, прошедших квалификационный отбор, имеющих соответствующие образование, подготовку и опыт работы.
18 февраля 2011 г.
Ключевые слова:
армия
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Дом для мамы плюс Традиционным «Домом для мамы» сегодня удивить сложно: только на территории России за девять лет Церковь открыла свыше семи десятков подобных учреждений для женщин (в основном для молодых мам и беременных), оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Калужский опыт ценен эффективными наработками, при помощи которых такие проекты становятся ядром целой системы начинаний епархиальных социальных служб. Что необходимо для успеха этой деятельности помимо горячего энтузиазма и вдумчиво подобранного штата квалифицированных исполнителей, на месте выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
26 января 2021 г. 14:45
Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 января 2021 г. 13:30
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим» Пандемия коронавируса обострила отнюдь не только медицинские, санитарно-гигиенические и экономические вопросы и задачи. Резко возрос интерес к природе вирусов и их роли в сообществе живых организмов на Земле, управляемости человеческой цивилизацией в условиях выраженного в той или иной степени хаоса, духовным причинам переживаемых нами проблем и верным выводам, которые из них следует сделать. В интервью «Журналу Московской Патриархии» занимающий кафедру в Омской митрополии архиерей, в прошлом ученый-вирусолог, рассуждает об оправданности карантинных ограничений, объясняет, почему Россия оказалась впереди в создании вакцины, и советует не поддаваться панике. PDF-версия.
22 января 2021 г. 14:30
|