![]()
Реабилитация души Однажды оказавшись на улице, человек очень быстро выпадает из нормальной жизни. И чем дольше он бродяжничает, тем выше вероятность, что он уже не захочет или не сможет вернуться в семью, к домашнему очагу, к стабильной, устойчивой занятости. Кроме того, не стоит забывать, что среди бездомных присутствует определенная доля людей с психическими отклонениями. Однако среди подопечных ресурсного центра помощи бездомным «Ангар спасения», уже восемь лет действующего в структуре Православной службы помощи «Милосердие», есть большое количество тех, кто хочет и готов перестать бродяжничать. Им только надо помочь это сделать. PDF-верия.
17 июня 2022 г. 12:00
От идеи до реализации — один грант За семнадцать лет существования грантового конкурса «Православная инициатива» его победители смогли воплотить в жизнь около четырех тысяч социальных, образовательных, информационных и культурных проектов, улучшающих нашу жизнь. Но, несмотря на широкую просветительскую программу по участию в конкурсе, каждый год из-за неправильно написанных заявок больше половины из них отклоняется. Какие ошибки повторяются чаще всего, на что следует обратить внимание священнику или церковному работнику, впервые участвующему в таком конкурсе, и почему не нужно бояться финансовой отчетности, «Журналу Московской Патриархии» рассказала исполнительный директор фонда «Соработничество» Алла Ларина. PDF-версия.
15 июня 2022 г. 13:00
Спасаем всем миром С первых часов специальной военной операции Русская Православная Церковь задействовала весь спектр возможностей для оказания неотложной и долговременной помощи как находящимся в зоне вооруженного конфликта людям, так и беженцам и вынужденным переселенцам, перебравшимся в другие регионы Украины или в Россию. Сбор средств на помощь беженцам и мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходил в российских храмах в течение трех воскресных дней — 6, 13 и 20 марта. PDF-версия.
5 апреля 2022 г. 16:00
Красная зона врача-литератора «Литература и медицина привели меня к Богу» — так говорит о своем жизненном пути писатель и врач Андрей Убогий. Его всегда волновала тема преодоления смерти, которую он раскрывает в своей прозе, рассказывая о больничных буднях медиков, о страданиях и светлых сторонах жизни. В прошлом году талант писателя был отмечен Патриаршей литературной премией имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Андрей Убогий рассказал о том, чему учит нас пандемия, полезно ли православному человеку получать свидетельства бессмертия души, почему он выбрал хирургию и какое отношение к его произведениям имеет джаз. PDF-версия.
16 марта 2022 г. 16:30
Там, где нужна помощь Хронологически история православного волонтерства в российских лечебных учреждениях не очень протяженна — если не брать, разумеется, дореволюционную эпоху. Началась она в 1990-х годах, когда вместе с сестрами милосердия Свято-Димитриевского сестричества в отделения Первой градской больницы пришли первые добровольцы-москвичи. С тех пор Церковь в лице Синодального отдела по благотворительности и социальному служению наладила четкий механизм каждодневной помощи страдающим людям, который помогают поддерживать тысячи добровольцев в десятках епархий. Как он функционирует, на себе испытал корреспондент «Журнала Московской Патриархии», записавшийся добровольцем в «красную зону» столичного ковид-стационара. PDF-версия.
15 марта 2022 г. 16:00
Услышать сердцем, прозреть ладонями Дом слепоглухих в Пучкове — беспрецедентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьезными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Если Господь дал талант У супруги священника особая жизненная стезя, так как ее муж целиком посвящает себя Церкви. Поэтому ответственность за сохранение домашнего очага, мира в семье и воспитание детей нередко почти полностью ложатся на ее хрупкие плечи. Кроме того, она первая помощница мужа на приходе. Но есть примеры, когда матушки находят в себе силы и желание заниматься еще каким-то делом, важным для Церкви. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с женами священников и узнал, удается ли им совмещать эту многотрудную деятельность с заботами о семье, и как поддержка и молитва супруга помогают справляться с самыми трудоемкими задачами. PDF-версия.
28 декабря 2021 г. 16:30
Владимир Малягин: «Наша вера — не учение, не философия, а сама жизнь» Читателям «Журнала Московской Патриархии» писатель Владимир Малягин известен как драматург, прозаик, сценарист, издатель и преподаватель Литературного института. В этом году он стал лауреатом Патриаршей литературной премии. В своем интервью он размышляет о личном опыте церковной жизни, творческом пути, значении и противоречиях современного искусства и проблемах православного книгоиздания. PDF-версия.
15 сентября 2021 г. 13:30
«Реакционный» архиерей Во время хрущевских гонений советская власть активно навязывала Московской Патриархии решения, в корне противоречащие интересам Церкви. В регионах функционеры партийно-государственного аппарата осуществляли подобное давление с помощью епископов для того, чтобы подорвать к ним доверие верующих. Одним из тех, кто сопротивлялся антицерковной государственной политике на Западной Украине в начале гонений в 60-х годах прошлого века, был архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский). PDF-версия.
8 сентября 2021 г. 13:00
Дивеево в кольце большой стройки В решающую стадию вступают работы по формированию паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Рассчитанный на пять лет амбициозный проект — беспрецедентная попытка комплексного решения по развитию больших территорий, осуществляемая совместно государственными и церковными структурами на уровне субъекта Федерации и священноначалия митрополии. Если ее получится реализовать, туристов и паломников по гораздо более качественным по сравнению с нынешними стандартам станут принимать и в Арзамасе, и в Троицкой Серафимо-Дивеевской обители, а закрытый город Саров с Успенским монастырем получат новые перспективы для развития. PDF-версия.
2 сентября 2021 г. 13:00
|
![]()
ЦВ № 3-4 (449) февраль 2011 /
18 февраля 2011 г.
Введение военного духовенства – первый рубеж взятВ 2011 году Минобороны России обещает назначить первых священнослужителей на штатные должности в Вооруженных силах. Какие проблемы стоят сегодня перед военными священниками? Какие задачи им предстоит решить? Эти вопросы оказались в центре внимания участников «военной» секции Международных Рождественских чтений. В Вооруженных силах Российской Федерации официально служит только один военный священник Русской Православной Церкви — протоиерей Александр Бондаренко, занимающий должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими. Остальные, даже если состоят на минимальном довольствии в соответствующей части, оформлены как психологи или заведующие полковыми клубами. Однако в 2011 году ситуация может измениться. Уже сейчас на утверждении министра обороны находятся семь кандидатур священнослужителей, которые в скором времени займут соответствующие штатные должности на российских военных базах за рубежом. Далее последуют и остальные назначения. Всего в штат Вооруженных сил планируется ввести 240 военных священников. Такой прогноз на заседании «военной» секции нынешних Рождественских чтений озвучила сотрудник управления Минобороны по работе с верующими военнослужащими Людмила Непокрытова. Несмотря на то что священники трудятся в Вооруженных силах уже без малого двадцать лет, наличие специальных должностей для священнослужителей в штатном расписании Минобороны — принципиально новое явление. И в первую очередь — для военного руководства, которое, по словам председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, «зачастую не понимает роль и функциональное значение представителей религиозных объединений в армии». Командиры не возражают против периодических визитов священника в военную часть, совершения богослужений, духовно-нравственных бесед с личным составом, но растерянно разводят руками при мысли, что священнослужитель станет штатным сотрудником. Что с ним делать, как выстраивать отношения, чем именно будет заниматься военный пастырь? «Сегодня самое важное — четко определить границы взаимодействия в отношениях священнослужителя и командира», — отметил в этой связи начальник упомянутого выше управления Борис Лукичёв. «Командир обычно человек амбициозный, властный. И когда у него в подчинении появляется священнослужитель, командир порой не знает, как ему действовать. Ведь бывает и так: всех построили и шагом марш в храм, а там 30 буддистов, 15 мусульман и 50–60 православных. Поэтому работу командира нужно регламентировать», — заострил проблему Борис Михайлович. Он сообщил также, что для решения этого вопроса управление в тесном сотрудничестве с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями разработало основы концепции по работе с верующими военнослужащими, своего рода руководство к действию как для священнослужителей, так и для командиров. Проблемы возникают и в ходе подборки кандидатур на должность военного священника. Вопреки расхожему мнению, что священнослужители, до сих пор работавшие в армии «на энтузиазме», с радостью заполнят штатные «клетки», дело обстоит иначе. Как следовало из докладов представителей епархий, многие священнослужители предпочли бы и дальше трудиться на добровольной основе, чем «сесть на оклад» и оказаться в подчинении у командира. Такая ситуация сложилась, к примеру, в Мурманской епархии. Председатель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Андрей Амелин указал, что из-за отсутствия добровольных кандидатов со стороны духовенства места помощников по работе с верующими военнослужащими на Северном флоте могут занять отставные офицеры-воспитатели. На это последовало резкое возражение Бориса Лукичёва, назвавшего подобные планы профанацией решения Президента, которое предполагает назначение на эти должности именно священнослужителей. В докладе на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что должность военного священника «требует профессиональных умений и навыков, самоотверженности и мужества, полной отдачи сил». В этой связи встает вопрос о требованиях, предъявляемых к кандидатам. В соответствии с принятым Минобороны Положением по организации работы с верующими к священнослужителю предъявляются как минимум два требования: как к духовному лицу и как к специалисту воинской части, имеющему специфические, ни с кем не схожие функции. Как отметил в своем докладе заведующий информационно-аналитическим сектором Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Александр Суровцев, это позволяет сформулировать два основных направления подготовки священнослужителей к работе с верующими военнослужащими: военно-пастырское, то есть формирование системы знаний, умений и навыков пастырской работы с военнослужащими, и военно-специальное, включающее в себя изучение особенностей взаимодействия с командиром и другими должностными лицами. В целом подготовка штатного военного духовенства будет включать различные уровни и формы, в том числе теоретическую подготовку, практическую подготовку, самоподготовку, в дальнейшем — переподготовку и повышение квалификации. Еще одной проблемой, связанной с положением военного священника, является его двойная подчиненность: с одной стороны, он подчиняется непосредственно командиру части, с другой — правящему архиерею своей епархии. И при этом работа в военной части, как следует из проекта типового договора с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими, является для работника основным местом работы. А как быть в том случае, если часть, где работает священник, оказывается на территории другой епархии, с духовенством которой ему также необходимо выстраивать служебные отношения? Что делать, к примеру, священникам Северо-Кавказского военного округа, который включает в себя территории трех епархий? Нужно ли создавать особую структуру управления военным духовенством? Для решения этих вопросов следует более глубоко изучить дореволюционный и зарубежный опыт работы военного духовенства, адаптировав его к современным российским условиям. Нерешенным на сегодняшний день остается вопрос о судьбе храмов, построенных на подведомственной Минобороны территории. В ходе проводимой в Минобороны инвентаризации культовых объектов обнаружилось, что сегодня их 187. При этом информация продолжает уточняться. «Сложность положения состоит в том, что в результате реформирования Вооруженных сил количество военных городков и гарнизонов резко сократится, — заметил Борис Лукичёв, — и если где-то поставлена часовня, а то и храм, то при уходе военных с этой территории в них может наступить мерзость запустения. Что делать с этими объектами? В этой ситуации Министерство обороны выступает за строительство храмов там, где будут располагаться крупные военные гарнизоны». Борис Лукичёв сообщил также, что в настоящее время по решению министра обороны создается совместная рабочая группа (пять человек от Русской Православной Церкви и пять человек от Министерства обороны), которая будет решать вопросы, связанные с учетом и приведением в порядок нормативной базы для храмов. Это основные, но далеко не все проблемы, которые стоят сегодня перед военным руководством, священноначалием и священниками, непосредственно работающими в войсках. Не менее актуальными представляются вопросы о размерах заработной платы военных священников, формах допуска гражданского лица к служебной документации части, степени участия священнослужителя в воспитательной работе и т.д. Механизм функционирования института военного духовенства требует детальной проработки. Именно поэтому возрождение структуры полковых священников носит неспешный, постепенный характер. Понятно, что 240 священнослужителей для Российской армии — ничтожно малое число. Но любой эксперимент начинается с малого. И от того, насколько успешно пройдет этот первый этап, зависит судьба военного священства в Российской армии. <...> В ходе формирования корпуса штатного военного духовенства необходимо обеспечить своевременный и качественный подбор кандидатов из числа священнослужителей Русской Православной Церкви. К назначению на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими рекомендовать священнослужителей, прошедших квалификационный отбор, имеющих соответствующие образование, подготовку и опыт работы.
18 февраля 2011 г.
Ключевые слова:
армия
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
|