iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Культура
ЦВ № 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

Божественное проявляется в обыденном

Несколько лет назад, когда в русскоязычном Интернете только формировалась, блогосфера — пространство дневников частных лиц, эту область достаточно быстро освоили и православные люди. За мирянами потянулись и священники. В ту пору это требовало определенной решимости: для духовенства неизведанные просторы онлайн-дневников представали полем, ждущим миссионеров и пастырей, но ошибки могли обернуться проблемами в реальной жизни. Священников и диаконов, готовых общаться и отвечать на вопросы в Интернете, было немного, поэтому каждого новоприбывшего с восторгом встречали все православные и «интересующиеся» читатели, немедленно внося в списки своих виртуальных друзей.

Почему дневники духовенства пользовались и продолжают пользоваться такой популярностью? Люди потянулись к Церкви, их стало интересовать все, что связано с верой и жизнью «по Богу». Для многих соотечественников священники оставались людьми непонятными и недоступными в реальной жизни, поэтому открывшаяся возможность узнать такого человека с неофициальной стороны была очень заманчивой. В своих дневниках батюшки касались самых разных, порой весьма злободневных вопросов, о которых прихожане не могли услышать в храме или прочесть в приходской газете. Батюшки, заводившие блоги в сети, к тому же чаще всего оказывались прекрасно образованными и умными авторами, что тоже способствовало их популярности.

Успех блогов кроется в скорости реакции их авторов на происходящее. Порой важна даже не столько аналитическая, рациональная реакция, сколько эмоциональная оценка. Собственно, чужой дневник и становится интересен нам тогда, когда в нем мы находим размышления о том, что заботит сегодня нас самих.

Книга, о которой пойдет речь ниже, это не полиграфически оформленный интернет-дневник, а заметки, устроенные по тому же принципу. Автор книги, петербургский священник Константин Пархоменко, достаточно известен читателям и слушателям радиостанций «Град Петров» и «Благодатная Мария». У отца Константина есть также свой сайт в Интернете, так что в медийном пространстве современной православной России он фигура достаточно заметная.

Записки, вошедшие в книгу «Жизнь, написанная от руки», охватывают период с 2003 по 2008 годы и состоят из размышлений о православии, заметок о приходской жизни, встречах с самыми разными людьми, откликов на книги, фильмы, недавние публикации в прессе.

«Принимая решение опубликовать эти записи, я исходил из убеждения, что проповедывать нужно не только устно, но и письменными трудами, чего большинство наших пастырей не делает. Как прекрасно сказал св. равноап. Кирилл, просветитель славянский: “Проповедовать только устно — все равно, что писать на песке”», — такими словами предваряет свою книгу отец Константин.

Не всем дано писать глубокие и серьезные богословские книги и статьи, не всем дано и читать такие труды. Тем не менее. Я уверена, что широкая публикация избранных дневников пастырей, ведущих проповедь в Интернете, была бы интересна, актуальна и полезна для многих. Ведь читатели ждут не только произведений, написанных в традиционных «высоких» литературных жанрах, но и таких необработанных записок, в которых так живо отражается наш пестрый и изменчивый мир.

В завершение приведу еще одну выдержку из книги отца Константина: «Перечитал и увидел, что записал все это напрасно… Но хотелось зафиксировать, удержать то состояние души — светлое, счастливое, — которое весь день сопровождало. Качая дочь, перечитывал о. Ал. Шмемана — “Дневники”. Что у него звучит с убедительной для меня силой — так это интуиция, что Божественное проявляется в обыденном. Ужин с любимыми, снегопад, общение с людьми, в каждом из которых стараешься увидеть Христа... Через это все становишься причастен Божественному измерению жизни. “Этот мир — стихотворенье об одной любви бескрайней”. Архиепископ Иоанн (Шаховской)».

 

  • Дневники священника Константина Пархоменко "Жизнь, написанная от руки" в интернет-магазине "Арефа.ру".
  •  

     

    Валерия Ефанова
    28 мая 2009 г.
    Ключевые слова: блоги, дневники, литература
    HTML-код для сайта или блога:
    Новые статьи
    Иконы места
    Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
    3 июля 2020 г. 11:00
    Молись, но за победу немецкого воинства
    Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
    22 июня 2020 г. 14:00