iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Культура
ЦВ № 8 (429) апрель 2010 /  29 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Новые возможности для «ненового» праздника

О Дне славянской культуры и письменности рассказывает исполнительный директор Ассоциации «Православная книга» Алексей Головин.

Какое новое содержание может получить День славянской культуры и письменности? Этот вопрос вполне уместно задать именно сегодня, хотя праздник официально отмечается в России с 1991 года. Этот вопрос связан с тем, что Президент России Д.А. Медведев 20 марта подписал указ об образовании Российского оргкомитета по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры. В прошлом году Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений отмечал, что общество нуждается в символах народного единства. Очевидно, что день памяти свв. Кирилла и Мефодия является одним из таких символов.

— Алексей Степанович, как вы считаете, что сегодня необходимо сделать для нового осмысления праздника?
— Прежде всего, необходима основательная подготовка. Без нее невозможно привлечь внимание людей, а следовательно, и донести до общества необходимые смыслы. Если цели, поставленные организаторами праздника, из года в год остаются невыполненными, то это не идет на пользу ни государству, ни обществу, ни Церкви. Сегодня День славянской письменности и культуры требует нового подхода, новых форм.
Единство людей основывается на взаимопонимании, которое, в свою очередь, базируется на общности языков, схожести культур. А языковое и культурное единство опирается на результаты межчеловеческого общения, на знание собственной истории и культуры, на распространение, популяризацию этого знания среди других людей.
Полагаю, что организаторам при подготовке празднования Дня славянской письменности и культуры необходимо развивать два основных направления. Первое — это организация программ обмена студентов и школьников из различных регионов РФ, а также из различных славянских государств, приуроченная ко Дню славянской письменности и культуры. В частности, это может быть обмен студентов и школьников при участии епархий и приходов. Организация программ обменов группами школьников и молодежи — очень эффективная форма социальной и образовательной деятельности. Такие программы должны разворачиваться в полномасштабное культурное сотрудничество между различными регионами России.
Второе направление — выпуск книг, художественных и публицистических фильмов, рассказывающих о жизни и подвигах святых, об истории храмов, других святынь; организация экскурсионных и паломнических поездок к святым местам для семей, школьников, молодежи; подготовка выставок с демонстрацией архивных фотодокументов и видеоматериалов. В городах и населенных пунктах можно размещать праздничную наружную рекламу так, как это делается к Новому году и Рождеству, Дню Победы, Дню города. Однако очень важно, чтобы все эти мероприятия готовились на хорошем профессиональном уровне.

— В ваших словах можно услышать призыв к широкому сотрудничеству государственных, общественных и церковных структур. А к каким результатам должна привести подобная работа, каков смысл этой деятельности?
— Важно, что эти направления работы теснейшим образом были связаны с православием. Соответственно, необходимо деятельное участие церковных учреждений и церковно-общественных организаций.
Наша Ассоциация «Православная книга» уже имеет опыт успешного сотрудничества с рядом епархий по подготовке и проведению подобных мероприятий.
С другой стороны, подобная деятельность способствует духовному, культурному, экономическому развитию регионов. Результаты подобных мероприятий способны качественно изменять социальный и нравственный климат в регионах за счет повышения образовательного уровня, культурного кругозора населения, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры. В некотором смысле День святых Кирилла и Мефодия — это весенний «аналог» Дня народного единства 4 ноября, когда Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери.
Подобная работа может стать одним из ярких примеров эффективного соработничества Российского государства и Русской Православной Церкви.

 

Артем Погосов
29 апреля 2010 г.
Ключевые слова: церковнославянский язык
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00