iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Культура
ЦВ № 8 (429) апрель 2010 /  29 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Новые возможности для «ненового» праздника

О Дне славянской культуры и письменности рассказывает исполнительный директор Ассоциации «Православная книга» Алексей Головин.

Какое новое содержание может получить День славянской культуры и письменности? Этот вопрос вполне уместно задать именно сегодня, хотя праздник официально отмечается в России с 1991 года. Этот вопрос связан с тем, что Президент России Д.А. Медведев 20 марта подписал указ об образовании Российского оргкомитета по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры. В прошлом году Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений отмечал, что общество нуждается в символах народного единства. Очевидно, что день памяти свв. Кирилла и Мефодия является одним из таких символов.

— Алексей Степанович, как вы считаете, что сегодня необходимо сделать для нового осмысления праздника?
— Прежде всего, необходима основательная подготовка. Без нее невозможно привлечь внимание людей, а следовательно, и донести до общества необходимые смыслы. Если цели, поставленные организаторами праздника, из года в год остаются невыполненными, то это не идет на пользу ни государству, ни обществу, ни Церкви. Сегодня День славянской письменности и культуры требует нового подхода, новых форм.
Единство людей основывается на взаимопонимании, которое, в свою очередь, базируется на общности языков, схожести культур. А языковое и культурное единство опирается на результаты межчеловеческого общения, на знание собственной истории и культуры, на распространение, популяризацию этого знания среди других людей.
Полагаю, что организаторам при подготовке празднования Дня славянской письменности и культуры необходимо развивать два основных направления. Первое — это организация программ обмена студентов и школьников из различных регионов РФ, а также из различных славянских государств, приуроченная ко Дню славянской письменности и культуры. В частности, это может быть обмен студентов и школьников при участии епархий и приходов. Организация программ обменов группами школьников и молодежи — очень эффективная форма социальной и образовательной деятельности. Такие программы должны разворачиваться в полномасштабное культурное сотрудничество между различными регионами России.
Второе направление — выпуск книг, художественных и публицистических фильмов, рассказывающих о жизни и подвигах святых, об истории храмов, других святынь; организация экскурсионных и паломнических поездок к святым местам для семей, школьников, молодежи; подготовка выставок с демонстрацией архивных фотодокументов и видеоматериалов. В городах и населенных пунктах можно размещать праздничную наружную рекламу так, как это делается к Новому году и Рождеству, Дню Победы, Дню города. Однако очень важно, чтобы все эти мероприятия готовились на хорошем профессиональном уровне.

— В ваших словах можно услышать призыв к широкому сотрудничеству государственных, общественных и церковных структур. А к каким результатам должна привести подобная работа, каков смысл этой деятельности?
— Важно, что эти направления работы теснейшим образом были связаны с православием. Соответственно, необходимо деятельное участие церковных учреждений и церковно-общественных организаций.
Наша Ассоциация «Православная книга» уже имеет опыт успешного сотрудничества с рядом епархий по подготовке и проведению подобных мероприятий.
С другой стороны, подобная деятельность способствует духовному, культурному, экономическому развитию регионов. Результаты подобных мероприятий способны качественно изменять социальный и нравственный климат в регионах за счет повышения образовательного уровня, культурного кругозора населения, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры. В некотором смысле День святых Кирилла и Мефодия — это весенний «аналог» Дня народного единства 4 ноября, когда Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери.
Подобная работа может стать одним из ярких примеров эффективного соработничества Российского государства и Русской Православной Церкви.

 

Артем Погосов
29 апреля 2010 г.
Ключевые слова: церковнославянский язык
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи