выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Культура
ЦВ № 8 (429) апрель 2010 /  29 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Новые возможности для «ненового» праздника

О Дне славянской культуры и письменности рассказывает исполнительный директор Ассоциации «Православная книга» Алексей Головин.

Какое новое содержание может получить День славянской культуры и письменности? Этот вопрос вполне уместно задать именно сегодня, хотя праздник официально отмечается в России с 1991 года. Этот вопрос связан с тем, что Президент России Д.А. Медведев 20 марта подписал указ об образовании Российского оргкомитета по подготовке и проведению празднования Дня славянской письменности и культуры. В прошлом году Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений отмечал, что общество нуждается в символах народного единства. Очевидно, что день памяти свв. Кирилла и Мефодия является одним из таких символов.

— Алексей Степанович, как вы считаете, что сегодня необходимо сделать для нового осмысления праздника?
— Прежде всего, необходима основательная подготовка. Без нее невозможно привлечь внимание людей, а следовательно, и донести до общества необходимые смыслы. Если цели, поставленные организаторами праздника, из года в год остаются невыполненными, то это не идет на пользу ни государству, ни обществу, ни Церкви. Сегодня День славянской письменности и культуры требует нового подхода, новых форм.
Единство людей основывается на взаимопонимании, которое, в свою очередь, базируется на общности языков, схожести культур. А языковое и культурное единство опирается на результаты межчеловеческого общения, на знание собственной истории и культуры, на распространение, популяризацию этого знания среди других людей.
Полагаю, что организаторам при подготовке празднования Дня славянской письменности и культуры необходимо развивать два основных направления. Первое — это организация программ обмена студентов и школьников из различных регионов РФ, а также из различных славянских государств, приуроченная ко Дню славянской письменности и культуры. В частности, это может быть обмен студентов и школьников при участии епархий и приходов. Организация программ обменов группами школьников и молодежи — очень эффективная форма социальной и образовательной деятельности. Такие программы должны разворачиваться в полномасштабное культурное сотрудничество между различными регионами России.
Второе направление — выпуск книг, художественных и публицистических фильмов, рассказывающих о жизни и подвигах святых, об истории храмов, других святынь; организация экскурсионных и паломнических поездок к святым местам для семей, школьников, молодежи; подготовка выставок с демонстрацией архивных фотодокументов и видеоматериалов. В городах и населенных пунктах можно размещать праздничную наружную рекламу так, как это делается к Новому году и Рождеству, Дню Победы, Дню города. Однако очень важно, чтобы все эти мероприятия готовились на хорошем профессиональном уровне.

— В ваших словах можно услышать призыв к широкому сотрудничеству государственных, общественных и церковных структур. А к каким результатам должна привести подобная работа, каков смысл этой деятельности?
— Важно, что эти направления работы теснейшим образом были связаны с православием. Соответственно, необходимо деятельное участие церковных учреждений и церковно-общественных организаций.
Наша Ассоциация «Православная книга» уже имеет опыт успешного сотрудничества с рядом епархий по подготовке и проведению подобных мероприятий.
С другой стороны, подобная деятельность способствует духовному, культурному, экономическому развитию регионов. Результаты подобных мероприятий способны качественно изменять социальный и нравственный климат в регионах за счет повышения образовательного уровня, культурного кругозора населения, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры. В некотором смысле День святых Кирилла и Мефодия — это весенний «аналог» Дня народного единства 4 ноября, когда Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери.
Подобная работа может стать одним из ярких примеров эффективного соработничества Российского государства и Русской Православной Церкви.

 

29 апреля 2010 г.
Ключевые слова: церковнославянский язык
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00