![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
|
ЦВ № 15-16 (388-389) август 2008 /
25 августа 2008 г.
Святые иконы в жизни современного человекаСвященник Андрей Давыдов, профессиональный художник, уже 30 лет занимается иконописью. Последние 12 лет он изучает и восстанавливает утраченную технику иконописи — энкаустику. Им воссозданы уникальные рецепты очищения воска и изготовления восковых красок, и методом энкаустики и в смешанной технике темпера-энкаустика написано множество икон. Отец Андрей рассказывает о значении икон в жизни современного человека и о том, как сочетается работа иконописца со служением священника. — Отец Андрей, расскажите, как вы понимаете значение иконы в жизни верующего человека? — Икона для верующего человека — вещь обычная и повседневная. Часто настолько привычная, что о том, для чего она создана, мы и не задумываемся. Так мы относимся ко многим вещам из своего окружения — мы просто знаем, что они должны быть. И думаем, что знаем, зачем они, каков их глубинный смысл. Однако если попросить нас выразить это «знание» более четко, мы растеряемся и не сможем ничего сказать. Или выдадим несколько общих фраз. Для чего же в нашей вере присутствует икона? Каково ее главное назначение, для чего она создается? Для приобщения человека к небесной красоте? Ведь истина, добро и красота находятся в неразрывном единстве, и, по словам блаженного Августина, «красота — это сверкание истины»… Или как иллюстрация «Священного Писания для неграмотных» (как иногда определялось церковными постановлениями), для проповеди христианства? Для создания духовной, молитвенной настроенности человека, вошедшего в храм, для напоминания о святых и событиях Церкви? Конечно, все эти задачи важны и иконой решаются. — Но, очевидно, есть более глубокое, коренное отличие иконы от одного из разновидностей религиозного искусства? — Нашей природе свойственно желание иметь реальное общение со Святым, и Церковь изначально верила, что написанная красками икона Господа Иисуса Христа, Богоматери или святого способна заключать в себе, сохранять и передавать их присутствие здесь и сейчас. Что икона, хотя и не во всесторонней полноте, но «имеет в себе и передает энергию Первообраза». Встреча со святым через его икону, это, по пониманию Церкви, именно реальная встреча, диалог, общение. Не просто интеллектуальная, умозрительная конструкция «Я должен думать-представлять, что это означает то-то…». Присутствие святого в иконном образе — это, по пониманию Церкви, настоящее, живое присутствие, и наше общение с ним через его образ — это реальное личностное общение. Именно желание и возможность общения с вечным, Горним миром лежит в основе возникновения иконописи как сакрального, церковного искусства. Такое высокое, таинственное и, попросту говоря, страшное по своей дерзновенности понимание назначения иконного образа можно подтвердить огромным количеством святоотеческих и богослужебных текстов. Как пишет св. Григорий Нисский: «Образ есть то же самое, что Первообраз, даже если он несколько другой. Ибо понятие образа невозможно было бы удержать, если бы он не имел ясно выраженных и неизменных черт. Кто наблюдает красоту образа, достигает также к познанию Первообраза». Но лучше всего это подтверждают сами древние иконы, обладающие потрясающей выразительностью, активно взывающие к человеку. — Может ли современный человек почувствовать этот призыв и откликнуться на него? — Сейчас, увы, часто возникает ощущение, что современные люди во многом утратили способность к столь серьезному восприятию иконы. Сознание наше настолько ограничено бытовыми, житейскими ценностями, что мало способно ощущать живую связь между символом и символизируемым, образом и Первообразом. Но если мы уберем эту связь — разрушится весь смысл иконы. Мы не сможем создать икон, подобных иконам древних иконописцев, искусство которых рассчитано на диалог, обращение к нам, активное участие в нашей жизни. Иногда заметно, что для многих церковных, верующих людей, священников и даже профессиональных иконописцев икона, построенная на таких основаниях, не нужна. Мне рассказывали друзья-иконописцы, что недавно им пришлось срочно сдавать большой иконостас, и эта работа принималась высокопоставленным начальством. Не все иконы были готовы. В богато украшенной золоченой деревянной резьбе пришлось оставить пустые проемы в центральных местах. «Простите, пока так, скоро привезем остальное». «А что, разве чего-то не хватает? Да ведь уже и так хорошо». Этот трагикомичный случай — характерная иллюстрация к серьезной проблеме. — Какие иконы сегодня наиболее «привлекательны» для верующих? — Сегодня иконы часто бывают востребованы как второстепенная часть некоей общей «молитвенной атмосферы», которую мы привыкли встречать в Церкви. Эта атмосфера определяется такими словами, как тишина, мир, благолепие. В нее входят торжественность и величественность, создаваемые таинственным мерцанием и отблесками лампад и золота, многочисленные фигуры святых изображений, перевитых линиями замысловатых орнаментов. Необычное, чарующее, мистическое пространство. Разумеется, такие ощущения — необходимая часть религиозной жизни верующего. Храм должен быть для нас домом родным, своим, приветливым, знаемым, теплым и притягательным. Но возникает чувство, что образ «взывающий», ориентированный на живое общение, часто очень требовательный, непростой, «пронзительный» (по прекрасному выражению замечательного нашего византиниста Ольги Поповой), не очень-то вписывается в такое пространство и даже способен разрушить уютный материнский покой описанной атмосферы. Приходится признать, что это чудо встречи с глубиной и тайной Первообраза, которое нам случается переживать при внимательном вглядывании и предстоянии перед древними иконами, звучит диссонансом в сложившейся и привычной нам обстановке. Уместен ли здесь тревожный, «пронзительный», требовательный, взывающий взгляд, например, кремлевского «Спаса “Ярое око”» XIV века, испепеляющий все наше «слишком человеческое», дремлющее и инертное? Или столь «неспокойный» в обычном понимании образ Спасителя из монастыря святой Екатерины на Синае — самая древняя из дошедших до нас икон Христа, относимая к VI веку. Что же делать? Могут ли быть соотнесены в одном архитектурном пространстве стремление хотя и к духовному, но уюту, и огненное свидетельство веры? Хотим ли мы, готовы ли воспринимать в привычной нам атмосфере современного храма эти напряженные, мощные, пылающие духовным огнем образы средневековых иконописцев, взывающие к нам со стен древних храмов? А может быть, мы сами создаем и организуем атмосферу нашего храма, исходя из доминант нашей религиозности? Что мы хотим возродить, возрождая древнее искусство иконописи: стилистическую форму или основное содержание? На повседневном уровне ощущается огромная разница между менталитетом современного человека и той системой мировосприятия, что породила молитву и поклонение иконному образу. Сейчас наиболее востребованы иконы с «нейтральными», нивелированными изображениями. Внешне напоминающие древние образцы, но имеющие от них огромное, принципиальное отличие в задаче. Их назначение ограничено служебной целью — создавать общий фон определенной атмосферы и настроения. Конечно, каждый сам ответственен за степень серьезности своего отношения к иконе, но если мы внутренне не согласны на такое снижение задачи иконного образа, есть необходимость вернуться к его изначальному церковному пониманию, как пространства, в котором видимо существует Первообраз. — Помогает ли вам живой опыт священнического служения в создании икон? — Когда постоянно служишь в храме, начинаешь особым образом понимать его пространство, чувствовать требования, заданные его архитектурой. Стараешься не нарушить внутреннюю целостность этого пространства, но ей соответствовать. Сделать так, чтобы каждая икона или настенная композиция были как бы рождены из недр имеющихся архитектурных условий, найдены на своем месте. Сами иконы воспринимаешь не только как часть интерьера, но как активных участников богослужения, которое ты же и совершаешь. Поэтому пожить и особенно послужить в том месте, где ты будешь работать как художник, прочувствовать и понять его — очень полезная возможность для иконописца. Вот, например, во Пскове я 14 лет служил в храме XII века. За это время сменил три концепции своей работы, пока не утвердился на одной, как наиболее соответствующей именно этому пространству. Пока не начал чувствовать это пространство «спиной», поняв, что архитекторы XII века уже задали в этой постройке очень мощную, яркую и верную интонацию, и моя задача — ее не нарушить, но правильно ее уловить и ей соответствовать. Интересно, что именно тогда, когда я начал осознавать зависимую, подчиненную роль моей живописной работы по отношению к заданной архитектуре храма, — тут-то и стала приходить не надуманное, не схематизированное, но свободное понимание того, как и что нужно делать. Конечно, есть немало иконописцев, не являющихся священниками и умеющих создавать замечательные образы. Но одно дело, когда ты работаешь в храме, который хорошо знаешь и в котором живешь, служишь, молишься годами. И другое — если приезжаешь по вызову в какой-то город из-за конкретного заказа, выполняешь его и уезжаешь. В последнем случае работа может быть сделана очень хорошо и профессионально, но ведь дело не только в этом. К тому же, кроме требований архитектуры, которые не всем удается прочувствовать за какой-то короткий период, у храма есть его приход. А это конкретные люди, каждый со своими проблемами, радостями и горестями. Ведь в первую очередь для них пишутся иконы в храм! Любой служащий священник не может перестать постоянно думать о своем приходе, и когда ты начинаешь непосредственно адресовать, обращать свою работу к знаемым и дорогим тебе живым личностям, которых зовут Андрей, Константин, Светлана и т.д., — в работе появляется особое качество и понимание. Твоя икона не привозится в храм извне, но рождается изнутри вашей совместной жизни в вере и Церкви.
25 августа 2008 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|