выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Культура
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Защитить историко-культурное наследие России

Сохранение и восстановление уникального исторического облика Москвы и других городов России — проблема, которая требует усилий не только со стороны православных верующих, но и всего общества. Тем не менее именно прихожане московских храмов находятся в авангарде общественного движения против разрушения памятников архитектуры. Каждый год православные архитекторы, ученые, священнослужители и представители общественности собираются на конференцию, где обсуждают острые вопросы сохранения отечественного архитектурного и исторического наследия. В этом году в московском храме Воскресения Христова в Кадашах в пятый раз прошли Кадашевские чтения, посвященные сохранению древних памятников Москвы, Подмосковья и всей России.

Ни в одной европейской столице не увидишь такого беспощадного сноса исторической городской застройки, как в столице нашего государства. И если уже к середине XX века от старой Москвы сохранилось 1,5–2%, то можно только догадываться, что осталось на сегодняшний день.

Как восстановить исторический облик города? И как сохранить хотя бы то, что мы имеем? В поисках ответа дважды в год в Замоскворечье собираются ученые, архитекторы, преподаватели вузов, священнослужители, прихожане московских храмов — все, кто неравнодушен к этой проблеме.

«От имени участников конференции можно заявить о том, что сообщество граждан, в том числе и специалистов в области охраны наследия, реставрации и т.д., не приемлет того, что происходит сейчас с нашей культурой, — говорит постоянный участник чтений, член Президиума экспертного совета при Главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Это признак зарождающегося гражданского общества».

«Для нас, профессионалов, Кадашевские чтения — это возможность и рассказать о своей работе, и услышать, что делают коллеги, и узнать о тех решениях и проблемах в нашей области, о которых мы, работая на своих объектах, не всегда знаем», — рассказала известный архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РФ Елена Одинец.

Участники конференции с большим интересом восприняли рассказ Елены Ополовниковой, профессора Международной академии архитектуры, заслуженного работника культуры РФ, о древнерусском деревянном зодчестве. «Этот великий корневой пласт нашей отечественной культуры, удивляющий и восхищающий весь мир, находится сейчас на грани окончательного уничтожения», — утверждает Елена Александровна. К сожалению, далеко не все возводящиеся сегодня деревянные храмы соответствуют русским традициям бревенчатого строительства. Проблема множества современных церковных общин — отсутствие правового опыта, юридической поддержки. В этом году в Кадаши приехала настоятельница монастыря в честь святителя Тихона в г. Торопце Тверской области монахиня Иоанна. Уже два года в обители не могут сдвинуться с мертвой точки восстановительные работы, хотя в состав монастыря входят памятники федерального значения: церкви Никольская (1666) и Покровская (1766). Оба храма были переданы монастырю в аварийном состоянии. Наибольшую озабоченность у матушки Иоанны вызывает медленное и некачественное выполнение реставрационных работ в Покровском храме. Сегодня храм находится в значительно худшем состоянии, чем до начала реставрации.

В этом году на Кадашевских чтениях состоялось общественное слушание поправок к Федеральному закону № 73-ФЗ. По результатам дискуссии, разгоревшейся вокруг законопроекта, участниками чтений было составлено заявление, которое будет направлено в ряд правительственных инстанций.

Кадашевские чтения сегодня — своего рода духовно-нравственный центр, который объединяет людей, ратующих за сохранение памятников культуры. «Уничтожение исторического наследия — это уничтожение исторической памяти народа. Образуется пустота, которая непременно будет заполнена чем-то другим. Я призываю всех мужественно отстаивать интересы Церкви и нашего культурного наследия», — сформулировал главный итог конференции настоятель храма Воскресения Христова, декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков.
 

Наталья Зяблицына
12 июля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00