iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Культура
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Защитить историко-культурное наследие России

Сохранение и восстановление уникального исторического облика Москвы и других городов России — проблема, которая требует усилий не только со стороны православных верующих, но и всего общества. Тем не менее именно прихожане московских храмов находятся в авангарде общественного движения против разрушения памятников архитектуры. Каждый год православные архитекторы, ученые, священнослужители и представители общественности собираются на конференцию, где обсуждают острые вопросы сохранения отечественного архитектурного и исторического наследия. В этом году в московском храме Воскресения Христова в Кадашах в пятый раз прошли Кадашевские чтения, посвященные сохранению древних памятников Москвы, Подмосковья и всей России.

Ни в одной европейской столице не увидишь такого беспощадного сноса исторической городской застройки, как в столице нашего государства. И если уже к середине XX века от старой Москвы сохранилось 1,5–2%, то можно только догадываться, что осталось на сегодняшний день.

Как восстановить исторический облик города? И как сохранить хотя бы то, что мы имеем? В поисках ответа дважды в год в Замоскворечье собираются ученые, архитекторы, преподаватели вузов, священнослужители, прихожане московских храмов — все, кто неравнодушен к этой проблеме.

«От имени участников конференции можно заявить о том, что сообщество граждан, в том числе и специалистов в области охраны наследия, реставрации и т.д., не приемлет того, что происходит сейчас с нашей культурой, — говорит постоянный участник чтений, член Президиума экспертного совета при Главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Это признак зарождающегося гражданского общества».

«Для нас, профессионалов, Кадашевские чтения — это возможность и рассказать о своей работе, и услышать, что делают коллеги, и узнать о тех решениях и проблемах в нашей области, о которых мы, работая на своих объектах, не всегда знаем», — рассказала известный архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РФ Елена Одинец.

Участники конференции с большим интересом восприняли рассказ Елены Ополовниковой, профессора Международной академии архитектуры, заслуженного работника культуры РФ, о древнерусском деревянном зодчестве. «Этот великий корневой пласт нашей отечественной культуры, удивляющий и восхищающий весь мир, находится сейчас на грани окончательного уничтожения», — утверждает Елена Александровна. К сожалению, далеко не все возводящиеся сегодня деревянные храмы соответствуют русским традициям бревенчатого строительства. Проблема множества современных церковных общин — отсутствие правового опыта, юридической поддержки. В этом году в Кадаши приехала настоятельница монастыря в честь святителя Тихона в г. Торопце Тверской области монахиня Иоанна. Уже два года в обители не могут сдвинуться с мертвой точки восстановительные работы, хотя в состав монастыря входят памятники федерального значения: церкви Никольская (1666) и Покровская (1766). Оба храма были переданы монастырю в аварийном состоянии. Наибольшую озабоченность у матушки Иоанны вызывает медленное и некачественное выполнение реставрационных работ в Покровском храме. Сегодня храм находится в значительно худшем состоянии, чем до начала реставрации.

В этом году на Кадашевских чтениях состоялось общественное слушание поправок к Федеральному закону № 73-ФЗ. По результатам дискуссии, разгоревшейся вокруг законопроекта, участниками чтений было составлено заявление, которое будет направлено в ряд правительственных инстанций.

Кадашевские чтения сегодня — своего рода духовно-нравственный центр, который объединяет людей, ратующих за сохранение памятников культуры. «Уничтожение исторического наследия — это уничтожение исторической памяти народа. Образуется пустота, которая непременно будет заполнена чем-то другим. Я призываю всех мужественно отстаивать интересы Церкви и нашего культурного наследия», — сформулировал главный итог конференции настоятель храма Воскресения Христова, декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков.
 

Наталья Зяблицына
12 июля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30