iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Культура
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Защитить историко-культурное наследие России

Сохранение и восстановление уникального исторического облика Москвы и других городов России — проблема, которая требует усилий не только со стороны православных верующих, но и всего общества. Тем не менее именно прихожане московских храмов находятся в авангарде общественного движения против разрушения памятников архитектуры. Каждый год православные архитекторы, ученые, священнослужители и представители общественности собираются на конференцию, где обсуждают острые вопросы сохранения отечественного архитектурного и исторического наследия. В этом году в московском храме Воскресения Христова в Кадашах в пятый раз прошли Кадашевские чтения, посвященные сохранению древних памятников Москвы, Подмосковья и всей России.

Ни в одной европейской столице не увидишь такого беспощадного сноса исторической городской застройки, как в столице нашего государства. И если уже к середине XX века от старой Москвы сохранилось 1,5–2%, то можно только догадываться, что осталось на сегодняшний день.

Как восстановить исторический облик города? И как сохранить хотя бы то, что мы имеем? В поисках ответа дважды в год в Замоскворечье собираются ученые, архитекторы, преподаватели вузов, священнослужители, прихожане московских храмов — все, кто неравнодушен к этой проблеме.

«От имени участников конференции можно заявить о том, что сообщество граждан, в том числе и специалистов в области охраны наследия, реставрации и т.д., не приемлет того, что происходит сейчас с нашей культурой, — говорит постоянный участник чтений, член Президиума экспертного совета при Главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Это признак зарождающегося гражданского общества».

«Для нас, профессионалов, Кадашевские чтения — это возможность и рассказать о своей работе, и услышать, что делают коллеги, и узнать о тех решениях и проблемах в нашей области, о которых мы, работая на своих объектах, не всегда знаем», — рассказала известный архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РФ Елена Одинец.

Участники конференции с большим интересом восприняли рассказ Елены Ополовниковой, профессора Международной академии архитектуры, заслуженного работника культуры РФ, о древнерусском деревянном зодчестве. «Этот великий корневой пласт нашей отечественной культуры, удивляющий и восхищающий весь мир, находится сейчас на грани окончательного уничтожения», — утверждает Елена Александровна. К сожалению, далеко не все возводящиеся сегодня деревянные храмы соответствуют русским традициям бревенчатого строительства. Проблема множества современных церковных общин — отсутствие правового опыта, юридической поддержки. В этом году в Кадаши приехала настоятельница монастыря в честь святителя Тихона в г. Торопце Тверской области монахиня Иоанна. Уже два года в обители не могут сдвинуться с мертвой точки восстановительные работы, хотя в состав монастыря входят памятники федерального значения: церкви Никольская (1666) и Покровская (1766). Оба храма были переданы монастырю в аварийном состоянии. Наибольшую озабоченность у матушки Иоанны вызывает медленное и некачественное выполнение реставрационных работ в Покровском храме. Сегодня храм находится в значительно худшем состоянии, чем до начала реставрации.

В этом году на Кадашевских чтениях состоялось общественное слушание поправок к Федеральному закону № 73-ФЗ. По результатам дискуссии, разгоревшейся вокруг законопроекта, участниками чтений было составлено заявление, которое будет направлено в ряд правительственных инстанций.

Кадашевские чтения сегодня — своего рода духовно-нравственный центр, который объединяет людей, ратующих за сохранение памятников культуры. «Уничтожение исторического наследия — это уничтожение исторической памяти народа. Образуется пустота, которая непременно будет заполнена чем-то другим. Я призываю всех мужественно отстаивать интересы Церкви и нашего культурного наследия», — сформулировал главный итог конференции настоятель храма Воскресения Христова, декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков.
 

Наталья Зяблицына
12 июля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00