выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Культура
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Защитить историко-культурное наследие России

Сохранение и восстановление уникального исторического облика Москвы и других городов России — проблема, которая требует усилий не только со стороны православных верующих, но и всего общества. Тем не менее именно прихожане московских храмов находятся в авангарде общественного движения против разрушения памятников архитектуры. Каждый год православные архитекторы, ученые, священнослужители и представители общественности собираются на конференцию, где обсуждают острые вопросы сохранения отечественного архитектурного и исторического наследия. В этом году в московском храме Воскресения Христова в Кадашах в пятый раз прошли Кадашевские чтения, посвященные сохранению древних памятников Москвы, Подмосковья и всей России.

Ни в одной европейской столице не увидишь такого беспощадного сноса исторической городской застройки, как в столице нашего государства. И если уже к середине XX века от старой Москвы сохранилось 1,5–2%, то можно только догадываться, что осталось на сегодняшний день.

Как восстановить исторический облик города? И как сохранить хотя бы то, что мы имеем? В поисках ответа дважды в год в Замоскворечье собираются ученые, архитекторы, преподаватели вузов, священнослужители, прихожане московских храмов — все, кто неравнодушен к этой проблеме.

«От имени участников конференции можно заявить о том, что сообщество граждан, в том числе и специалистов в области охраны наследия, реставрации и т.д., не приемлет того, что происходит сейчас с нашей культурой, — говорит постоянный участник чтений, член Президиума экспертного совета при Главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Это признак зарождающегося гражданского общества».

«Для нас, профессионалов, Кадашевские чтения — это возможность и рассказать о своей работе, и услышать, что делают коллеги, и узнать о тех решениях и проблемах в нашей области, о которых мы, работая на своих объектах, не всегда знаем», — рассказала известный архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РФ Елена Одинец.

Участники конференции с большим интересом восприняли рассказ Елены Ополовниковой, профессора Международной академии архитектуры, заслуженного работника культуры РФ, о древнерусском деревянном зодчестве. «Этот великий корневой пласт нашей отечественной культуры, удивляющий и восхищающий весь мир, находится сейчас на грани окончательного уничтожения», — утверждает Елена Александровна. К сожалению, далеко не все возводящиеся сегодня деревянные храмы соответствуют русским традициям бревенчатого строительства. Проблема множества современных церковных общин — отсутствие правового опыта, юридической поддержки. В этом году в Кадаши приехала настоятельница монастыря в честь святителя Тихона в г. Торопце Тверской области монахиня Иоанна. Уже два года в обители не могут сдвинуться с мертвой точки восстановительные работы, хотя в состав монастыря входят памятники федерального значения: церкви Никольская (1666) и Покровская (1766). Оба храма были переданы монастырю в аварийном состоянии. Наибольшую озабоченность у матушки Иоанны вызывает медленное и некачественное выполнение реставрационных работ в Покровском храме. Сегодня храм находится в значительно худшем состоянии, чем до начала реставрации.

В этом году на Кадашевских чтениях состоялось общественное слушание поправок к Федеральному закону № 73-ФЗ. По результатам дискуссии, разгоревшейся вокруг законопроекта, участниками чтений было составлено заявление, которое будет направлено в ряд правительственных инстанций.

Кадашевские чтения сегодня — своего рода духовно-нравственный центр, который объединяет людей, ратующих за сохранение памятников культуры. «Уничтожение исторического наследия — это уничтожение исторической памяти народа. Образуется пустота, которая непременно будет заполнена чем-то другим. Я призываю всех мужественно отстаивать интересы Церкви и нашего культурного наследия», — сформулировал главный итог конференции настоятель храма Воскресения Христова, декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков.
 

Наталья Зяблицына
12 июля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00