iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Документы
ЦВ № 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Дионисий: Всякая высота в Церкви есть непременно и высота Голгофы

27 ноября за Божественной литургией в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Порубая) во епископа Касимовского и Сасовского.

 

Слово архимандрита Дионисия (Порубая) при наречении во епископа Касимовского и Сасовского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Преосвященные архипастыри, святители Церкви Христовой!

В этот великий и трепетный для меня день и час, когда Промысл Божий через определение Вашего Святейшества и Священного Синода повелевает мне быть епископом Христовой Церкви, без лукавства исповедую Вашей святыне свои смущение и страх перед ожидающим меня служением.

Двенадцать лет назад, решив посвятить свою жизнь Господу, в стенах древнего и славного на родной мне Рязанщине Иоанно-Богословского монастыря я был пострижен в монашество его возобновителем и старцем — архимандритом Авелем (Македоновым). Во все последующие годы я не мог и помыслить о том, чтобы покинуть родную обитель, и горячо просил Господа, как о награде, о возможности окончить в ней свой земной путь. Сейчас же в решении священноначалия о предстоящем мне послушании я со страхом Божиим и верою слышу глас Господень: Иди за Мною (Ин. 21, 19), и при всем сознании своего недостоинства понимаю, что должен идти на предлежащий мне подвиг (Евр. 12, 1) за Тем, Кто призывает меня. Утешают меня и другие слова Спасителя, обращенные в свое время к апостолам: Да не смущается сердце ваше… Не вы меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 14, 1; 15, 16).

Вспоминаю сейчас, как наш блаженнопочивший авва, отец Авель, рассказывал нам о своем друге и сомолитвеннике приснопамятном митрополите Никодиме (Ротове). Жизненный подвиг владыки, его беззаветное и героическое служение Христовой Церкви, его светлый и ясный образ уже тогда заставили меня, в то время новоначального инока, благоговеть перед святительским саном, необходимо соединяющим в себе добродетели апостолов, мучеников и преподобных.

Послушание иподиакона и келейника, которое я исполнял в течение восьми лет при Преосвященном епископе Иосифе (Македонове), наместническое и настоятельское служение под омофором Высокопреосвященного митрополита Рязанского Павла (Пономарева) позволили мне еще раз убедиться в том, что повседневная жизнь епископа — это каждодневное и зачастую неизвестное и непонятное для «внешних» подвижничество, а всякая высота в Церкви есть непременно и высота Голгофы.

Мне, хорошо узнавшему за время, проведенное в монастыре, свои немощи и недостатки и при этом по неисповедимой Божественной воле поставляемому на высоту архиерейства, остается только уповать на всесильную и благодатную помощь Пастыреначальника Христа, всегда немощное врачующую и оскудевающее восполняющую, на предстательство и покров Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы, на молитвы и заступление глубоко почитаемого мною возлюбленного ученика Христова апостола Иоанна Богослова.

Со всей возможной для себя искренностью благодарю Вас, Ваше Святейшество, за то доверие, которое Вы оказали мне, призвав к епископскому служению, и за тот высокий пример Ваших архипастырских и первосвятительских трудов на благо Святой Церкви и нашего земного Отечества, который мы все ныне имеем перед собой.

Прошу Вас, Святейший владыка, и всех вас, богомудрые святители Христовы, вознесите ваши святые молитвы о мне, немощном и грешном, чтобы Господь освятил и укрепил меня Духом Своим Святым, чтобы в своем служении не стал я соблазном и виновником гибели верных, но смог в день Судный вместе со всеми заслужившими от Бога милость преемниками апостолов — архипастырями сказать: Вот я и дети, которых ты дал мне, Господи (Евр. 2, 13).

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Дионисию, епископу Касимовскому и Сасовскому

Преосвященный епископ Дионисий!

За Божественной литургией, совершенной только что в храме Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального монастыря, ты пережил опыт личной Пятидесятницы. Подобно тому как на учеников Христовых, некогда собравшихся в Сионской горнице, снизошла благодать Всесвятого Духа, так и ты сегодня получил великий дар, облекся силою свыше, стал преемником апостольского служения.

Приветствуя тебя в сей знаменательный день и час, по древней традиции перед вручением архиерейского жезла обращаю к тебе слово назидания. В свое время каждый епископ, как и ты теперь, предстоял перед сонмом собратьев архипастырей и внимал наставлению старшего. Потщись и ты внять слову сему. Да запечатлеется в сердце твоем всё сказанное и пережитое тобою ныне как некий залог твердого и непреткновенного следования по нелегкому, но спасительному пути, на который ты призван Богом и Святой Церковью.

Первое и важнейшее дело всей твоей жизни — это благоговейное служение, принесение Богу бескровной Жертвы благодарения о всех и за вся. С горячей верой и непоколебимой надеждой усердно молись Царю царствующих и Господу господствующих. Будь защитником и поборником православия, храни верность канонам и правилам церковным, береги заповеданное единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Подобно зоркому орлу, всматривайся во все детали епархиальной жизни, стремясь своевременно исправить и на путь истины направить всякого согрешившего, заблудшего и духовно страждущего человека.

Условия твоего служения будут значительно отличаться от тех, которые были, казалось бы, еще совсем недавно, в годы, когда Церковь наша была загнана в социальное гетто и дни ее, как мнилось некоторым, были сочтены. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Идея строительства рая на земле без Бога оказалась нежизнеспособна, а основанная Христом Спасителем Церковь жива и действенна. Не было и нет на земле силы, могущей поколебать Церковь, ибо Камень, на котором Она утверждена, — Сам Господь. Сегодня ты призываешься стать соработником Домостроителя нашего спасения. Тебе вверяется забота о душах человеческих, которые Христос приобрел для Царства Небесного Своей Кровью. Тебе надлежит иметь неустанное попечение о клире и пастве новоучрежденной Касимовско-Сасовской епархии. Это твой удел, за него тебе предстоит держать ответ перед Богом и священноначалием.

Апостольское преемство означает готовность свидетельствовать о правде Божией, а это налагает огромную ответственность. Нужно быть мужественным, способным принять любой удар за эту правду и одновременно действовать мудро, чтобы не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12) — тем, кто стремится возвести обвинения на Церковь, пользуясь человеческим несовершенством ее членов. Именно поэтому тебе необходимо являть пример благочестивой личной жизни, заниматься самообразованием, развивать способность ясно и убедительно доносить до людей слово Божие.

Проповедуя Евангелие Христово, наставляя и увещевая с долготерпением, не забывай вместе с тем заботиться и о насущных потребностях наших современников. Святитель Московский Филарет говорит: «Кто творит то, чему поучает, у того дело его и малому слову сообщает великую силу». Утешить и поддержать в испытаниях, вселить надежду на преодоление жизненных проблем, помочь ободряющим словом и добрым делом — всё это важнейшие направления деятельности Церкви. Посему ты должен вместе с пастырями, монашествующими, активными прихожанами неленостно трудиться над совершением церковной миссии, дабы слово Божие росло и распространялось (Деян. 12, 24).

Это соборное делание исключительно важно в условиях, когда современный мир тщится навязать людям стереотипы секулярного, а порой и безбожного поведения, увлечь соблазнами цивилизации потребления.

Только созидая свою жизнь на прочном основании веры, мы можем дать внятный и осмысленный ответ на все вызовы и вопрошания века сего. Одной из постоянных забот для тебя должна стать церковная проповедь, особенно та, что адресована молодому поколению. Искреннее и понятное слово веры, обращенное к юному сердцу, способно вызвать живой отклик в душе молодого человека. Помни: этой работе всегда следует уделять пристальное внимание как на епархиальном, так и на приходском уровне. Сегодня нужно идти навстречу людям и создавать условия для полноценного воцерковления тех, кто внемлет спасительному гласу Церкви.

Христианское просвещение не может быть ограничено только возвещением с амвона слова истины. Оно требует развития образовательных проектов. Важно сделать всё для того, чтобы современный человек имел возможность приобретать опыт духовной жизни, приобщаясь к многовековой традиции православия.

Не только назиданием и проповедью, но и личным примером надлежит побуждать клир и паству к делам милосердия и благотворительности, дабы духовенство и прихожане, не ограничиваясь только заботой о членах прихода, оказывали поддержку страждущим и обездоленным, скорбящим и одиноким.

Вместе с тем следует помнить, что всякие труды окажутся малоуспешными, если они не будут согреты жертвенной христианской любовью, ибо без нее даже самая активная и разнообразная деятельность может стать, по слову апостола Павла, лишь медью звенящей или кимвалом звучащим (ср.: 1 Кор. 13, 1).

В завершение твоего восхождения на высшую иерархическую ступень прими сей жезл как символ епископской власти и, твердо держа его в руке своей, преподай благословение народу Божию, с усердием молившемуся о тебе в день архиерейской хиротонии. Аминь.

 

Биография

Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий (Петр Николаевич Порубай) родился 1 октября 1975 г. в Рязани в семье служащих. В 1997 г. окончил Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина. В 1998 г. поступил в Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь Рязанской епархии и на заочное отделение духовного училища. 27 марта 1999 г. епископом Шацким Иосифом рукоположен во диакона. 28 августа 2000 г. наместником Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем (Македоновым) пострижен в мантию с именем Дионисий в честь священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского. В 2002–2009 гг. обучался на заочном отделении Московской духовной академии. С апреля 2004 г. — личный секретарь настоятеля Иоанно-Богословского монастыря епископа Шацкого Иосифа. Затем благочинный Иоанно-Богословского монастыря. Преподавал в Рязанском гос-университете епархиальной духовной семинарии. 4 ноября 2006 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во иеромонаха. В 2007 г. решением Священного Синода назначен наместником Иоанно-Богословского монастыря. 21 мая 2009 г. архиепископом Рязанским Павлом возведен в сан игумена. В 2011 г. назначен секретарем церковного суда Рязанской епархии.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Касимовским и Сасовским.

17 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00