выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с новопоставленным епископом
5 января 2012 г. 19:20
версия для печати версия для печати

Епископ Николай: Высока планка того многообразного церковного служения, что совершается ныне на благословенной земле Подмосковья

1 января за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Погребняка) во епископа Балашихинского, викария Московской епархии

Слово архимандрита Николая (Погребняка) при наречении во епископа Балашихинского, викария Московской епархии

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, богомудрые архипастыри!

Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в сане архиерейском. В трепете предстою пред вами, святители Христовы, памятуя слова Спасителя к апостолам: Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15:16), в трепете, как и каждый, призываемый к служению епископскому, — ведь в личной Пятидесятнице столь реально и ощутимо действие «Духа Живого и зиждущего».

Но не только высота превышающего меру сил человеческих служения архиерейского повергает меня в смущение. На это служение заступаю человеком немолодым — и ощущаю себя работником, пришедшим трудиться в винограднике Христовом в единадесятый час, и получающего наравне с перенесшими тягость дня и зной (Мф. 20:9, 12).

Долог и тернист был мой путь к Богу, который мысленно я обозреваю в преддверии дня своей Пятидесятницы.

Я родился в потомственной семье врачей — семье «расцерковленной», каких в нашей стране были миллионы, — и в детстве не сподобился Святого Крещения. Но, постоянно видя перед собой примеры жертвенного служения больным, без которого немыслима профессия врача, я проникался с детства желанием приносить утешение страждущим. Годы поиска своего места в жизни привели меня в церковную ограду. Взрослым, имеющим семью человеком, принял я Святое Крещение, и вскоре передо мной встал выбор: оставаться на светской работе со всеми ее соблазнами или Богови работать (Лк. 16:13). Выбор был сделан — я смог быть полезен там, где ранее помогал внештатно — в редакции «Журнала Московской Патриархии».

Хочу сказать о тех маяках, о тех прекрасных людях, которые встречались мне на жизненном пути, благодаря которым пришел я в Церковь. Во встречах с ними мне видятся, по выражению святого равноапостольного Николая Японского, «многие действия и пути благодати Божией, как отражения светила в каплях воды» (Дневники, т. 3, стр. 134).

Это Мария Николаевна Соколова — монахиня Иулиания, основатель и руководитель иконописного класса в Московских духовных школах. Именно от нее услышал я совет о поступлении в семинарию.

Это архимандрит Иоанн (Крестьянкин), к которому привел меня Господь сразу после моего крещения. Два десятилетия общения с этим духовным наставником были для меня временем общения со святоотеческой мудростью. По его благословению пришел я работать в Издательский отдел Московского Патриархата.

Памятны и ценны для меня годы работы в редакции «Журнала Московской Патриархии» под руководством архимандрита Иннокентия (Просвирнина) и под строгим оком митрополита Питирима (Нечаева).

Но главным событием в жизни стало для меня принятие священного сана, которого в 1990 году я удостоился по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Под святительским омофором владыки проходило все мое дальнейшее служение. В нем нашел я и богомудрого наставника, и любящего отца. Именно от владыки митрополита услышал я глубоко запавшие мне в душу слова его незабвенного аввы — великого иерарха нашей Церкви митрополита Никодима (Ротова): «Ничего для себя не ищи и ни от чего не отказывайся». Памятны для меня слова владыки, которыми наставлял и утешал он меня в дни скорби. Долгая болезнь и смерть моей супруги — тот крест, который помогала мне нести святительская молитва владыки митрополита.

С радостью воспринял я от его руки и монашеский постриг.

Ныне призван я, недостойный, милостивым изволением Святейшего Патриарха и Священного Синода к высокому и ответственному служению Церкви Христовой, к служению в сане архиерейском. Осознаю, что служение епископа — это неустанный труд, требующий мудрости и полной самоотдачи, терпения и любви, ведь епископ, как гласит 39-е Правило Святых Апостолов, ответ Богу воздаст о душах вверенных ему людей Божиих. Сознавая свою человеческую немощь, я уповаю только на всемилостивую помощь Того, Кто сказал: сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9).

Ваше Святейшество! Первосвятительское благословение Ваше направляет меня на дальнейшее служение под омофором митрополита Ювеналия — викарием Московской епархии. Велико и ответственно это служение: очень высока планка того многообразного церковного служения, что совершается ныне на благословенной земле Подмосковья. Но многое предстоит еще сделать, многих привести ко Христу.

В Первосвятительском назидании, которого Вы, Ваше Святейшество, меня удостоили, прозвучали слова любимого моего послания апостола Павла к Тимофею — в этих кратких словах содержится программа будущего необъятного служения архиерейского: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).

Ваше Святейшество! Призываемый ныне, в этот великий час жизни моей, к многотрудному архиерейскому служению, я прошу Ваших Первосвятительских молитв обо мне, грешном: много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5:16). О том, чтобы быть мне достойным светильником на свещнице архиерейского служения, чтобы постоянно возгревать мне дар Божий, который получу через рукоположение (2 Тим. 1:6), чтобы быть мне строителем тайн Божиих (свт. Афанасий Великий), содействовать умножению в этом мире любви и знания Бога, в Троице покланяемого (прп. Максим Исповедник).

Трепетно прошу Ваших святых молитв, чтобы с помощью Божией в своем архипастырском служении принести мне добрый плод и преумножить вручаемый мне ныне талант во славу Матери-Церкви.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю, епископу Балашихинскому, викарию Московской епархии

Преосвященный епископ Николай!

Сердечно приветствую тебя древним литургическим возгласом «Христос посреде нас» и от души поздравляю с принятием сугубой благодати Святого Духа.

В сей воскресный день по молитвам клира и мирян через возложение архиерейских рук в величественном Храме Христа Спасителя, первый день 2012 года, совершилась твоя личная Пятидесятница — ты стал епископом Церкви Христовой. Отныне ты призываешься к новым трудам, дабы возвещать правду Божию, свидетельствовать об истине и ближним, и дальним, помогая им идти спасительным путем веры. В этом совместном шествии ты должен быть, по завету апостола, «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).

Прежде чем принять из моих рук архиерейской жезл — видимый знак дарованной тебе власти — и приступить к исполнению высокой и ответственной миссии, надлежит тебе в соответствии с установившейся традицией внять слову назидания.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, имя которого ты получил в монашестве, оглядываясь на минувшие полвека своего священнослужения, писал: «Я счастлив, что имею радость служить водворению Царства Божия на земле. Нет важнее сего служения... Наше служение есть духовное рождение чад Богу: какое же рождение не сопряжено с муками? И на них мы заранее должны быть готовы. Но у нас есть источник великого утешения. Чтобы бодро и успешно служить, нужно иметь предварительную уверенность в том, что не тщетно трудимся, что успех увенчает наше делание» (Приветствие архиепископа Японского Николая миссионерскому съезду в Иркутске).

В течение многих лет ты нес церковные послушания рядом с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, Патриаршим наместником Московской областной епархии. Неизменно следуя наставлениям архипастыря, ничего не ища для себя и ни от чего не отказываясь, ты с усердием исполнял все многообразие принятых на себя обязательств: был настоятелем Преображенского храма города Балашихи, благочинным церквей Балашихинского округа и пресс-секретарем епархии.

Широкое поле предстоящего тебе служения потребует от тебя еще большего напряжения духовных и телесных сил, жертвенности и самоотдачи. Надеюсь, что, со тщанием трудясь под водительством многоопытного владыки Ювеналия ради созидания церковной жизни, ты, как и прежде, будешь вносить существенный вклад в дело возрождения Православия на Подмосковной земле.

К сожалению, сегодня мы видим, что люди разобщены по самым различным признакам — социальным, имущественным, национальным, партийным. Холодность и отчужденность, одиночество и пессимизм — удел многих наших современников. Но есть нечто, что способно объединять их, разрушить средостения и барьеры. Именно Церковь является общим домом для всех — для правых и левых, для богатых и бедных, для власть имущих и безвластных. Здесь каждый человек может почувствовать себя желанным и родным, своим, а не чужим Богу (см. Еф. 2:19).

Старайся же вернуть в этот Отчий дом заблудших, поддерживай слабых, питай алчущих, утверждай сомневающихся, ободряй малодушных, вразумляй нерадивых. А для этого, прежде всего, научись видеть в каждом человеке образ Божий, даже если он обременен и искажен грехами. Стань заботливым врачом для каждого нуждающегося в духовной помощи. Внемли, чтобы всякий, пришедший во врачебницу, не ушел неисцеленным.

Особое попечение имей о подрастающем поколении. Сегодня многие молодые люди нравственно дезориентированы: находясь под массированным воздействием рекламного шума, они теряют способность критически оценивать стереотипы поведения, навязываемые цивилизацией потребления. Образ их жизни зачастую весьма далек от евангельских нравственных норм, а мотивация поступков — от высоких идеалов. Поэтому именно к юношеству должно быть обращено слово Божие, «которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Принимая сей жезл, запомни, что вкупе с ним ты берешь на себя и великую ответственность за вручаемое тебе словесное стадо Христово. Опираясь на него, по завету апостола Павла, «проповедуй слово, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

А теперь от полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай благословение народу Божию, молитвенно соучаствовавшему в твоей архиерейской хиротонии. Аминь.

Биография

Епископ Балашихинский Николай (Погребняк Святослав Владимирович) родился 15 мая 1950 года в Москве.

В 1973-1978 учился в Московском полиграфическом институте (факультет редактирования печатных изданий). В 1976-2009 г. состоял в браке. Имеет дочь.

6 ноября 1979 г. принял Святое Крещение. В 1975-1990 гг. работал в редакции «Журнала Московской Патриархии», с 1981 по 1990 гг. - в должности заведующего справочно-библиографическим отделом (библиотекой ИО МП). В 1989 г. окончил Московскую духовную семинарию (экстернат).

25 февраля 1990 г. архиепископом Можайским Григорием рукоположен в сан диакона к храму Святой Троицы г. Люберцы Московской епархии. 27 августа 1990 г. им же рукоположен в сан иерея. До 1992 г. служил в Троицком храме г. Люберцы. 23 июля 1992 г. назначен настоятелем Преображенского храма г. Балашихи. С 1997 г. — член редакционной коллегии журнала «Московские епархиальные ведомости». 21 июля 1998 г. назначен благочинным церквей Балашихинского округа Московской епархии. В 1998-2004 гг. — секретарь комиссии по издательской деятельности Московской епархии. 12 октября 2004 г. назначен председателем отдела по издательской деятельности и связям со СМИ Московской епархии. В 2009 г. награжден крестом с украшениями. 31 марта 2011 г. назначен пресс-секретарем Московской епархии.

28 сентября 2011 г. в Крестовом храме Преображения Господня Новодевичьего монастыря г. Москвы митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с именем Николай в честь святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 114) избран епископом Балашихинским, викарием Московской областной епархии.

5 января 2012 г. 19:20
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00