iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Документы
ЦВ № 20 (464) октябрь 2011 /  11 ноября 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Вениамин: Ничто не может дать подлинного смысла, как только Церковь Христова

14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх за Божественной литургией в кафедральном храме Христа Спасителя города Калининграда возглавил хиротонию архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского.

 

Из Слова архимандрита Вениамина (Кириллова) при наречении во епископа Ардатовского и Атяшевского

 Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые архипастыри!

Промыслом Божиим, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода мне, недостойному, выпал жребий епископского служения в Церкви Христовой.

В эти судьбоносные для меня мгновения хочу поделиться глубоко сокровенными и несколько противоречивыми переживаниями моего взволнованного сердца, которое, согласно Евангелию, приводит в движение человеческие словеса (ср.: Мф. 12, 34).

В величайшем трепете размышляя о произошедшем со мной, исполняюсь духовного ликования от возможности сугубо послужить Церкви Христовой на новом, еще более ответственном посту, войдя в благодатный труд святых апостолов. Но вместе с радостными мыслями, по слову псалмопевца, «уны во мне дух мой», ибо, сравнивая свои весьма скромные способности с высокими критериями, предъявляемыми к епископу Священным Писанием и каноническими постановлениями соборов, задаюсь вполне естественным для меня, несовершенного человека, вопросом: смогу ли я, будучи юн возрастом и малоопытен в деле, достойно и непреткновенно понести жребий архиерейского служения, требующего от человека многих совершенств и исключительных способностей. «Когда нужно председательствовать в Церкви и взять на себя попечение о столь многих душах, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — то весь женский пол и большая часть мужского пола должны устраниться от этого великого дела, а выступить те, которые много превосходят всех» (Слово о священстве, 2, 2).

Ясно осознавая всё это, вместе с тем горячо верю словам Спасителя: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…. и чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам (Ин. 15, 16). Избравший меня Господь даст мне и силы достойно нести это нелегкое, но благодатное служение. Слышу и я вместе с пророком Иеремией голос Божий: Не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь (Иер. 1, 7). И уже вместе с пророком Исаией смиренно отвечаю на Божий призыв: Вот я, пошли меня (Ис. 6, 8).

Сейчас, спустя тысячелетия, идти в мир с проповедью покаяния по-прежнему очень нелегко. Как и раньше, отрезвляющие слова Церкви в глазах многих людей воспринимаются с равнодушием, а часто и с ожесточением, потому что они, призывая к изменению, нарушают привычный греховный образ жизни. Наше общество не может найти твердой опоры и смысла в своем существовании, оно мечется, словно колеблемый ветром тростник: от высокого технологического развития до низменных страстей и пороков, которые уничтожают духовное начало в человеке. Ничто не может дать подлинного смысла, как только Церковь Христова, ибо только она живет небесным измерением, выходящим за рамки земной ограниченности, а значит, является абсолютной ценностью.

Вот это единственное бесценное сокровище — веру в Господа Иисуса Христа — считаю своим долгом преподавать людям через разнообразные формы, не нарушая Богодарованной человеку свободы, по слову апостола Павла, Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1 Кор. 9, 22–23).

С другой стороны, восприятие веры в Господа слушающими, по словам Евангелия, зачастую ставится в прямую зависимость от добрых дел проповедника, и чем выше его иерархическое положение, тем большее влияние он может оказывать на людей. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Памятуя наставление Спасителя, обращенное во время Литургии к архиерею, буду прилагать все свои силы для воплощения его в своей жизни, осуществляя социальное служение, благотворительность, прививать эти и другие христианские добродетели вверенным моему попечению духовенству и пастве.

Мысленно оглядываясь на короткий путь моей жизни, я убеждаюсь в незримом, но твердом водительстве Божием, которое проявляется через разных людей. Одним из судьбоносных знаков Божия присутствия в моей жизни является глубоко чтимый мною Высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский. По его благословению проходили все ключевые этапы моего становления: принятие монашества, обучение в духовных и светских учебных заведениях, преподавательская деятельность в Саранском духовном училище, назначение наместником в Свято-Троицкий Чуфаровский монастырь и сегодняшний, самый главный этап моей жизни.

Хотелось бы особо отметить период моего наместничества в Свято-Троицком Чуфаровском монастыре. Первое время мне казалось, что Господь дает крест сверх моих сил, ибо послушание было нелегким и в смущении сознавал я, что оно не соответствовало моему возрасту и силам. Но по молитвам владыки Господь никогда не оставлял меня, грешного, мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили (1 Ин. 5, 15).

Пребывание в святой обители, служившей в годы революции тюрьмой для невинно заключенных и считающейся по праву мордовской голгофой, где земля обильно полита кровью новомучеников, обогатило меня духовно, научило навыкам административной и хозяйственной работы, без которых невозможно строить жизнь в человеческом сообществе. Но самое главное, оно показало, что и невозможное с точки зрения человеческих усилий возможно совершить в укрепляющем Иисусе Христе (ср.: Флп. 4, 13). Тесное соприкосновение с местом подвига новомучеников и исповедников, которые не отреклись от Христа даже под страхом смерти, воодушевляло меня на созидание духовной и материальной жизни монастыря, ведь наши малые трудности в сравнении с их лишениями при известном усердии вполне преодолимы. С этого послушания я и призван к архиерейству.

Ваше Святейшество, от всей души благодарю Вас за оказанное мне высокое доверие, к оправданию которого приложу все свои силы и способности при неизменной отеческой поддержке владыки Варсонофия, дабы Церковь Христова росла и умножалась. Ваше беззаветное служение Христу и его Церкви всегда будут для меня наглядным и убеждающим примером того, как должно проходить и мое служение.

Сыновне я благодарю вас, дорогой владыка Варсонофий, что под вашим мудрым и твердым руководством прошел ответственный период моего становления. Ваше уникальное качество придавать административной работе духовное измерение поможет мне при начальственной должности совершать свое служение в соответствии со словами Иисуса Христа, обращенными к ученикам: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 42–44).

Для меня особенно отрадно, что направляюсь я в новообразованную Ардатовскую епархию Мордовской митрополии, землю, которая засеяна христианской верой через многие усердные труды митрополита Варсонофия и его предшественников, и что, находясь рядом с ним, я всегда смогу иметь мудрый совет и необходимую помощь.

И ныне, трепетно предстоя пред лицом Церкви, исповедуя свои грехи и свое несовершенство, смиренно прошу вас, Ваше Святейшество, святители Божии, благословить меня на предстоящее служение.

 

Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вениамину, епископу Ардатовскому и Атяшевскому

 Преосвященный епископ Вениамин!

Ныне, в день, когда Православная Церковь торжественно празднует Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, всеблагим Промыслом Божиим за Литургией возведен ты на высшую, апостольскую степень священства. Подобно Варнаве и Савлу, отделен ты от среды пресвитеров и призван Святым Духом на святительское дело (ср.: Деян. 13, 2–3).

Премудрою волею Небесного Пастыреначальника Христа тебе уготовано служение Его Церкви в епископском сане: Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4). На этом новом и крестном для тебя пути предстоит тебе ежедневно и каждочасно собирать души человеческие и заботиться об их спасении, изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется (ср.: 2 Кор. 1, 29).

Стремись же представить себя перед Господом делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

Это неизменное требование, которое с апостольских времен предъявляется архипастырю, ныне звучит с особой остротой и особой категоричностью. Ибо наши современники, верующие и неверующие, юные и умудренные жизненным опытом, алчут живых примеров бескорыстного служения, нелицемерной заботы, внутреннего горения и подлинной чистоты сердца. Свети же людям светом Христовой любви, чтобы они видели твои добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5, 16). Подобно праведному Иову, держи и не отпускай правду во все дни свои (ср.: Иов 27, 6), дабы ни Создатель, ни совесть твоя, ни люди не могли укорить тебя в неправом слове или деле.

Быть делателем неукоризненным — значит не растрачивать ни одной секунды на дела мизерные, преходящие, личные, не имеющие прямого отношения к твоему служению. Отныне ты призван жить чаяниями, скорбями, радостями Богом данной тебе паствы вновь образованной Ардатовской и Атяшевской епархии. Примером, проповедью, отеческим назиданием учи пасомых устраивать свои будни в согласии с евангельскими заповедями и наполнять рутину земных забот устремленностью к миру горнему. Пусть центром их бытия станет Божественная литургия, пусть явственно осознают, что вместе они тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12, 27). Ведя народ ко спасению, уповай на неоскудевающую милость Божию и преподанную тебе в хиротонии благодать Господа нашего Иисуса Христа. Опыт иноческого делания и молитвы поможет тебе преодолеть трудности предлежащего подвига.

Утверждай веру среди молодых, укрепляй благочестие среди людей церковных, возвещай истину среди не познавших Света, подавай утешение и помощь обездоленным без различия национальности и политических взглядов.

На этом непростом пути тебе понадобятся надежные соработники, поэтому уделяй особое внимание духовному возрастанию вверенного тебе клира, а также подготовке достойных кандидатов в священство. Добрые всходы бывают только на удобренной почве. Посему имей непрестанное попечение о детях и молодежи, возгревай в их горячих сердцах любовь к ближним, к Отечеству, к Церкви. Современный молодой человек должен понять, что вера дает ему явственно очерченные нравственные ориентиры, силы и терпение для интеллектуального развития и духовного укрепления, она помогает ему удержаться от соблазнов времени и возраста, раскрывает в нем личность.

Юношество влекут достойные примеры, кои явлены в образах наших святых. Много назидательного для молодежи можешь почерпнуть ты в житиях святых Мордовской земли: преподобного Феодора Санаксарского, праведного Феодора (адмирала Ушакова), святых новомучеников. Сегодня, как никогда ранее, для научения важно находить яркое, убедительное, искреннее слово — слово истины. Толкуя апостольское послание к Тимофею, не раз уже мною упомянутое сегодня, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Отделяй неправое и все тому подобное отражай и отсекай с великою силою; как бы по натянутой нити отсекай мечом духовным все излишнее и чуждое проповеди» (Иоанн Златоуст. Беседа 5 на 2-е послание к Тимофею). А непотребного пустословия удаляйся (2 Тим. 2, 16) .

Пусть же и проповедь твоя, и дела будут живым свидетельством достойного управления вверяемым тебе уделом, дабы в Судный день мог ты дать добрый отчет Богу (Рим. 14, 12). Да пребывает непрестанно над тобой державный Покров милостивой Предстательницы и Небесной Царицы, и да благословит Она труды твои, совершаемые во славу имени Христова. А ныне возьми этот жезл — символ архипастырской власти и апостольского преемства — и иди на предлежащий тебе путь жертвенного епископского служения — служения народу, Богу и Его Святой Церкви. Аминь.

 

Биография

Епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин (Эдуард Павлович Кириллов) родился 17 сентября 1979 г. в пос. Мургаб Мургабского района в Туркмении. В 1981 г. с родителями переехал в Мордовию. В 1997–1999 гг. учился

в Саранском духовном училище. 6 апреля 1999 г. принял монашеский постриг в Саранском духовном училище. 17 апреля 1999 г. епископом Саранским и Мордовским Варсонофием (ныне — митрополит Саранский и Мордовский) рукоположен во иеродиакона, 9 июля — во иеромонаха.

В 1999–2001 гг. учился в Нижегородской духовной семинарии. В 2009 г. окончил Мордовский историко-социологический институт по специальности «история».

В 2000–2006 гг. исполнял послушание проректора Саранского духовного училища. В 2006 г. назначен наместником Свято-Троицкого мужского монастыря с. Большое Чуфарово (Ромодановский район, Республика Мордовия). В 2010 г. поступил в аспирантуру Мордовского государственного университета по специальности «философия». С 2011 г. обучается в Московской духовной академии.  Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 111) избран епископом Ардатовским и Атяшевским.

 

11 ноября 2011 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи