выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
ЦВ № 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Владимир: Вся моя жизнь без остатка принадлежит Церкви

2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Владимира (Самохина) во епископа Скопинского и Шацкого.

 

Слово архимандрита Владимира (Самохина) при наречении во епископа Скопинского и Шацкого

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви!

Ныне Всемилостивый Бог через определение Вашего Святейшества и Священного Синода призывает меня, недостойного, к высокому и безмерно ответственному поприщу архиерейства на новообразованной Скопинской кафедре. Особенно волнует меня то, что епископское служение предстоит совершить на Скопинской земле, где я родился и вырос, где проходило в последние годы мое церковное послушание. Сердце исполнено благоговейного трепета от осознания Божественного произволения, свершающегося надо мной, недостойным, которому вручается великий дар к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (Еф. 4, 12).

В этот знаменательный день перед мысленным взором предлежит вся моя жизнь. Будучи с детства воспитанным в православной вере, я всегда чувствовал желание трудиться в храме Божием, работать на приходе, мечтал стать священником, но никогда не дерзал думать о высоком епископском служении. Милостью Божией по окончании Санкт-Петербургской духовной академии я стал приходским клириком, совмещая пастырское делание с административными послушаниями в Рязанской семинарии.

Оглядываясь на прожитые годы, отчетливо вижу в неясных ранее для моего разума событиях всеблагой Промысл Вседержителя, действующий в судьбе каждого человека. Особо звучат для меня теперь слова Христа Спасителя, обращенные к ученикам и апостолам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал… (Ин. 15, 16)

Новая страница открывается для меня ныне. Величие и святость предстоящего епископского служения повергают в душевное смятение и в то же время дают возможность осознать тот факт, что вся моя жизнь без остатка принадлежит Церкви.

Перед мысленным взором предстают образы чтимых мною святителей Христовой Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Василия Рязанского, Феофана, затворника Вышенского, и, конечно же, Игнатия, епископа Скопинского, священномученика, пострадавшего за веру Христову и окончившего свой земной путь на соловецкой голгофе в период безбожного лихолетья, который ныне у престола Святой Троицы возносит сугубую молитву за скопинскую паству. Взирая на сонм святых архипастырей, явивших своей жизнью «правило веры и образ кротости», страшусь, вопрошая себя: «Мне ли, недостойному, со всеми моими грехами и несовершенствами принадлежать к такому собору?» Но со смирением, преклоняя свою главу, взываю: «Господи, да будет воля Твоя, се — аз, прими меня в Свой виноградник и сотвори меня Своим рабом».

В искреннем волнении и смущении стою я ныне пред Вашим Святейшеством и святителями Христовой Церкви, готовясь принять через возложение ваших рук бесценный дар архиерейства. Верю, надеясь исключительно на всемогущее действие благодати Божией, всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, что заступничество Пресвятой Богородицы, молитвенное предстательство и пример моего небесного покровителя святого равноапостольного великого князя Владимира и ходатайство всех святых помогут мне достойно понести крест предстоящего епископского служения.

Осознавая необходимость решения насущных вопросов церковной жизни в новообразованной епархии, почитаю важнейшим делом свидетельство людям о непреходящих ценностях евангельских заповедей и помощь современникам в обретении Христа — подлинной цели и смысла бытия человека. Мне предстоит заняться благоустроением епархиальной и приходской деятельности, созиданием новых приходов, которые должны стать настоящими православными общинами, способными к участию в церковной миссии. Полагаю необходимым уделять особое внимание включению в сферу церковной заботы молодого поколения, развитию просветительских и социальных проектов, привлечению к этой работе активных мирян и всех здоровых сил общества.

Богу содействующу постараюсь сделать всё от меня зависящее, дабы Христос вошел в сердце каждого человека.

Ваше Святейшество! Своим первосвятительским служением Вы являете для всей полноты Русской Церкви пример самоотверженного подвига во благо православия, в полной мере исполняя заповедь Спасителя, данную ученикам: Шедше, научите вся языки (Мф. 28, 19). Вы проповедуете всюду, и Ваши слова изменяют умы и сердца многих людей.

Позвольте сыновне поблагодарить Вас за то, что Вы обратили внимание на меня, недостойного, и оказали мне высокое доверие и честь, призвав к епископству. Ваши многообразные труды в винограднике Божием всегда будут для меня зримым, ярким примером того, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

От всей души мне хочется поблагодарить Высокопреосвященнейшего владыку Павла, митрополита Рязанского и Михайловского, от которого я воспринял благодать священства, облекся в спасительные монашеские ризы и под милостивым руководством которого возрастал духовно. Уникальная способность владыки придавать административной работе духовное измерение, чему я всегда старался подражать, убежден, поможет мне в предстоящих заботах о благе Церкви Христовой и народа Божия. Для меня особенно отрадно, что, направляясь в новообразованную Скопинскую епархию, я буду совершать свое служение рядом с Высокопреосвященнейшим митрополитом Павлом, от которого всегда смогу получить добрый совет и необходимую помощь.

Сердечно благодарю епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия, который в пору пребывания на Рязанской земле своим примером явил мне школу послушания и ныне оказывает мне братское внимание и поддержку.

Ваше Святейшество! Богомудрые святители Божии! Смиренно прошу не оставить меня вашими святыми молитвами и опытным руководством, дабы душеспасительным было мое архипастырское служение и по заповеди Христовой принесло добрый плод во славу Божию и Его Святой Апостольской Церкви.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Владимиру, епископу Скопинскому и Шацкому

Преосвященный епископ Владимир!

По премудрому Промыслу Вседержителя ныне через возложение на твою главу рук архипастырей ты обрел благодать архиерейства, стал епископом, преемником апостолов, дабы подражать им в ревности о распространении Евангелия и в служении на ниве Христовой.

Открой же сердце твое для слов назидания, произносимых под сводами этого храма при вручении тебе жезла — знака архипастырской власти, и помни эти слова всегда.

Твой жизненный путь ясно свидетельствует, что ты не искал почестей. Получив богословское образование в Санкт-Петербургской духовной академии, ты вернулся в свою родную епархию, чтобы заниматься организацией учебной деятельности в Рязанской семинарии и трудиться в качестве приходского священника на одном из скромных приходов.

Позднее, будучи назначенным на должность благочинного, ты стяжал себе имя доброго пастыря и способного администратора, со смирением готового исполнять все возложенные на тебя послушания.

Сегодня ты возведен на свещницу церковную. Как архиерею тебе предстоит отныне слышать перед совершением Божественной литургии слова Писания, призывающего тебя к духовному совершенству: Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, иже на небесех (ср.: Мф. 5, 16). И сегодня эти слова звучали здесь, в этом храме, в момент евангельского чтения. Пусть же это изречение не останется только элементом архиерейского чинопоследования, но получит реальное воплощение в жизни, будь исполнителем слова, а не слышателем только (ср.: Иак. 1, 22).

Как ты сам сказал при наречении, важнейшее влияние на твое пастырское становление оказал Высокопреосвященный Павел, митрополит Рязанский и Михайловский, ныне участвовавший в твоем возведении на епископскую степень. Не пренебрегай же его советами и впредь. Стремись во всем быть единомысленным с главой митрополии, дабы необходимое взаимодействие вы осуществляли со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 2–3).

Тебе предстоит много потрудиться для того, чтобы на должном уровне организовать епархиальную деятельность. Убежден, что в этом тебе немало будет способствовать личный, приходской и административный опыт, полученный за годы служения на Скопинской земле.

Но помни о том, что совершить это важное и ответственное дело невозможно, лишь опираясь на собственные силы, без помощи свыше, поддержки народа Божиего и соработничества пастырей стада Христова. Поэтому особое внимание уделяй подготовке кандидатов в священство, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8).

Вместе с тем необходимо содействовать мирянам, желающим послужить делу церковного свидетельства, стремящимся быть полезными православной общине и ближним. Да будут зримо исполнены слова апостола языков: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение (2 Кор. 6, 3).

Не забывай и о тех, кто более всего нуждается в заботе, утешении и помощи: о сирых, обездоленных, скорбящих и больных людях. Господь ждет от нас подвига самоограничения, умения жертвовать собой ради другого. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Подавать милостыню — большая благодать, нежели мертвых воскрешать; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу, а там Он тебе» (Беседа 36-я).

Сеяние евангельского слова особенно бывает плодоносно в юных душах. Посему положи себе обязанностью постоянно поддерживать религиозное образование и катехизацию на высоком уровне. Системная организация воскресных школ, занятий со школьниками и студентами должна стать неотъемлемой частью твоей работы в винограднике Христовом.

Не только дети, но и вообще все люди, крещенные в православии, однако не наученные должным образом истинам веры, нуждаются сегодня в надлежащих условиях для подлинного и глубокого воцерковления.

Российская глубинка переживает ныне непростой, длящийся уже не одно десятилетие процесс постепенного исхода молодого поколения из сельских регионов в крупные города. Совершенно очевидно, что мы не можем препятствовать нашим согражданам в перемещении по своей стране. Однако задачей Церкви и в первую очередь архипастырей является духовная, нравственная поддержка тех патриотов малой родины, которые готовы созидать свою жизнь, жизнь своей семьи на земле предков, преодолевая все сложности провинциального быта.

Будь ревностен в трудах во имя Божие и во славу православия. Умей зажечь огнем своей веры сердца окружающих тебя людей. Сам же черпай силы в частом совершении Литургии, в соборной молитве. Никогда не унывай и не отчаивайся, помня слова первоверховного апостола, возвещающего волю Божию: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).

Прими сей жезл. Пусть он станет для тебя прочной опорой в предстоящих многообразных трудах. Ищи во всем пользы своей пастве и в этом обретешь свое спасение. Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 5). Теперь же благослови народ, с усердием возносивший о тебе молитвы к Престолу Вседержителя во время Божественной литургии. Аминь.

 

Биография

Епископ Скопинский и Шацкий Владимир (Михаил Викторович Самохин) родился 18 ноября 1979 г. в г. Скопине Рязанской обл. В 1995–1997 гг. обучался в Рязанском духовном училище, в 1997–1999 гг. — в Калужской духовной семинарии, в 1999–2003 гг. — в Санкт-Петербургской духовной академии. Затем преподавал в Рязанском духовном училище. В 2003–2004 гг. — эконом Рязанской духовной семинарии. 7 ноября 2004 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во диакона, 15 февраля 2005 г. — во иерея. В 2005 г. назначен проректором по учебной работе Рязанской духовной семинарии. В 2006 г. назначен настоятелем подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани. В 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления. В марте 2010 г. назначен благочинным 1-го Скопинского округа и настоятелем Никольского храма г. Скопина. В апреле того же года удостоен сана протоиерея. В июле 2011 г. принят в число братии Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани. 23 июля 2011 г. архиепископом Рязанским Павлом пострижен в мантию с именем Владимир в честь святого равноапостольного князя Владимира. В августе 2011 г. занял должность первого проректора Рязанской духовной семинарии, назначен и.о. наместника Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани.

Решением Священного Синода от 6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Скопинским и Шацким.

 

17 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00