выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Документы
Шествие из Трапезной церкви в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры 18 июля 1963 г. (50-летний юбилей архиерейского служения Патриарха Алексия I)
ЖМП № 9 сентябрь 2014 /  23 декабря 2015 г. 12:30
версия для печати версия для печати

Семь жизней Сергея Лисевицкого

ОБ УНИКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ ИПОДИАКОНА, СЧИТАВШЕГОСЯ ГЛАВНЫМ ФОТОГРАФОМ ЦЕРКВИ

В этом году исполнился ровно век со дня рождения Сергея Лисевицкого, а в прошлом было 20 лет, как он покинул этот мир. Проживший удивительно насыщенную жизнь, событий в которой хватило бы на несколько, Сергей Николаевич оставил после себя насчитывающий полторы сотни снимков уникальный фотоархив, с хроникальной беспристрастностью запечатлевший жизнь Церкви в 1940–1980 е годы. Это потрясающее по своей полноте, подробности и наполненности интереснейшими репортерскими штрихами свидетельство эпохи. Точнее, сразу нескольких эпох, вместившихся в обозначенный временной период. Вдвойне обидно, что об этих фотографиях сегодня мало кто знает. С любезного разрешения нынешнего правообладателя снимков Лисевицкого — Российской государственной библиотеки искусств — мы хотя бы отчасти восполняем этот пробел, публикуя несколько фоторабот Сергея Николаевича.

Сын белогвардейского русского офицера родом из мелких дворян, в молодости Сергей Лисевицкий хлебнул горя. Не решившись эмигрировать с маленькими детьми на руках, его отец остался в Советском Союзе и с момента ареста в 1928 году долгие годы находился в ссылке (в настоящее время за отсутствием состава преступления полностью реабилитирован). Об этом периоде жизни юного Сережи Лисевицкого мы знаем немного. Продолжать учебу он не мог: как члена семьи «контрреволюционера» его не брали ни в один техникум. Как говорится в автобиографии, переданной им незадолго до смерти тогдашнему журналисту «Аргументов и фактов» Андрею Ледневу, его с младшим братом от голодной смерти спас митрополит (с 1923-го по 1931 год — архиепископ) Трифон (Туркестанов; †1934). В Донской монастырь, где служил владыка Трифон, со всей Москвы стекалась православная интеллигенция. Сначала при содействии одной из прихожанок — кассира Большого театра — Сергея устроили работать на склад Окружной железной дороги в Лихоборах. Именно там у него начался официальный трудовой стаж. Двумя годами позже духовное чадо владыки Трифона прима Большого театра Алиса Коонен смогла оказать протекцию Сергею при переходе в бухгалтерию Московского камерного театра (существовал в 1914–1950 годы, располагаясь в нынешнем здании Московского драматического театра им. Пушкина на Тверском бульваре). С полуголодным существованием было покончено. Началась вторая жизнь Лисевицкого — по финансово-хозяйственной части, венцом которой стало руководство в 1970-е годы финансово-плановым отделом Литфонда СССР. Эта должность по совет­ской ­номенклатуре предполагала регулярные (хотя и редкие) загранкомандировки, что поспособствовало развитию еще одного таланта Сергея Николаевича — связанного с занятием фотографией. Со временем зарубежные снимки Лисевицкого составили отдельный «фонд» его персонального архива, основная часть в котором уделялась архитектурным шедеврам разных городов планеты. А это, в свою очередь, помогало проявиться другой способности — лекторской и сделало его прекрасным оратором, рассказывающим о шедеврах мирового зодчества в рамках деятельности общества «Знание». Но и этого многогранной натуре Сергея Лисевицкого показалось мало! Он решил взять новую высоту в своем творческом развитии, занявшись — поначалу на любительском, а потом и на профессиональном уровне слайдфильмами. Для озвучивания были привлечены лучшие советские дикторы.

Казалось бы, перечисленного достаточно, чтобы до предела заполнить жизнь советского человека. Однако, учитывая глубину и искренность Сергея Лисевицкого, а также его подлинную церковность можно с уверенностью сказать, что главным делом его жизни было служение иподьякона соединенное с послушанием церковного фотографа. На протяжении нескольких десятилетий он был иподиаконом у Первоиерархов Русской Православной Церкви: сначала у митрополита Трифона (Туркестанова), затем у митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия, у Святейших Патриархов Алексия I и Пимена, у митрополита Питирима (Нечаева). Начиная с 1940-х годов, когда его фотолюбительское увлечение стало воплощаться в достойные фотоотпечатки, на все важные церковные службы и мероприятия Лисевицкий стал брать камеру.

В целом в его фотоархиве около пяти тысяч фотографий. В основном это виды старой Москвы — дорогие автору уголки родного города, которые он старался запечатлеть на фотопленку такими, какими он привык их видеть еще в молодости. Но и большинство церковных фотоснимков бесценно. Легализовавшая церковную жизнь советская власть была далека от того, чтобы фиксировать ее вехи на фотопленку. А вот Сергей Лисевицкий благодаря своему чину, во-первых, всегда оказывался в гуще событий и, во-вторых, воспринимался священноначалием как человек достойный доверия. В связи с этими обстоятельствами никому никогда не приходило в голову спросить у него разрешение на фотосъемку. Более того, со временем Предстоятели Церкви даже стали специально просить Сергея Николаевича запечатлеть для истории особо значимые официальные моменты и события, ведь лучше него сделать это всё равно никто не сумел бы.

Бесценное наследие носившего неофициальный титул главного фотографа Патриархии Сергея Лисевицкого сохранило для потомков, которым иной раз трудно представить себе существование Церкви в условиях советского гнета, интереснейшие подробности того времени. Открываются ли перед священнослужителями впервые после многих лет поругания святые врата Троице-Сергиевой лавры, принимают ли Первоиерархи прибывших с визитом высоких зарубежных гостей, проходит ли крестным ходом по территории Новодевичьего монастыря, разоренного за долгие десятилетия безвременья, митрополит Николай (Ярушевич) — Лисевицкий со своей камерой всегда рядом и не забывает в нужный момент сделать снимок. И даже в 1980-е годы, будучи на пенсии и расставшись с иподиаконским служением, фотоаппарат он не оставил. Скончался Сергей Николаевич 13 августа 1994 года. Отпевал его в Богоявленском кафедральном соборе архиепископ Истринский Арсений, зачитавший прощальное слово находившегося в тот момент за рубежом Святейшего Патриарха Алексия II. Уже двадцать лет останки Лисевицкого покоятся на столичном Введенском кладбище. Не имея наследников, два огромных фонда своего фотоархива — запечатлевших церковную жизнь и старую Москву середины ХХ века — он передал Государственной центральной театральной библиотеке (ныне Российская государственная библиотека искусств), читателем которой был долгое время. Оставленные Сергеем Лисевицким фотографии и слайды и ныне продолжают свидетельствовать нашим соотечественникам об истории Церкви о жизни столицы и горожан в минувшее столетие.

КОММЕНТАРИЙ

Игумен Варнава (Баринов), настоятель храма Архангела Михаила в поселке Ветлужском (Воскресенское благочиние, Городецкая епархия Нижегородской митрополии): "Сергей Лисевицкий навсегда останется для меня примером православного мирянина-интеллигента"

С Лисевицким я познакомился в декабре 1990 года в Горьком, в епархиальном управлении. Я в тот момент служил иподиаконом у нижегородского владыки Николая (Кутепова; †2001), носившего тогда титул архиепископа Горьковского и Арзамасского. Владыка планировал использовать для православного просвещения богатейшее собрание слайдфильмов Сергея Николаевича: несколько из них были посвящены православной вере, да и в фильмах об архитектуре можно было почерпнуть немало полезного. Я с детства увлекался радиотехникой, поэтому перенять искусство воспроизведения этих фильмов у их создателя епархиальное священноначалие поручило мне. Возможно, пользователю сегодняшней видеотехники не очень понятно, о какой особенной премудрости тут идет речь. Но со слайдфильмами, к тому же созданными в полукустарных условиях дома у Сергея Николаевича, было всё не очень просто! Нужно было верно подсоединить и настроить диапроектор. Звук писался на советский магнитофон «Электроника», который тоже необходимо было правильно коммутировать...

В мою последующую задачу входила демонстрация копий слайдфильмов на епархиальных собраниях в Нижнем Новгороде, а в перспективе — студентам нашей семинарии и другим православным сообществам Нижегородской земли. Но этому не суждено было случиться: вскоре я поступил в Московскую духовную семинарию, стал часто бывать у Сергея Николаевича дома. Весь архив его хранился в сделанной на заказ очень удобной и компактной стенке, в буквальном смысле занимавшей стену скромной «однушки» на улице Новаторов. Как раз в тот момент здоровье Лисевицкого резко ухудшалось. Оставаясь по прежнему деятельным человеком с множеством творческих планов, он всё чаще страдал от приступов астмы. Родственников у него не было, и, сблизившись со мной «на почве» слайдфильмов, он позволил мне ухаживать за ним на бытовом уровне.

Приходилось выполнять и его мелкие поручения. В основном, конечно, я был мальчиком на побегушках: отвозил бумаги в Патриархию, в редакционно-издательский комплекс на Погодинской улице. Но мне это было в радость! Он привил мне любовь к литературе, к театру. Часто мы ходили с ним на замечательные спектакли в Большой, в Малый, в Оперетту, обсуждали новинки искусства, вели долгие беседы об архитектуре. А вот о его уникальных фотографиях разговаривать не довелось. Думаю, оттого, что в этих разговорах Сергей Николаевич не видел смысла: ну какой интерес был ему обсуждать давние снимки архиереев со мной, провинциальным мальчишкой, только входившим в настоящую большую жизнь?! Не застал я его и фотографирующим. Знаю, что снимал он фотокамерой «Зоркий» со штатным набором объективов.

Сергей Лисевицкий навсегда останется для меня образцом верующего православного интеллигента. Человек беспредельно высокой культуры, он нес в себе стержень старого воспитания, прежних русских традиций.

23 декабря 2015 г. 12:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00