![]()
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
Почивать на лаврах некогда Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы» Одним из лауреатов Патриаршей литературной премии 2022 года стал поэт Николай Зиновьев. Он пишет о своих религиозных переживаниях, любви к ближнему, красоте природы, о борьбе добра и зла в сердце человека и надежде на милость Божию. Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», Николай Зиновьев размышляет о значении православной веры и смысле поэтического творчества. PDF-версия.
20 октября 2022 г. 15:00
Петр I: pro et contra В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы, сделавшие Россию великой державой. С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. PDF-версия.
17 октября 2022 г. 16:00
Трезвение как христианская добродетель Региональные церковные проекты помощи алкозависимым: системный подход и лучшие примеры практической деятельностиКоординационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению действует одиннадцатый год. Столько же времени при отделе работает существующее два десятка лет Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», девиз которого — «Свидетельствовать о Христе радостью трезвой жизни». «Журнал Московской Патриархии» проанализировал достигнутые за это время успехи и обобщил опыт продвижения и развития самых удачных региональных проектов. PDF-версия.
11 сентября 2022 г. 08:00
В гости к Патриарху В конце июля Москва встречала детей из Донецкой Народной Республики, освобожденных районов Луганской Народной Республики, Харьковской области и из Киева. За четыре дня ребята посетили праздничное богослужение в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, приняли участие в крестном ходе к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру, осмотрели экспозицию Пушкинского музея, погуляли по столице, съездили в океанариум, познакомились с известными артистами и блогерами. А еще побывали в гостях у Святейшего Патриарха Кирилла. PDF-версия.
8 сентября 2022 г. 14:00
Эффективный инструмент Минувший учебный год ознаменовался запуском на территории России образовательной платформы «Клевер Лаборатория», разработанной по патриаршему благословению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) для учителей Основ православной культуры, педагогов гуманитарных предметов, воспитателей и преподавателей православных гимназий. При помощи руководителя этого образовательно-просветительского проекта Юлии Селюковой «Журнал Московской Патриархии» разобрался, зачем именно сейчас понадобилось это начинание, что полезного можно найти на «Клевере» и с прицелом на какую аудиторию будет наполняться этот образовательный ресурс. PDF-версия.
6 сентября 2022 г. 15:30
|
![]()
ЖМП № 5 май 2015 /
17 июня 2015 г. 16:45
Доступное богослужение, или тайны звуковой инсталляции храмаКаждому человеку, приходящему в храм, важно понимать смысл церковной службы, содержание возгласов, молитв и песнопений. Но слова порой звучат неразборчиво, быстро гаснут, не достигая слуха молящихся. Одно дело, если в этом виноваты слабый хор или плохая дикция священника. И совсем другое, если об акустике напрочь забыли проектировщики и строители храма еще на этапе его создания. Своим опытом, как профессионально «озвучить» храм, делятся священники, архитекторы и звукоинженеры. Живая речь более естественна, но… Священник Димитрий Покровский раньше служил в храме Рождества Христова в селе Варварине (XVII век), а теперь — настоятелем в Елизаветинском храме в Щербинке (Москва), возведенном в 2001 году. 300 лет назад Рождественский храм помещик строил для себя и своих крестьян, которые все помещались в одном приделе. Поэтому записанные в четверике квартеты и квинтеты звучат прекрасно. «Однако во время службы, независимо от силы голоса клира и хора, ее было хорошо слышно только перед алтарем, но в соседнем приделе уже нет. Для небольшого числа прихожан не требовалось звуковой инсталляции», — говорит отец Димитрий. Елизаветинский храм также невелик размером. И это позволяет клиру обходиться без акустических систем, что очень радует настоятеля. «По первому образованию я звукорежиссер и поэтому, наверное, слишком привередлив к звучанию. Мне не нравится, как сочетаются разные частоты и гармоники при электронном озвучивании. Акустические системы каким-то образом искажают звук, даже высокопрофессиональные. Я считаю, что живая речь для уха — более естественна. Правда, недавно был на Кипре, там в храмах и монастырях во всю пользуются микрофонами. Маленькие, незаметные микрофоны стоят и у хора, и на престоле». В Щербинке сегодня строят еще один, больший по площади, храм — в честь иконы Божией Матери «Всецарица». И, по мнению священника, установки звуковой аппаратуры там уже не избежать. Ситуации Безусловно, храм — сложное архитектурное сооружение. Чтобы создать хорошую акустику, надо правильно организовать внутреннее пространство с учетом трех частей (алтаря, храма и притвора), подобрать соответствующие материалы. Современные бетон или гипсокартон с красивым звуком не «дружат». Однако гораздо больше случаев, когда настоятелям не удается найти специалистов. «Сколько я ни спрашивал, никто не сказал, как добиться естественной акустики архитектурным способом. Из чего сделал вывод, что этим вопросом мало кто сегодня владеет. Кто-то слышал о голосниках, но ничего в этом не понимал», — говорит настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского на Рязанском проспекте (Москва) протоиерей Виктор Сандар. Он установил в храме электронное озвучивание и теперь убежден, что в его случае это идеальное решение: «Специалисты нам всё рассчитали; кроме того, звук выведен в смежные помещения и на улицу, и служба слышна даже вне храмового пространства». В храме Святых Петра и Павла в Лефортове со звуком вообще творятся странные вещи. «Бывает, в голосовом плане легко служить, тебя везде слышат. Но иной раз достаточно сложно понять, как звук распространяется по храму, почему быстро гаснет и чем это вызвано», — говорит игумен Алексий. Может быть, проблема в тихих голосах священников? «Если кричать, то звук до конца храма может и дойдет. Но когда в храме много народа, даже тем, кто в центре, не всегда всё слышно, что произносится с амвона». Возможно, какие-то ошибки были допущены еще при строительстве или реставрации. Петропавловский храм никогда не закрывался, но, очевидно, этот факт не всегда гарантирует сохранение хорошей акустики. «Будем ставить электронное озвучивание — других решений сегодня, наверное, нет», — размышляет отец Алексий. Бывают случаи, когда хор и псаломщик находятся на балконе и для стоящих у дверей, под балконом, их голоса не слышны или не разборчивы. Например, в великие праздники при большом стечении молящихся в храме Всемилостивого Спаса подворья Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга. «В этом случае мы разместили на балконе микрофоны, а акустические системы направили на “глухие зоны” под балконом», — говорит звукоинженер монастыря Александр Мартыновских. Установка звуковой аппаратуры позволяет не только усилить голос священника или чтеца, но даже придать ему мягкий, приятный тембр. В этом убежден генеральный директор компании «Звуковое оборудование» Андрей Гончаров, за плечами которого «озвучка» без малого 30 храмов Москвы и области: «Выпускаемая сегодня аппаратура позволяет сделать и так, чтобы содержание богослужения доходило до всех прихожан в любом месте храма, не усиливая голоса клира и сохраняя их естественность». Можно по-разному относиться к электронному звуку, но сегодня это одно из наиболее эффективных решений. Какие же компоненты входят в систему звуковой инсталляции и каково их назначение? Батюшка у микрофона Система звуковой инсталляции для любого помещения, в том числе и храма, состоит из трех блоков — микрофоны, устройства обработки сигнала (микшерный пульт, эквалайзер, процессор эффектов, усилители) и акустические системы (АС) (см. словарь). По опыту Андрея Гончарова самый минимальный набор для звуковой инсталляции храма средних размеров включает в себя один радиомикрофон (для служащего священника), два проводных — в алтаре и на клиросе (если там же находится чтец), один микшерный пульт, один усилитель, один эквалайзер и четыре акустические системы. Какой микрофон лучше по качеству и надежности? Любой специалист скажет, что проводной. У проводных микрофонов звук чище, чем у радиосистемы. У них нет лишнего звена преобразования звукового сигнала, и со звуковым оборудованием (микшером) он соединяется напрямую — проводом. Радиомикрофон же должен быть всё время в зоне «видимости» приемника сигнала. И если между ними возникает препятствие — например, священник заходит за колону или в притвор — звук может пропасть. Решить вопрос помогают специальные всенаправленные антенны, продающиеся отдельно от радиосистем. «На качество звука влияет и численность людей в храме с включенными мобильными телефонами», — делится опытом алтарник и звуко-инженер храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой городской больнице Сергей Савин. Еще один недостаток — для радиомикрофона требуются батарейки. И, наконец, радиосистема дороже, чем проводной микрофон. Надежная радиосистема стоит не менее 15–30 тыс. рублей, а хороший проводной микрофон 5–6 тысяч. Единственные достоинства радиомикрофонов, заставляющие мириться со всеми их недостатками, — мобильность (им не требуется кабель) и незаметность для глаз прихожан. Не случайно один из типов радиомикрофонов из-за маленького размера называют «петличкой», так как его можно легко скрыть в одежде. Экономика и экономия Что лучше: доверить приобретение оборудования и всю работу специалистам? Купить всё самим исходя из имеющегося бюджета, а потом уже пригласить специалистов, чтобы его установить и настроить? Всё от «а» до «я» сделать самим? Найти специалистов звукоинженеров нетрудно, достаточно набрать в интернет-поисковике фразу «звуковая инсталляция храмов». Хотя «сарафанное радио» тоже никто не отменял. В некоторых случаях оно работает даже лучше. Всегда можно прийти в другой храм и послушать, как всё звучит. К слову, для Андрея Гончарова идеальный заказчик тот, кто уже немного побыл «сам себе звукорежиссером» в «озвученном» храме, пощупал руками аппаратуру и знает, в частности, чем одно электронное устройство отличается от другого. «Если у прихода есть свой звукорежиссер, инженер-электрик, инженер-монтажник, то можно делать всё самим, — уверен Сергей Савин. — Хотя это может быть долго, потому что сотрудников придется отвлекать от их основной работы». Понятно, что чем лучше оборудование, тем оно дороже. От стоимости оборудования зависят: надежность, точность передачи звука, склонность к появлению акустической обратной связи (иначе — возбуждение, или «заводка» микрофонов), уровень шумов и необходимость управления пультом во время богослужения. Где и как сэкономить? Можно своими силами провести монтажные работы, например проложить кабель. Так, в храме Царевича Димитрия никому со стороны не доверили штробить стены (в частности, в алтаре). Эту работу выполнили рабочие храма под чутким руководством старосты. «Наш храм — памятник архитектуры, любые изменения в нем — вопрос очень важный», — говорит Сергей Савин. Для трансляции в смежные помещения используется так называемая стовольтовая передача звукового сигнала, в которую включено большое количество громкоговорителей. «Говоря проще, это система радиоточек (динамиков), удаленных от источника звука до 5–100 м, которые можно встроить и в стену, и в потолок. Она относительно недорога и проста в управлении, подходит как для оповещения, так и для трансляции богослужения из храма в сопредельные помещения. В Ново-Тихвинском монастыре, например, с ее помощью проведена трансляция из храма в келейные корпуса и в трапезную», — делится опытом монастыря Александр Мартыновских. А в Александро-Невском соборе екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря на каждом из фасадов стоят по две всепогодные акустические системы Community R.5HP. «Их хватает на то, чтобы озвучить площадь в радиусе 100 м вокруг собора, — говорит Александр Мартыновских. — Одна такая система стоит около 50 тыс. рублей. Для небольшого храма можно приобрести и менее мощную всепогодную систему. Или, если она нужна всего несколько раз в году, дешевле даже брать ее в аренду, так как в звукопрокатной фирме вам подберут аппаратуру согласно вашим требованиям».
17 июня 2015 г. 16:45
Ключевые слова:
экспертиза
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|