iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
История
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Долг нашей памяти

Скорбященский женский монастырь на углу Новослободской улицы и Вадковского переулка в Москве подобно многим храмам и обителям столицы был разорен и разрушен после революции 1917 г. Территорию бывшего монастыря занимает Московский государственный технологический университет «Станкин». Обезглавленное здание храма Спаса Всемилостивого все еще не передано Церкви, и временный престол прихода освящен в бывшем Рукодельном корпусе монастыря. Долг нашей исторической памяти — восстановить монастырский ансамбль, яркий образец национальной русской культуры.

Осуществление этого проекта послужит восстановлению исторического вида одной из старинных улиц Москвы и поможет восстановить прерванные традиции церковного и социального служения.

Скорбященский женский монастырь сегодня мало кому известен, а ведь в начале ХХ века это была самый большая по площади московская обитель. Монастырь был основан в 1890 г. и просуществовал недолго, всего 28 лет. Создание огромного монастырского ансамбля стало соборным трудом представителей самых разных социальных слоев русского общества. Землю — свою огромную городскую усадьбу — предоставила семья генерал-майора князя Владимира Сергеевича Голицына. Капитал на построение зданий и стен монастыря пожертвовала известная благотворительница из Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (позже — тайная монахиня Рафаила). Архитектурный проект монастыря был разработан Иваном Владимировым.

В 2008 г. российская общественность отмечала 600-летие служения князей Голицыных Отечеству. Вглядываясь в судьбу семьи князя Владимира Сергеевича Голицына, мы оказываемся в гуще исторических событий, последствия которых актуальны и для нас, для нашего времени: Крым, Севастополь, Черноморский флот, Польша, Кавказ, Чечня...

Князь Владимир Сергеевич Голицын был известной личностью своего времени. Он был младшим, десятым, сыном князя Сергея Федоровича Голицына и Варвары Васильевны Энгельгард, племянницы князя Григория Потемкина, присоединившего к России Крым, основателя Севастополя, создателя Черноморского флота. Генерал-аншеф С.Ф. Голицын участвовал во всех войнах России того времени. Особенно трудной была осада Очаковской крепости в 1788 году.

Во время Отечественной войны 1812 г. 18-летний князь Владимир Сергеевич — в армии. В 1816 г. он был назначен адъютантом генерала Барклая де Толли. С 1840 г. Голицын командовал кавалерией при отдельном Кавказском корпусе в экспедициях на Кавказ, в Чечню. Через три года он был произведен в генерал-майоры и назначен начальником центра Кавказского фронта.

Во время Крымской войны (1855–1856) 62-летний князь Владимир Голицын опять на военной службе и командует московским ополчением.
В это тревожное время, когда на войне были муж и сыновья, больная княгиня Прасковья Николаевна Голицына просит у Московского митрополита Филарета (Дроздова) разрешение на строительство церкви в своем доме. Ее хлопоты увенчались успехом — 18 октября 1856 г. была освящена домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

После смерти князя в 1861 г. усадьба остается на попечении его дочери Александры. Отличавшаяся глубоким благочестием Александра по совету митрополита Филарета подает прошение об учреждении здесь, в доме Голицыных на Новослободской улице, общества сестер милосердия. 13 апреля 1863 г. Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода «о дозволении княжне Голицыной устроить в Москве приют для иногородних монахинь, при нем больницу и общество сестер милосердия». В 1889 г. княжна А.В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании общества сестер милосердия в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. вышел указ Священного Синода об основании общежительного женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Кроме игумении, в штате числились 15 монахинь и послушницы. Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г.

Монастырский комплекс у Бутырской заставы — с огромным собором, трапезным храмом, монашескими кельями, церковно-приходской школой и служебными зданиями — был воздвигнут в 1890-е гг. По своим архитектурным особенностям он напоминал Московский Кремль: зубчатые стены, стройные башни, узорчатые храмы...
Такое оформление архитектурного комплекса Скорбященского монастыря было связано с возрождением русского стиля. Архитектор Владимир Осипович Шервуд, возведший в 1880-е гг. на Красной площади здание Исторического музея, воплощение этого нового стиля, говорил: «Цельность русской идеи и способность наших предков осуществлять ее в зодчестве проявилась не только в отдельных домах, но и во всем Кремле... в нем каждый элемент свидетельствует о духовной и государственной жизни народа; Кремль есть целая поэма, полная чувства и мысли... группа зданий, по-видимому разъединенных друг от друга, есть цельность и единство. Вот такого единства мы должны искать в наших зданиях».

По рекомендации митрополита Московского Иоанникия (Руднева), проект монастыря был ориентирован не традиционно вовнутрь, на внутреннее пространство, монастырский двор, а вовне — в город, к миру и к человеку. Монастырский собор и трапезный храм, женская гимназия и высшие женские богословские курсы были построены по красной линии Новослободской улицы. В этой «вывернутости», обращенности к миру Скорбященского монастыря выражена идея духовного и социального служения человеку и обществу.

Уже в 1870-е гг. княжна Александра Голицына приглашает для руководства общиной сестер милосердия монахиню Евпраксию из Костромского Анастасьиного монастыря, который в то время был примером социального служения. В Скорбященском монастыре действовали больница для безнадежно больных — прообраз современных хосписов, приют для девочек-сирот, странноприимный дом для иногородних монахинь. Именно в Скорбященском монастыре в 1916 г. были открыты Высшие женские богословско-педагогические курсы — первое в России высшее духовное заведение для женщин. Скорбященский монастырь очень любила и часто посещала преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна.

Монастырь быстро рос: в 1915 г. в обители и на монастырском хуторе было уже 265 монахинь и послушниц.
В 1894 г. при Скорбященском монастыре было открыто кладбище. На нем были похоронены многие известные люди того времени: адвокат Ф.Н. Плевако, философ Николай Федоров, историк Д.И. Иловайский, дрессировщик А.Л. Дуров, редактор газеты «Московские ведомости» В.А. Грингмут.

* * *
В 1918 г. монастырь был закрыт, а в 1929-м разрушены три малых храма. По сей день сохранились обезглавленный собор Спаса Всемилостивого, Рукодельный корпус (1911 г., архитектор С.М. Ильинский), надгробная часовня инокини Рафаилы (Смирновой), участки ограды.
Восстановить и сохранить Скорбященский монастырь, этот образец национальной русской культуры, ставший частью ее истории, передать его нашим потомкам — долг нашей исторической памяти. Сохранившиеся здания и фрагменты ограды, фундаменты снесенных зданий, ограды и ворот, а также сохранившиеся чертежи и фотографии дают возможность воссоздать ансамбль Скорбященского монастыря со стороны Новослободской улицы. Осуществление этого проекта восстановит градообразующее значение памятника и коренным образом изменит облик Новослободской улицы.
В 2001 г. был освящен храм во имя Всемилостивого Спаса, который временно располагается в трапезном корпусе Скорбященского монастыря. Приход Всемилостивого Спаса стремится восстановить сохранившиеся монастырские здания ради продолжения традиций духовного и социального служения человеку и обществу.
 

Владимир Простов
12 июля 2009 г.
Ключевые слова: монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00