iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
История
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Долг нашей памяти

Скорбященский женский монастырь на углу Новослободской улицы и Вадковского переулка в Москве подобно многим храмам и обителям столицы был разорен и разрушен после революции 1917 г. Территорию бывшего монастыря занимает Московский государственный технологический университет «Станкин». Обезглавленное здание храма Спаса Всемилостивого все еще не передано Церкви, и временный престол прихода освящен в бывшем Рукодельном корпусе монастыря. Долг нашей исторической памяти — восстановить монастырский ансамбль, яркий образец национальной русской культуры.

Осуществление этого проекта послужит восстановлению исторического вида одной из старинных улиц Москвы и поможет восстановить прерванные традиции церковного и социального служения.

Скорбященский женский монастырь сегодня мало кому известен, а ведь в начале ХХ века это была самый большая по площади московская обитель. Монастырь был основан в 1890 г. и просуществовал недолго, всего 28 лет. Создание огромного монастырского ансамбля стало соборным трудом представителей самых разных социальных слоев русского общества. Землю — свою огромную городскую усадьбу — предоставила семья генерал-майора князя Владимира Сергеевича Голицына. Капитал на построение зданий и стен монастыря пожертвовала известная благотворительница из Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (позже — тайная монахиня Рафаила). Архитектурный проект монастыря был разработан Иваном Владимировым.

В 2008 г. российская общественность отмечала 600-летие служения князей Голицыных Отечеству. Вглядываясь в судьбу семьи князя Владимира Сергеевича Голицына, мы оказываемся в гуще исторических событий, последствия которых актуальны и для нас, для нашего времени: Крым, Севастополь, Черноморский флот, Польша, Кавказ, Чечня...

Князь Владимир Сергеевич Голицын был известной личностью своего времени. Он был младшим, десятым, сыном князя Сергея Федоровича Голицына и Варвары Васильевны Энгельгард, племянницы князя Григория Потемкина, присоединившего к России Крым, основателя Севастополя, создателя Черноморского флота. Генерал-аншеф С.Ф. Голицын участвовал во всех войнах России того времени. Особенно трудной была осада Очаковской крепости в 1788 году.

Во время Отечественной войны 1812 г. 18-летний князь Владимир Сергеевич — в армии. В 1816 г. он был назначен адъютантом генерала Барклая де Толли. С 1840 г. Голицын командовал кавалерией при отдельном Кавказском корпусе в экспедициях на Кавказ, в Чечню. Через три года он был произведен в генерал-майоры и назначен начальником центра Кавказского фронта.

Во время Крымской войны (1855–1856) 62-летний князь Владимир Голицын опять на военной службе и командует московским ополчением.
В это тревожное время, когда на войне были муж и сыновья, больная княгиня Прасковья Николаевна Голицына просит у Московского митрополита Филарета (Дроздова) разрешение на строительство церкви в своем доме. Ее хлопоты увенчались успехом — 18 октября 1856 г. была освящена домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

После смерти князя в 1861 г. усадьба остается на попечении его дочери Александры. Отличавшаяся глубоким благочестием Александра по совету митрополита Филарета подает прошение об учреждении здесь, в доме Голицыных на Новослободской улице, общества сестер милосердия. 13 апреля 1863 г. Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода «о дозволении княжне Голицыной устроить в Москве приют для иногородних монахинь, при нем больницу и общество сестер милосердия». В 1889 г. княжна А.В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании общества сестер милосердия в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. вышел указ Священного Синода об основании общежительного женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Кроме игумении, в штате числились 15 монахинь и послушницы. Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г.

Монастырский комплекс у Бутырской заставы — с огромным собором, трапезным храмом, монашескими кельями, церковно-приходской школой и служебными зданиями — был воздвигнут в 1890-е гг. По своим архитектурным особенностям он напоминал Московский Кремль: зубчатые стены, стройные башни, узорчатые храмы...
Такое оформление архитектурного комплекса Скорбященского монастыря было связано с возрождением русского стиля. Архитектор Владимир Осипович Шервуд, возведший в 1880-е гг. на Красной площади здание Исторического музея, воплощение этого нового стиля, говорил: «Цельность русской идеи и способность наших предков осуществлять ее в зодчестве проявилась не только в отдельных домах, но и во всем Кремле... в нем каждый элемент свидетельствует о духовной и государственной жизни народа; Кремль есть целая поэма, полная чувства и мысли... группа зданий, по-видимому разъединенных друг от друга, есть цельность и единство. Вот такого единства мы должны искать в наших зданиях».

По рекомендации митрополита Московского Иоанникия (Руднева), проект монастыря был ориентирован не традиционно вовнутрь, на внутреннее пространство, монастырский двор, а вовне — в город, к миру и к человеку. Монастырский собор и трапезный храм, женская гимназия и высшие женские богословские курсы были построены по красной линии Новослободской улицы. В этой «вывернутости», обращенности к миру Скорбященского монастыря выражена идея духовного и социального служения человеку и обществу.

Уже в 1870-е гг. княжна Александра Голицына приглашает для руководства общиной сестер милосердия монахиню Евпраксию из Костромского Анастасьиного монастыря, который в то время был примером социального служения. В Скорбященском монастыре действовали больница для безнадежно больных — прообраз современных хосписов, приют для девочек-сирот, странноприимный дом для иногородних монахинь. Именно в Скорбященском монастыре в 1916 г. были открыты Высшие женские богословско-педагогические курсы — первое в России высшее духовное заведение для женщин. Скорбященский монастырь очень любила и часто посещала преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна.

Монастырь быстро рос: в 1915 г. в обители и на монастырском хуторе было уже 265 монахинь и послушниц.
В 1894 г. при Скорбященском монастыре было открыто кладбище. На нем были похоронены многие известные люди того времени: адвокат Ф.Н. Плевако, философ Николай Федоров, историк Д.И. Иловайский, дрессировщик А.Л. Дуров, редактор газеты «Московские ведомости» В.А. Грингмут.

* * *
В 1918 г. монастырь был закрыт, а в 1929-м разрушены три малых храма. По сей день сохранились обезглавленный собор Спаса Всемилостивого, Рукодельный корпус (1911 г., архитектор С.М. Ильинский), надгробная часовня инокини Рафаилы (Смирновой), участки ограды.
Восстановить и сохранить Скорбященский монастырь, этот образец национальной русской культуры, ставший частью ее истории, передать его нашим потомкам — долг нашей исторической памяти. Сохранившиеся здания и фрагменты ограды, фундаменты снесенных зданий, ограды и ворот, а также сохранившиеся чертежи и фотографии дают возможность воссоздать ансамбль Скорбященского монастыря со стороны Новослободской улицы. Осуществление этого проекта восстановит градообразующее значение памятника и коренным образом изменит облик Новослободской улицы.
В 2001 г. был освящен храм во имя Всемилостивого Спаса, который временно располагается в трапезном корпусе Скорбященского монастыря. Приход Всемилостивого Спаса стремится восстановить сохранившиеся монастырские здания ради продолжения традиций духовного и социального служения человеку и обществу.
 

Владимир Простов
12 июля 2009 г.
Ключевые слова: монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00