выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
История
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Портрет утраченной страны

На аудиодиске «Портрет утраченной страны» записан цикл передач радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров», в которых участвовали два известных историка — профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов и сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета Кирилл Александров, а также главный редактор «Града Петрова» протоиерей Александр Степанов. Тема этих бесед — воссоздание подлинного образа России и жизни ее различных сословий на рубеже XIX и XX веков, перед революцией 1917 года.

Советская эпоха стерла с лица русской земли не только множество храмов, но и саму память народа о своем дореволюционном прошлом. Для подавляющего большинства наших современников главным, если не единственно важным, периодом отечественной истории является советский период. Именно он теперь воспринимается соотечественниками как лицо России. О той стране, место которой занял СССР, мы судим в основном по школьному курсу истории, в котором мало что изменилось с советских времен. Определенный образ России XIX — начала XX века закрепляется в нашем сознании и благодаря чтению классической литературы, которая, при всех своих художественных достоинствах, не является беспристрастным историческим источником.

Для тех, кто хочет освободить свое восприятие прошлого от школьных штампов, большим подспорьем будет аудиодиск «Портрет утраченной страны». По своей теме (и даже по названию) диск перекликается с имевшим когда-то немалый резонанс фильмом Сергея Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Однако если у кинорежиссера пафос и оценка преобладали над размышлением, то авторы аудиопрограммы по-христиански избегают страстей и пристрастий. Они не упрощают сложные проблемы, не сглаживают драматические противоречия, а приглашают слушателей вдумчиво и трезво вглядеться в черты предреволюционной России. Какой подошла наша страна к роковому для нее 1917 году? Как в ней жили обычные люди — чиновники и священники, офицеры и купцы, мещане и казаки? Что они могли купить на свое жалованье, как ощущали свое место в обществе, чем отличалась ментальность той или иной социальной группы?

Аудиодиск имеет подзаголовок «Сословия Российской империи рубежа XIX–XX веков». Создатели цикла исходили из того, что страна — это прежде всего люди, которые в ней живут и считают ее своей. Сословия были теми социальными группами, которые и составляли историческую Россию. Кирилл Александров сосредоточился на особенностях их эволюции и обстоятельствах их повседневной жизни, а отец Георгий Митрофанов нарисовал духовный портрет каждого сословия и показал, что оно представляло собой в религиозном отношении. В результате различные слои дореволюционного общества предстают перед слушателем как совокупность психологических и поведенческих типов. Нетрудно заметить, что в этом отношении авторы следуют одному из самых авторитетных направлений мировой исторической науки, известному как школа «Анналов». Ее основатели — Л.Февр, М.Блок, Ф.Бродель и др. — призывали историков анализировать не только войны и смены правительств, но и все стороны обыденной жизни человека (или, как их назвал Бродель, «структуры повседневности») и особенности его мирочувствия.
Решая подобную задачу, создатели «Портрета утраченной страны» рисуют целостную панораму многообразной, динамично развивающейся Российской империи последних предреволюционных десятилетий. Например, они показывают, что отечественное дворянство, вопреки привычному мнению, не было кастой: оно бурно пополнялось за счет выходцев из иных сословий и передавало им свое богатое наследие, свою систему этических и культурных ценностей. К началу Первой мировой войны уже более 40% офицеров не имели дворянского происхождения, но ничем не отличались от дворян по своему облику, манерам, духу и статусу. Таким образом, в начале ХХ века дворянство служило как бы облагораживающим горнилом для всего русского общества.

Мещанское сословие в описании авторов «Портрета утраченной страны» предстает не обществом бездуховных потребителей (именно такие ассоциации, как правило, вызывает ныне слово «мещанство»), а наиболее воцерковленной социальной средой, главным носителем традиционного благочестия. Недаром, как подчеркнули создатели цикла, именно потомственные мещане стали в 1918-1920 годах народным оплотом русской контрреволюции. Столь же неожиданные открытия ждут слушателей в разделах, посвященных чиновникам, купцам и крестьянам.

Из множества представленных фактов можно сделать заключение: в жизни предреволюционной России, несомненно, преобладали позитивные черты. Почему же эта страна не выдержала испытаний 1917 года и в итоге исчезла с лица земли? Отвечая на этот вопрос, авторы цикла показывают, по каким причинам лишь малая часть русского народа проявила в роковые годы чувство государственной ответственности. Но каковы бы ни были эти причины, итог почти вековой власти большевиков неоспорим: это утрата характерных для исторической России человеческих типов.

Формальное окончание советской эпохи не стало восстановлением преемственности с прежним русским обществом; типы мирочувствия и поведения, сформированные в рамках традиционных сословий, ушли навсегда. Создатели «Портрета утраченной страны» показывают, что чиновники и офицеры нынешней Российской Федерации опираются на менталитет не своих дореволюционных предшественников, а советских чиновников и красных командиров; современные бизнесмены воспроизводят образ действий не русских купцов, а советских «снабженцев» и творцов советской же «теневой экономики». Таким образом, слушатели могут не только освободиться от стереотипных представлений о прошлом, но и трезво взглянуть на настоящее. Достоверный портрет подлинной исторической России позволяет распознать искусственность и неправду современных подделок под ее дворянство или казачество.

Может быть, главная заслуга авторов «Портрета утраченной страны» как раз и состоит в прививке духовной трезвости, которой порой так не хватает нынешней православной общественности. Девятнадцать бесед, составляющих этот цикл, дают нам достаточно знаний, чтобы не обольщаться мифами ни о былом России, ни о самих себе.

 

Светлана Шешунова
20 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи