iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
История
Восстановленный Екатерининский собор г.Пушкин (Царское село)
ЖМП № 11 ноябрь 2017 /  14 ноября 2017 г.
версия для печати версия для печати

Царскосельский заступник

Многие десятилетия жители города Пушкина (бывшего Царского Села), знаменитого ленинградского (а когда-то петербургского) пригорода, даже не догадывались, что на площади в самом центре города, на месте памятника Ленину, когда-то стоял красивейший белоснежный Екатерининский собор, построенный по проекту знаменитого архитектора Тона. Не знали они и того, что под памятником вождю революции в земле покоятся останки служителя этого собора — протоиерея Иоанна Кочурова, первого из новомучеников русского духовенства. Сегодня взорванный собор воссоздан заново и площади, на которой он стоит, возвращено историческое название — Соборная. PDF-версия

Сегодня взорванный собор воссоздан заново и площади, на которой он стоит, возвращено историческое название — Соборная. Протоиерей Иоанн Кочуров причислен Русской Церковью к лику святых. Его мощи обретены и покоятся в раке в его родном соборе. И он стал поистине небесным покровителем и заступником города Пушкина и его жителей.

Молитва всем миром

До конца 1930-х годов Екатерининский собор, где был погребен убиенный отец Иоанн Кочуров, оставался действующим и любим царскоселами. В нем продолжали совершаться службы, и в праздники он был переполнен верующими. На Пасху, как и положено, шли крестные ходы, которым не могли помешать устраиваемые в это же время комсомольцами шествия с революционными песнями и красными флагами. Но лето 1939 года стало роковым для собора — он был взорван. Очевидцы вспоминали, что взрывной волной его подняло вверх, и он как будто охнул и тихо опустился вниз. Под громадой его обломков осталось захоронение отца Иоанна. Груды кирпича постепенно растащили на советские постройки, и долгие годы это место пустовало. В 1960 году здесь поставили памятник Ленину. И лишь с началом перемен в России стала меняться судьба и этого исторического пространства бывшего Царского Села.

«Батюшка, как же вам удалось за два года выстроить заново Екатерининский собор, он же такой огромный?» — спрашиваю у отца Геннадия Зверева. Именно по его инициативе было восстановлено 19 царскосельских храмов, за что священник был удостоен церковных и государственных наград, ему присвоено звание почетного гражданина города Пушкина. «Только благодаря молитве Иоанна Царскосельского, — отвечает отец Геннадий. — Иначе никак не могу объяснить те чудеса, которые нас тогда постоянно сопровождали и без конца выручали. На нас как из рога изобилия все сыпалось».

И первым чудом было то, что имя и судьба отца Иоанна Кочурова, на многие десятилетия забытые и не упоминаемые, вдруг стали выходить из небытия. Когда в 1988 году протоиерей Геннадий Зверев стал настоятелем Софийского собора города Пушкина, это был первый возвращенный Церкви царскосельский храм. Именно с созданием общины этого прихода стала возрождаться религиозная жизнь в городе.
«К нам стали приходить люди и рассказывать, что на месте памятника Ленину стоял красивый собор и что там кого-то крестили, — вспоминает отец Геннадий. — А кто-то слышал, что под сводами собора был захоронен священник, убитый больше­виками. Мы стали уточнять эту информацию, узнали, как звали этого священника, нашли публикации, связанные с его биографией. Познакомились с его правнучкой, Татьяной Игоревной Кочуровой, которая живет в Петербурге. И она нам тоже многое рассказала».

В начале 1990-х зашла речь о канонизации убиенного отца Иоанна. Тогда к прихожанам Софийского собора обратились из Комиссии по канонизации святых, чтобы узнать, какие сведения о Кочурове у них имеются. 4 декабря 1994 года отец Иоанн был канонизирован как священномученик, и 10 декабря, в престольный праздник Знаменской церкви города Пушкина, был отслужен первый молебен священномученику Иоанну Царскосельскому на месте, где стоял когда-то Екатерининский собор и где покоились останки отца Иоанна.

Отцу Геннадию тогда же стало ясно, что памятник Ленину надо с этого места убирать: «После падения Советского Союза было странно все еще видеть в городе памятник тому, кто отдавал распоряжения уничтожать собственный народ, да еще стоящий над местом погребения одной из первых жертв большевистского режима».
Однако убрать или перенести памятник Ленину было трудно: слишком еще сильно было влияние в городе коммунистов и тех, кто не хотел перемен. Поэтому решили показать жителям города, что это место имеет свою трагическую историю. ­Лучшим символом для этого стал крест. Батюшка вспоминает, что они ни у кого не стали спрашивать разрешения на его установку. Местная власть шла навстречу приходу, и 5 февраля 1995 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, на площади у воздвигаемого креста сошлись три многолюдных крестных хода из трех храмов города. Все царскосельское духовенство отслужило молебен, за которым молилось более 500 человек. И семиметровый деревянный крест был установлен на месте, где стоял собор, неподалеку от памятника Ленину.

Штраф за крест

Местные коммунисты не могли оставить без внимания столь вопиющий для них факт. Возмущались действием отца Геннадия и его сторонников, говорили, что это кощунство — вздумать поставить крест рядом с памятником пролетарскому вождю, где детей принимают в пионеры. Даже обратились с жалобой в администрацию города. Отца Геннадия вызвали на административный суд, где дали указание снести крест и заплатить штраф за испорченные газоны. Крест убирать не стали, а рядом с ним поставили кружку, на которую приклеили бумажку с постановлением суда, и стали собирать средства, чтобы хватило и штраф уплатить, и еще осталось бы на храмовые нужды. Кроме того, каждое воскре­сенье возле креста стали проводить молебны Иоанну Царскосельскому, призывая его помочь воссоздать Екатерининский собор.  
«Но я даже представить себе не мог, что когда-то собор Святой великомученицы Екатерины будет возрожден, — замечает отец Геннадий. — Хотя не только мы, люди церковные, но и многие жители города понимали, что место храма должно было быть занято именно храмом. Даже с архитектурной точки зрения здесь не хватало собора. И в 2000 году главный архитектор государственного музея-заповедника “Царское Село” Александр Кедринский выполнил эскизный проект реконструкции главной площади города, предполагавший восстановление в два этапа Екатерининского собора».

И снова случилось чудо — накануне перенесения в Россию останков императрицы Марии Федоровны. В ночь с 6 на 7 апреля 2004 года памятник Ленину был сброшен с пьеде­стала неизвестными людьми. Позже его установили, но уже в другом месте. А на освободившейся площади начались раскопки фундамента взорванного в 1939 году собора, которые проводил Институт истории материальной культуры Российской академии наук. Удалось обнаружить лишь фундамент, остатки архитектурных деталей и церковную утварь. Но главное — были обретены чудесным образом сохранившиеся мощи отца Иоанна. Экспертно-криминалистическим центром УВД по Санкт-Петербургу при участии НИИ Музея антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова были проведены антропологические исследования, которые подтвердили, что это останки протоиерея Иоанна Кочурова. Их перенесли в алтарь Софийского собора и по праздникам выносили для всеобщего поклонения.

Родной святой

Что же помогло решить вопрос со строительством нового Екатерининского собора? «Празднование 300-летия Царского Села, — объяс­няет отец Геннадий, — которое планировалось на государственном уровне». Жители со своей стороны выступили с инициативой, что к этой дате надо воссоздать собор. Главным опасением отца Геннадия было то, что такое грандиозное строительство не найдет необходимых средств. Но был создан благотворительный фонд, который сумел эту трудность во многом преодолеть. Поддержка была и со стороны петербургских властей: администрации, губернатора Валентины Матвиенко и вице-губернатора Виктора Лобко. Причем не только моральная, но и финансовая.

Строительство храма сплотило царскоселов. Когда не хватало кирпичей, жители самостоятельно их покупали и приносили на стройку. Так бо́льшая часть горожан приняла участие в восстановлении долгожданного храма. Работы велись очень быстро. Буквально за два года храм был построен заново. Появились благотворители, которые сделали раку для мощей Иоанна Царскосельского. И во время празднования 300-летия Царского Села, летом 2010 года, Святейший Пат­риарх Кирилл освятил собор.

Отец Геннадий с радостью рассказывает, что с момента, когда начали добиваться восстановления собора и когда были обретены мощи Иоанна Царскосельского, жизнь в городе стала меняться. Пушкин считался абсолютно коммунистическим городом. Теперь же его администрация все городские мероприятия начинала с молебна в храме. Для царскоселов священномученик Иоанн Кочуров стал родным и близким. Многих детей крестили с его именем. Местные молодежные организации и спортивные клубы взяли его имя.  
В ноябре этого года, к 100-летию трагической гибели святого, открыты городские выставки, проходят научные конференции как в Пушкине, так и в Петербурге, готовится к печати книга о его жизни. Царскосельское благочиние издало акафист и подарочные иконы. А 13 ноября, в день гибели отца Иоанна в Екатерининском соборе, по традиции была отслужена архиерейская служба, на которую, как и ожидалось, собрался полный храм.
 

 

Елена Алексеева
14 ноября 2017 г.
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00