![]()
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
Наследие Альфреда Парланда Сегодня, 16 сентября 2019 года, исполняется 100 лет со дня кончины автора петербургского храма-памятника Воскресения Христова (Спас на Крови) Альфреда Александровича Парланда (1842–1919) — выдающегося архитектора, преподавателя, мастера акварели, археолога. Парланд прожил удивительно яркую жизнь, реализовав себя в разных областях. Но, безусловно, главным делом его жизни была архитектура. По проектам зодчего были построены десятки зданий по всей Российской империи — в основном церкви в русском стиле, в которых он продолжил дело своего любимого учителя Давида Ивановича Гримма, основоположника этого направления в архитектуре. PDF-версия
16 сентября 2019 г. 14:59
Зодчий станет дирижером Неузнаваемо преобразилось трехэтажное рабочее пространство в цеху одного из заводов на юго-востоке Москвы. На месте кабинетов проектировщиков Гильдии храмоздателей разместились уютные выставочные залы. Свою продукцию здесь представляют изготовители церковного убранства — иконописцы и художники-мозаичисты, каменщики и скульпторы, ювелиры и авторы облачений. В числе экспонентов три десятка мастеров самых разных направлений и разновидностей современного церковного искусства — вплоть до колокололитейщиков, производителей литых бронзовых подсвечников и разработчиков новых сортов ладана. PDF-версия
6 сентября 2019 г. 09:59
Врезаться в историю В помещении для «выставок одного экспоната» на втором этаже главного экспозиционного корпуса в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) устроители умудрились разместить 38 предметов. Удалось это в том числе и потому, что сами экспонаты небольшие, подчас миниатюрные – образки, складни, резные кресты. Ценность их в том, что все они изготовлены представителями династии Хрустачевых – знаменитых дореволюционных мастеров из Сергиева Посада, поднявших в русском Православии искусство резьбы по дереву на высочайший уровень, недостижимый даже в наши дни.
5 июля 2019 г. 18:59
Лестница для коллекционера С момента предыдущей, третьей по счету персональной выставки московского коллекционера икон Виктора Бондаренко минуло девять лет. Сегодня в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева собиратель, отметивший недавно свой 69-й день рождения, выставляет ровно 69 иконописных памятников. И куратор выставки «Лестница в Небо» ученый секретарь музея Наталья Комашко, и сам владелец уверяют: такое совпадение — дело случая. Выставка не претендует на панорамный охват собрания Бондаренко, но представляет посетителям собрание иконописных произведений как самоценных явлений художественного мира. PDF-версия
26 июня 2019 г. 13:59
Уходящая натура Счет пребывающих в аварийном состоянии храмов на территории России идет на тысячи, руинированных церквей в статусе объектов культурного наследия — на сотни. Некоторые памятники безвозвратно утеряны, многие продолжают гибнуть: у реставраторов до них не доходят руки. Одна из главных задач — запечатлеть на картинах для будущих поколений, как выглядели внутренний интерьер и фасады разрушающихся сегодня храмов. PDF-версия
14 июня 2019 г. 14:50
Прошлым веком на Чулыме Авторы документального цикла, частью которого стала эта работа, реализуют давнюю идею запечатлеть на большом экране несколько сюжетов о подвижниках благочестия ХХ столетия в четырех разных пределах Красноярского края. Ранее съемочная группа побывала на востоке (в Канске) и на юге (в Минусинске) региона. Экспедиция на запад, в Ачинское благочиние, на живописные берега Чулыма, стала возможной после победы заявки Издательского дома «Восточная Сибирь» в международном грантовом конкурсе проектов «Православная инициатива». Впереди — визит на север, в Енисейск и Туруханск, где в прошлом веке отбывали ссылку многие арестованные по так называемым делам церковников. PDF-версия
17 мая 2019 г. 14:50
«Жизнь жительствует. Священник в малых городах»: выставка в Лиховом переулке в рамках фестиваля ПСТГУ «Весна духовная. На пути к Пасхе» В фойе Московского епархиального дома открылась выставка черно-белых фотографий Сергея Пронина, ставшая одним из результатов масштабного совместного проекта Православного Свято-Тихоновского богословского института и Лаборатории социологии религии ПСТГУ. Здесь представлены свыше восьми десятков работ, сделанных за два года в ходе экспедиций по приходам малых (населением менее 50 тыс. чел.) городов России.
18 апреля 2019 г. 18:50
|
![]()
ЖМП № 12 декабрь 2011 /
22 июня 2012 г.
Слышит ли Бог человека? Режиссер Андрей Прошкин о фильме "Орда"На днях зрителей ждёт премьера фильма, который — мы очень на это надеемся — станет важной вехой в культурной жизни России и, возможно, всего христианского мира. На экраны выходит фильм "Орда". Это фильм-притча, который ставит трудные, порой мучительно трудные вопросы, и дает на них ответы. Какой должна быть молитва? Что есть предстояние перед Богом и что такое чудо? Как соотносятся святость и святительское служение? Кроме того, создатели фильма постарались с максимально возможной точностью воспроизвести быт и нравы той давно ушедшей эпохи.Режиссер картины — Андрей Прошкин, генеральный продюсер — руководитель Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец. Монтаж "Орды" закончен осенью, и нашей редакции посчастливилось быть в числе первых, кто посмотрел этот фильм. На страницах ЖМП мы начинаем его обсуждение. Режиссер Андрей Прошкин о мифах, исторической достоверности и прекрасной игре якутских актеров — Андрей Александрович, сколько времени продолжалась работа над фильмом «Орда»? О чем этот фильм? — Работа над фильмом "Орда" (его рабочее название "Святитель Алексий") продолжалась два с лишним года, с лета 2009-го. Замечательный сценарий написал Юрий Николаевич Арабов, взявший за основу один эпизод из жизни святителя Алексия, митрополита Киевского, — его поездку в столицу Золотой Орды Сарай с намерением излечить жену хана Тайдулу от слепоты. События, отраженные в фильме, происходят в середине XIV века. Это масштабное постановочное кино, и много времени ушло на подготовку съемок, подбор актеров. Всё приходилось создавать своими руками — строить декорации, шить костюмы. Ведь у нас не было фактически ничего. Дело в том, что до нашего времени дошли очень скудные сведения о жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом — характеры, отношения людей, антураж — приходилось додумывать или создавать с нуля. Таким образом, "Орда" не столько историческое кино, сколько фильм — миф, основанный на житийном сюжете. Это не социальная или бытовая история — это картина вообще о человеке, о Боге. Это метафора о том, слышит ли Бог человека и что кажется человеку на этот счет? Хотя, конечно, мы стремились, чтобы происходящее на экране выглядело достоверным. Я очень не люблю говорить о смысле фильма, потому что каждый зритель во время просмотра находит в картине что-то свое. И очень часто режиссеры потом бьют себя кулаками в грудь и говорят, что снимали одно, а у зрителей в результате сложилось совсем другое ощущение. И картина начинает жить своей жизнью. — Тем не менее в чем, на ваш взгляд, заключается актуальность той эпохи для нас? Какие уроки можно извлечь нам сегодня из событий более чем 600-летней давности, чему, может быть, поучиться у наших предков? — Вы знаете, мне не нравится слово «поучительность». В советское время в нас вбивали такую странную идею — об утилитарности искусства. То есть что искусство обязательно что-то должно: должно что-то нести, учить и так далее. Мне кажется, это несколько упрощенная точка зрения. Я не знаю, в чем поучительность картины, но менее всего хотел бы кого-то учить и не считаю себя вправе это делать. Впрочем, на основе изученного нами материала — исторических документов, свидетельств — можно проследить какие-то параллели, которые, вероятно, связывают наше общество с тем обществом. Я говорю о Золотой Орде, поскольку там происходит основное действие фильма. То, что как-то связывает ту эпоху с сегодняшним днем, наверное, уверенный, твердый прагматизм в жизни, ощущение абсолютной самодостаточности и прочности этого общества, его основ. Излишняя самонадеянность, непонимание истинного положения вещей. Продолжая тему исторических уроков и параллелей, как вы оцениваете личность святителя Алексия? Какие черты этого человека вы хотели бы видеть в Максиме Суханове, который снялся в роли святителя? — Поскольку, как я уже сказал, сведения о том времени крайне скудны, мне сложно дать исчерпывающую оценку жизни и деятельности митрополита Алексия. Однако можно представить, что это была выдающаяся личность для той эпохи. Это был интеллектуал, очень образованный для того времени человек, очень умный и волевой. Кроме того, что был пастырем, он, конечно, являлся выдающимся администратором — как церковным, так и государственным. Святитель Алексий был главным воспитателем малолетнего князя Дмитрия Донского и оказывал довольно сильное влияние на его политику, особенно в начале княжения. И нам хотелось прежде всего отразить ум и мощь этого человека. Кроме того, что Максим замечательный артист, оказалось, что его индивидуальность ложится на характер нашего героя; по крайней мере таково мое мнение. — Кроме Максима Суханова, кто еще участвует в фильме? — Князя Ивана играет Виталий Хаев, слугу святителя Алексия Федьку — Александр Яценко, истопника Василия — один из моих любимых актеров Алексей Шевченков. В фильме представлены ордынские ханы Джанибек (играет Иннокентий Докояров), Бердибек, ханша Тайдула — это реальные личности. Тайдула, например, была женой могущественного ордынского хана Узбека, при котором Золотая Орда достигла наивысшего расцвета и который исламизировал ее, во многом огнем и мечом. Сама Тайдула была очень волевая женщина. Сохранилась даже монета с ее профилем, что свидетельствует о ее колоссальном политическом влиянии. Кончина ее, правда, была довольно трагической — ее разорвали лошадьми. Тайдулу играет, на мой взгляд, выдающаяся актриса Роза Хайруллина. Роза — легенда нестоличного русского театра, долгое время играла в Казани, Самаре, а теперь — в Театре-студии Олега Табакова. Знаю, что уже второй год она репетирует роль короля Лира, и уверен, у нее это отлично получится. Ордынских персонажей мы собирали практически по всем бывшим советским республикам. У нас снималась команда совершенно потрясающих якутских актеров. Актерская школа в Якутии была для меня открытием — там, оказалось, совершенно "шекспировские" ребята, такой степени органики, мощи! — В процессе подготовки картины что было вами прочитано, изучено, какие материалы, исторические свидетельства? — Это и русские летописи, и знаменитый двухтомник В.Г. Тизенгаузена — сборник письменных материалов о Золотой Орде того времени. Мы очень скрупулезно изучали историю монгольского общества после Чингисхана. Наиболее интересными для меня как режиссера были записки путешественников, попадавших в Орду, потому что сторонний глаз более выпукло обнаруживает какие-то вещи и доносит до нас. Это и "Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука", и записки европейских послов, купцов, бывавших в Орде. Стоит отметить и подробные записки известного марокканского путешественника Ибн Баттуты. Читая его, понимаешь, насколько отличается взгляд на те или иные явления европейца и мусульманина-марокканца. Какие-то вещи, которые у европейцев вызывали оторопь, для него, наоборот, были признаком благочестия. На все эти свидетельства мы опирались в процессе подготовки картины. Кроме того, много консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок. — Где проходили съемки? — Павильоны мы строили на "Мосфильме", и к нам даже экскурсии ходили! Я считаю, что у нас был очень талантливый художник Сергей Февралев, новая звезда в своей профессии. Человек, который умеет не только придумать, но и воплотить свои идеи в жизнь, сделать. У нас были сложные декорации и с бассейнами, и с горящими печами. Для одной из декораций, например, были сделаны специальные облицовочные плитки. Причем Сергей заставил каждую плитку расписать и сделать вручную, а потом покрыть лаком. Декоратор ему говорил, что это всё ерунда и это давно делают машины. Но именно потому, что это было сделано руками, и складывалось полное ощущение реальности происходящего. Потом мы построили настоящую древнюю Москву на Клязьме, во Владимирской области, и достаточно масштабную декорацию золотоордынской столицы Сарая — в Астраханской области, всего в нескольких километрах от села Селитренного, где сейчас проводятся раскопки Сарая. В плане воссоздания исторического облика той эпохи была проделана очень большая работа. В "Орде" довольно много внутрикадровой музыки. Это различные ордынские мотивы, звучащие на улицах города, с использованием национальных инструментов. Всю музыку к фильму написал композитор Алексей Айги. — С какими трудностями сталкивались во время съемочного процесса? — Трудностей было много, но я бы не стал их выпячивать. Ну, например, жара. Она была очень сильная во время съемок, и некоторые актеры очень переживали по этому поводу. Но мне кажется, на таких вещах не следует зацикливаться. Нужно просто всегда держать в голове, что съемки — это такое дело, к которому полгода или год готовишься, чтобы потом за короткий период быть готовым выжать из себя все соки, и на это время о комфорте лучше вообще забыть. — В СМИ были сообщения, что якобы в фильме очень негативно представлен образ Орды и по этому поводу вначале было даже некое непонимание с продюсером — компанией "Православная энциклопедия", хотя потом компромисс был найден. — Нет, это не совсем точно сказано. Да, у нас были какие-то недопонимания, местами довольно острые, но это всё совершенно нормально, так сказать, рабочий процесс, и в итоге мы пришли к единому мнению. Что касается образа Орды, то, наоборот, моя жена Наташа, монтажер фильма, как-то заметила: "Что они у тебя все такие милые?" У меня никогда не было цели сделать из монголо-татар монстров. Другое дело, что некоторые сцены могли быть довольно острыми и какие-то человеческие проявления вызывали у продюсеров непонимание. Но когда картина уже была смонтирована, по крайней мере "ордынские" вопросы все отпали. — Почему решили назвать фильм именно "Орда"? — Мы с самого начала понимали, что название "Святитель Алексий" — рабочее. Все-таки по нему нельзя точно определить, о чем картина. Название "Орда" появилось где-то в середине съемок. Продюсеры показывали часть отснятого материала на Первом канале, и там им предложили такое название. И действительно, все основные события разворачиваются в Орде. У нас нет такого емкого портрета Руси, просто по сюжету не предусмотрено. Название "Орда" все сразу приняли. Арабов даже сказал: "Жаль, что не я придумал". — Фильмы такого рода, на ваш взгляд, пользуются популярностью в России? Если нет, то в чем причины? — Пожалуй, самым успешным фильмом из затрагивающих духовно-религиозную проблематику в России был "Остров". Хотя его кинопоказ, с точки зрения кинобизнеса, не был таким оглушающе успешным, можно сказать, что картина состоялась благодаря телевидению. Когда фильм вышел на телеэкраны, он вызвал большой интерес и споры. Безусловно, отношение к нему было разное, но "Остров" мало кого оставил равнодушным, это факт. Вообще, я бы не стал обобщать подобные вещи, говоря о популярности тех или иных фильмов. Один яркий пример: в свое время все прокатчики отказались от фильма Петра Буслова "Бумер", аргументируя тем, что это очень пессимистичная история, в которой все герои в финале терпят поражение и погибают; что такая история никому не нужна и никто ее не будет смотреть. В итоге же, как известно, картина пользовалась огромным успехом у зрителей. Поэтому что-то прогнозировать сложно. — В одном из интервью, которое цитировали информагентства, вы сказали, что фильм, профинансированный государством как социально значимый проект, может не дойти до зрителя. Якобы государство не выделяет средств на поддержку фильма в прокате и не помогает ему выйти в свет. — Дело в том, что сейчас очень тяжело попасть в широкий прокат, не имея серьезных средств на рекламу. К сожалению, государство не обязано выделять средств еще на продвижение фильма. А прокатчики сами не особенно рвутся покупать картину, в которой рефреном проходит тема чуда и святости, если, конечно, это не фэнтези с драконами и воздушными замками. В нашем случае все деньги — а бюджет фильма составляет порядка 380 млн рублей — уже вложены в производство, в декорации, костюмы, технику, пленку. Да, это очень дорогая картина, зрелищная. Но сейчас нужно найти возможности еще оповестить людей, заинтересовать зрителя. Увы, сейчас ситуация такова, что, если не предпринимать серьезных усилий по продвижению фильма, он заранее обречен остаться где-то на периферии в сознании зрителей. Исключение составляют лишь картины, сделанные телеканалами либо с привлечением медийных ресурсов. Так что очень важно, найдут ли продюсеры дополнительные силы и возможности для продвижения "Орды".
22 июня 2012 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Епископ Кронштадтский Назарий: "Лучший подарок — возвращение Благовещенской церкви" На вопросы "Журнала Московской Патриархии" отвечает наместник Александро-Невской лавры PDF-версия
6 декабря 2019 г. 12:59
Архипастырь Эстонской земли В декабрьском номере "Журнала Московской Патриархии" будет опубликован материал о служении Патриарха Алексия II на Эстонской земле, которой он посвятил большую часть своей жизни. Его Святейшеству удалось отстоять предписанные к закрытию в эпоху хрущевских гонений храмы и монастырь, сохранить в них молитвенную жизнь. После избрания на первосвятительский престол Алексию II пришлось противостоять Константинополю, чтобы защитить приходы Русской Православной Церкви в Эстонии уже от притязаний Фанара. О том, какие задачи ставил перед собой епископ Таллинский и Эстонский Алексий, с какими трудностями столкнулся в их решении и как их удалось преодолеть "Журналу Московской Патриархии" рассказала аспирант ПСТГУ Марина Непочатова.
5 декабря 2019 г. 11:37
Пути развития современного церковного пения Напомним: предыдущий аналогичный форум прошел три года назад. За это время Церковно-общественному совету при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения удалось сделать выводы как о недостатках организации съезда 2016, так и о том, что именно в первую очередь хотят обсудить и услышать представители профессионального сообщества клирошан. Два рабочих дня регенты и певчие провели в интереснейших дискуссиях и напряженном обмене опытом. А увенчала событие Божественная литургия, состоявшаяся 26 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. PDF-версия
3 декабря 2019 г. 12:59
Костромская стратегия В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» глава Костромской митрополии вспоминает, как получил имя по жребию, называет сроки воссоздания кремлевского архитектурного ансамбля и объясняет, почему пока не успел объехать все приходы своей епархии. PDF-версия
29 ноября 2019 г. 16:59
Архимандрит Савва (Мажуко): Языков проповеди очень много Современные информационные технологии, в особенности активно развивающиеся социальные сети, создают новые возможности для евангельской проповеди. Священники не только пишут книги, выступают на радио и телевидении, они осваивают соцсети и YouTube, становятся популярными блогерами. О том, как отбирать темы и на каком языке говорить со столь широкой аудиторией, сохраняя собственный стиль, размышляет архимандрит Савва (Мажуко) из Свято-Никольского мужского монастыря города Гомеля (Беларусь). ПДФ - версия
26 ноября 2019 г. 14:40
|