![]()
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом» Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Совет превечный «Днесь спасения нашего главизна…» — поется в тропаре праздника Благовещения, потому что в этот день было положено начало (слав. главизна) спасения: Бог соединился с человечеством через Чистую Деву, вошел в Нее Духом Святым и стал Человеком. PDF-версия.
6 апреля 2021 г. 12:30
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Ювелирная точность Золото и серебро в Православии ценны не только как драгоценные металлы, но и как материалы, несущие определенную смысловую нагрузку. Золото символизирует солнце, свет истины и Самого Господа, а также первосвятительскую и архиерейскую власть. Серебро — нравственную чистоту и девство Пресвятой Богородицы. Ювелирное искусство во многих своих проявлениях связано с жизнью Церкви. В постиндустриальную эпоху ювелиры, как и многие другие мастера декоративно-прикладных искусств, оказались перед рядом вызовов, ответ на которые им предстоит найти. PDF-версия, Начало. PDF-версия, Окончание
14 февраля 2020 г. 10:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец. PDF-версия.
25 декабря 2019 г. 14:12
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
|
![]()
ЖМП № 12 декабрь 2011 /
22 июня 2012 г.
Слышит ли Бог человека? Режиссер Андрей Прошкин о фильме "Орда"На днях зрителей ждёт премьера фильма, который — мы очень на это надеемся — станет важной вехой в культурной жизни России и, возможно, всего христианского мира. На экраны выходит фильм "Орда". Это фильм-притча, который ставит трудные, порой мучительно трудные вопросы, и дает на них ответы. Какой должна быть молитва? Что есть предстояние перед Богом и что такое чудо? Как соотносятся святость и святительское служение? Кроме того, создатели фильма постарались с максимально возможной точностью воспроизвести быт и нравы той давно ушедшей эпохи.Режиссер картины — Андрей Прошкин, генеральный продюсер — руководитель Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец. Монтаж "Орды" закончен осенью, и нашей редакции посчастливилось быть в числе первых, кто посмотрел этот фильм. На страницах ЖМП мы начинаем его обсуждение. Режиссер Андрей Прошкин о мифах, исторической достоверности и прекрасной игре якутских актеров — Андрей Александрович, сколько времени продолжалась работа над фильмом «Орда»? О чем этот фильм? — Работа над фильмом "Орда" (его рабочее название "Святитель Алексий") продолжалась два с лишним года, с лета 2009-го. Замечательный сценарий написал Юрий Николаевич Арабов, взявший за основу один эпизод из жизни святителя Алексия, митрополита Киевского, — его поездку в столицу Золотой Орды Сарай с намерением излечить жену хана Тайдулу от слепоты. События, отраженные в фильме, происходят в середине XIV века. Это масштабное постановочное кино, и много времени ушло на подготовку съемок, подбор актеров. Всё приходилось создавать своими руками — строить декорации, шить костюмы. Ведь у нас не было фактически ничего. Дело в том, что до нашего времени дошли очень скудные сведения о жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом — характеры, отношения людей, антураж — приходилось додумывать или создавать с нуля. Таким образом, "Орда" не столько историческое кино, сколько фильм — миф, основанный на житийном сюжете. Это не социальная или бытовая история — это картина вообще о человеке, о Боге. Это метафора о том, слышит ли Бог человека и что кажется человеку на этот счет? Хотя, конечно, мы стремились, чтобы происходящее на экране выглядело достоверным. Я очень не люблю говорить о смысле фильма, потому что каждый зритель во время просмотра находит в картине что-то свое. И очень часто режиссеры потом бьют себя кулаками в грудь и говорят, что снимали одно, а у зрителей в результате сложилось совсем другое ощущение. И картина начинает жить своей жизнью. — Тем не менее в чем, на ваш взгляд, заключается актуальность той эпохи для нас? Какие уроки можно извлечь нам сегодня из событий более чем 600-летней давности, чему, может быть, поучиться у наших предков? — Вы знаете, мне не нравится слово «поучительность». В советское время в нас вбивали такую странную идею — об утилитарности искусства. То есть что искусство обязательно что-то должно: должно что-то нести, учить и так далее. Мне кажется, это несколько упрощенная точка зрения. Я не знаю, в чем поучительность картины, но менее всего хотел бы кого-то учить и не считаю себя вправе это делать. Впрочем, на основе изученного нами материала — исторических документов, свидетельств — можно проследить какие-то параллели, которые, вероятно, связывают наше общество с тем обществом. Я говорю о Золотой Орде, поскольку там происходит основное действие фильма. То, что как-то связывает ту эпоху с сегодняшним днем, наверное, уверенный, твердый прагматизм в жизни, ощущение абсолютной самодостаточности и прочности этого общества, его основ. Излишняя самонадеянность, непонимание истинного положения вещей. Продолжая тему исторических уроков и параллелей, как вы оцениваете личность святителя Алексия? Какие черты этого человека вы хотели бы видеть в Максиме Суханове, который снялся в роли святителя? — Поскольку, как я уже сказал, сведения о том времени крайне скудны, мне сложно дать исчерпывающую оценку жизни и деятельности митрополита Алексия. Однако можно представить, что это была выдающаяся личность для той эпохи. Это был интеллектуал, очень образованный для того времени человек, очень умный и волевой. Кроме того, что был пастырем, он, конечно, являлся выдающимся администратором — как церковным, так и государственным. Святитель Алексий был главным воспитателем малолетнего князя Дмитрия Донского и оказывал довольно сильное влияние на его политику, особенно в начале княжения. И нам хотелось прежде всего отразить ум и мощь этого человека. Кроме того, что Максим замечательный артист, оказалось, что его индивидуальность ложится на характер нашего героя; по крайней мере таково мое мнение. — Кроме Максима Суханова, кто еще участвует в фильме? — Князя Ивана играет Виталий Хаев, слугу святителя Алексия Федьку — Александр Яценко, истопника Василия — один из моих любимых актеров Алексей Шевченков. В фильме представлены ордынские ханы Джанибек (играет Иннокентий Докояров), Бердибек, ханша Тайдула — это реальные личности. Тайдула, например, была женой могущественного ордынского хана Узбека, при котором Золотая Орда достигла наивысшего расцвета и который исламизировал ее, во многом огнем и мечом. Сама Тайдула была очень волевая женщина. Сохранилась даже монета с ее профилем, что свидетельствует о ее колоссальном политическом влиянии. Кончина ее, правда, была довольно трагической — ее разорвали лошадьми. Тайдулу играет, на мой взгляд, выдающаяся актриса Роза Хайруллина. Роза — легенда нестоличного русского театра, долгое время играла в Казани, Самаре, а теперь — в Театре-студии Олега Табакова. Знаю, что уже второй год она репетирует роль короля Лира, и уверен, у нее это отлично получится. Ордынских персонажей мы собирали практически по всем бывшим советским республикам. У нас снималась команда совершенно потрясающих якутских актеров. Актерская школа в Якутии была для меня открытием — там, оказалось, совершенно "шекспировские" ребята, такой степени органики, мощи! — В процессе подготовки картины что было вами прочитано, изучено, какие материалы, исторические свидетельства? — Это и русские летописи, и знаменитый двухтомник В.Г. Тизенгаузена — сборник письменных материалов о Золотой Орде того времени. Мы очень скрупулезно изучали историю монгольского общества после Чингисхана. Наиболее интересными для меня как режиссера были записки путешественников, попадавших в Орду, потому что сторонний глаз более выпукло обнаруживает какие-то вещи и доносит до нас. Это и "Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука", и записки европейских послов, купцов, бывавших в Орде. Стоит отметить и подробные записки известного марокканского путешественника Ибн Баттуты. Читая его, понимаешь, насколько отличается взгляд на те или иные явления европейца и мусульманина-марокканца. Какие-то вещи, которые у европейцев вызывали оторопь, для него, наоборот, были признаком благочестия. На все эти свидетельства мы опирались в процессе подготовки картины. Кроме того, много консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок. — Где проходили съемки? — Павильоны мы строили на "Мосфильме", и к нам даже экскурсии ходили! Я считаю, что у нас был очень талантливый художник Сергей Февралев, новая звезда в своей профессии. Человек, который умеет не только придумать, но и воплотить свои идеи в жизнь, сделать. У нас были сложные декорации и с бассейнами, и с горящими печами. Для одной из декораций, например, были сделаны специальные облицовочные плитки. Причем Сергей заставил каждую плитку расписать и сделать вручную, а потом покрыть лаком. Декоратор ему говорил, что это всё ерунда и это давно делают машины. Но именно потому, что это было сделано руками, и складывалось полное ощущение реальности происходящего. Потом мы построили настоящую древнюю Москву на Клязьме, во Владимирской области, и достаточно масштабную декорацию золотоордынской столицы Сарая — в Астраханской области, всего в нескольких километрах от села Селитренного, где сейчас проводятся раскопки Сарая. В плане воссоздания исторического облика той эпохи была проделана очень большая работа. В "Орде" довольно много внутрикадровой музыки. Это различные ордынские мотивы, звучащие на улицах города, с использованием национальных инструментов. Всю музыку к фильму написал композитор Алексей Айги. — С какими трудностями сталкивались во время съемочного процесса? — Трудностей было много, но я бы не стал их выпячивать. Ну, например, жара. Она была очень сильная во время съемок, и некоторые актеры очень переживали по этому поводу. Но мне кажется, на таких вещах не следует зацикливаться. Нужно просто всегда держать в голове, что съемки — это такое дело, к которому полгода или год готовишься, чтобы потом за короткий период быть готовым выжать из себя все соки, и на это время о комфорте лучше вообще забыть. — В СМИ были сообщения, что якобы в фильме очень негативно представлен образ Орды и по этому поводу вначале было даже некое непонимание с продюсером — компанией "Православная энциклопедия", хотя потом компромисс был найден. — Нет, это не совсем точно сказано. Да, у нас были какие-то недопонимания, местами довольно острые, но это всё совершенно нормально, так сказать, рабочий процесс, и в итоге мы пришли к единому мнению. Что касается образа Орды, то, наоборот, моя жена Наташа, монтажер фильма, как-то заметила: "Что они у тебя все такие милые?" У меня никогда не было цели сделать из монголо-татар монстров. Другое дело, что некоторые сцены могли быть довольно острыми и какие-то человеческие проявления вызывали у продюсеров непонимание. Но когда картина уже была смонтирована, по крайней мере "ордынские" вопросы все отпали. — Почему решили назвать фильм именно "Орда"? — Мы с самого начала понимали, что название "Святитель Алексий" — рабочее. Все-таки по нему нельзя точно определить, о чем картина. Название "Орда" появилось где-то в середине съемок. Продюсеры показывали часть отснятого материала на Первом канале, и там им предложили такое название. И действительно, все основные события разворачиваются в Орде. У нас нет такого емкого портрета Руси, просто по сюжету не предусмотрено. Название "Орда" все сразу приняли. Арабов даже сказал: "Жаль, что не я придумал". — Фильмы такого рода, на ваш взгляд, пользуются популярностью в России? Если нет, то в чем причины? — Пожалуй, самым успешным фильмом из затрагивающих духовно-религиозную проблематику в России был "Остров". Хотя его кинопоказ, с точки зрения кинобизнеса, не был таким оглушающе успешным, можно сказать, что картина состоялась благодаря телевидению. Когда фильм вышел на телеэкраны, он вызвал большой интерес и споры. Безусловно, отношение к нему было разное, но "Остров" мало кого оставил равнодушным, это факт. Вообще, я бы не стал обобщать подобные вещи, говоря о популярности тех или иных фильмов. Один яркий пример: в свое время все прокатчики отказались от фильма Петра Буслова "Бумер", аргументируя тем, что это очень пессимистичная история, в которой все герои в финале терпят поражение и погибают; что такая история никому не нужна и никто ее не будет смотреть. В итоге же, как известно, картина пользовалась огромным успехом у зрителей. Поэтому что-то прогнозировать сложно. — В одном из интервью, которое цитировали информагентства, вы сказали, что фильм, профинансированный государством как социально значимый проект, может не дойти до зрителя. Якобы государство не выделяет средств на поддержку фильма в прокате и не помогает ему выйти в свет. — Дело в том, что сейчас очень тяжело попасть в широкий прокат, не имея серьезных средств на рекламу. К сожалению, государство не обязано выделять средств еще на продвижение фильма. А прокатчики сами не особенно рвутся покупать картину, в которой рефреном проходит тема чуда и святости, если, конечно, это не фэнтези с драконами и воздушными замками. В нашем случае все деньги — а бюджет фильма составляет порядка 380 млн рублей — уже вложены в производство, в декорации, костюмы, технику, пленку. Да, это очень дорогая картина, зрелищная. Но сейчас нужно найти возможности еще оповестить людей, заинтересовать зрителя. Увы, сейчас ситуация такова, что, если не предпринимать серьезных усилий по продвижению фильма, он заранее обречен остаться где-то на периферии в сознании зрителей. Исключение составляют лишь картины, сделанные телеканалами либо с привлечением медийных ресурсов. Так что очень важно, найдут ли продюсеры дополнительные силы и возможности для продвижения "Орды".
22 июня 2012 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Зарубежное Высшее церковное управление в Константинополе В истории Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) был период, о котором мало известно, так как документальных источников сохранилось не много. Речь идет о пребывании Зарубежного церковного управления в Константинополе с ноября 1920 по май 1921 года. Тогда РПЦЗ еще не обзавелась своей периодикой, а формирование делопроизводственной базы началось позже, с переездом Зарубежного Синода в Сремские Карловцы (Сербия). Получается, что первые месяцы существования Зарубежной Церкви — некая terra incognita даже для специалистов. Столетие тех событий дает повод задуматься о причинах появления в эмиграции автономной церковной структуры. PDF-версия.
20 апреля 2021 г. 15:00
От вас учения не приемлем Святому благоверному князю Александру Невскому не случайно отводится ключевая роль в русской истории. Его военные заслуги, талант дипломата и мудрость правителя на многие века определили вектор развития нашего государства. Пример святого князя и сегодня живет в наших душах и руководит нашими поступками. Это засвидетельствовал и немецкий историк Ф.Б. Шенк, на шестистах страницах описавший феномен исторической памяти о князе как краеугольном камне российского национального самосознания1. Раздроби этот камень — и пошатнется Россия. Вот и выискивают некоторые историки «неудобные факты» из жизни князя Александра, которые заставили бы усомниться в твердости его веры. PDF-версия.
14 апреля 2021 г. 16:30
Пустите детей приходить ко Мне Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00
Епископ Ялтинский Нестор: «Святитель Лука шел навстречу своим страхам» На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает церковный историк, соавтор-составитель сборника «Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961». PDF-версия.
12 апреля 2021 г. 17:30
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: «Крым — колыбель духовности русского, украинского и белорусского народов» Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви — о том, как происходило обретение честных мощей святителя Крымского Луки, о воссоздании Александро-Невского кафедрального собора и о межконфессиональном диалоге на полуострове. PDF-версия.
9 апреля 2021 г. 16:00
|