iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Интервью
Фото диакона Евгения Мурзина
22 августа 2014 г. 15:15
версия для печати версия для печати

Блаженнейший митрополит Онуфрий: «Главное сегодня – примириться с Богом»

Избрание и интронизация Предстоятеля Украинской Православной Церкви произошли в сложный для страны период: в восточных регионах Украины гибнут люди, уровень напряженности в обществе постоянно растет. В этих условиях многие обращаются к Богу и с надеждой смотрят на Церковь. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий рассказал о новых вызовах, перед которыми оказалась Церквовь в связи с конфликтом, его причинах и поведении христиан в сложившейся ситуации.

- Ваше Блаженство, прежде всего позвольте поздравить вас с избранием на Киевскую митрополичью кафедру и пожелать вам помощи Божией. Какие задачи стоят сегодня перед Украинской Церковью? На что вы, как Ее Предстоятель, намерены обратить внимание  в первую очередь?

- Главная задача Церкви во все времена – способствовать очищению человека от греха и примирению с Богом. В этой связи примирение всех наших сограждан с Богом, и, как следствие, друг с другом остается нашей первоочередной обязанностью.

- Как-то вы сказали, что одна из задач Церкви — быть посредником между властью и обществом. В чем именно состоит эта посредническая функция в современной Украине, учитывая сложность ситуации и неоднородность украинского общества?

- Церковь всегда встает на защиту той части общества, которая не может сама себя защитить от своеволия, от нищеты. Но, разумеется, только своими силами мы зачастую не можем эффективно решать многие задачи в этой сфере. И посредническая функция Церкви заключается в том, чтобы напоминать властям, что проблема существует, что есть люди, которым нужно помочь.

- Что может сегодня сделать Церковь для умиротворения враждующих сторон и прекращения конфликта?

- Не являясь участницей конфликта, Церковь сегодня призывает стороны к диалогу. Призывает людей, которые имеют отношение к происходящему на Востоке, прекратить кровопролитие, сесть за стол переговоров и найти решение проблемы в других человеческих формах.

- Сейчас уровень напряженности и агрессии в обществе очень высок. Что на Ваш взгляд нужно предпринять христианам, чтобы изменить ситуацию?

- Надо бороться с грехом, который, собственно, и делает человека агрессивным, злым, способным на самые крайние, негативные поступки. И Церковь не устает напоминать об этом людям. Мы говорим, как Господь учит нас вести себя в тех или иных жизненных обстоятельствах, а, кроме, того молимся, чтобы Господь помог людям стать лучше духовно. Истоки любого конфликта в сердце человека. Оттуда исходят и все беды. Когда люди не имеют мира с Богом, они не имеют мира с самими собой, со своими ближними. И начинается война. Сначала брань идет внутри человека, потом, по мере того, как человек старается заглушить в себе голос совести, эта брань выплескивается наружу и с течением времени перерастает в крайние формы, которые мы наблюдаем сейчас. Поэтому, чтобы остановить войну в масштабах страны, нужно сперва прекратить ее в сердце каждого отдельного человека.

- Для борьбы с грехом, человек призван жить духовной жизнью. Как священники могут помочь в этом своим прихожанам?

- Для того, чтобы повысился духовный уровень наших прихожан, должен сперва повыситься духовный уровень каждого из нас, служителей Церкви. Если этого не будет, то чему мы сможем научить нашу паству, каким примером? Надо всегда начинать с себя. Помните, как говорил преподобный Серафим: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ты сам примирись с Богом по-настоящему. И тогда можешь ничего особенно не говорить. Тысячи возле тебя умиротворятся и будут спасены.
Само же духовное возрастание происходит в храме, на общественной молитве, и дома, в личной молитве. Оно совершается благодатью Божией, которая дается человеку в беседе с Богом, Источником благодати.

- Одна из серьезных проблем, возникших некоторое время назад - поток беженцев из восточных регионов. Занимается ли Церковь этой проблемой?

- Разумеется, в силу своих возможностей наша Церковь помогает беженцам. Мы отправили около полутора сотни тонн гуманитарного груза на Донбасс, собираем и распределяем среди нуждающихся денежные средства, принимаем беженцев при храмах и монастырях. Например, сейчас в Святогорской лавре живут около 400 беженцев, из них 200 детей. А сама Лавра кормит каждый день по 10 тыс. человек, которые приходят в обитель из города, потому что там, где они живут, разрушены коммуникации и нарушено снабжение.
Сегодня вообще социальное служение Церкви становится важнее и востребованнее. Нам не следует забывать, что Церковь всегда помогая человеку соборной молитвой, при наличии возможностей, оказывала материальную поддержку, выступала на защиту слабых и обездоленных.
Важно также, что в социальном служении Церковь всегда находит точки соприкосновения с самыми разными слоями общества, с государственными и коммерческими структурами. Занимаясь социальным служением, мы вместе делаем одно дело, которое благотворно отражается на каждом из участников этого общего процесса.

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен в первую очередь обладать епископ?

- Думаю,  что епископу должны быть свойственны живая вера, которая свидетельствуется делами, терпение, страх Божий, смирение, кротость. А к этому уже прилагается мудрость. Если человек заботится об умножении названных добродетелей, Господь умножает ему мудрость и помогает нести бремя епископского служения.

- В своем духовном завещании митрополит Владимир говорит о важности свободы и соборности в Церкви. Как вы понимаете эти категории: свобода и соборность?

- Подлинная свобода в христианстве подразумевает свободу от греха. По-настоящему свободным может быть только тот, кто освободился от греха, перестал быть ему рабом. В Церкви свобода вырастает из исполнения заповедей Божьих, которые определяют, что для человека полезно или допустимо, а что способно нанести ему вред. Исполняя заповеди, человек освобождается от греха. Что же касается соборности, то она подразумевает уважение к ближним, к тем, кто составляет церковное тело, побуждает людей смиряться друг перед другом. Единоличное принятие решений приводит к гордыне, самоуправству, соборность же - к взаимному уважению и смирению. А за это Господь дает разумение истины.

- В последнее время Церковь подвергается нападкам с разных сторон. Успеваете ли вы реагировать на вызовы извне?

- Мы должны сосредоточиться на своем основном служении. На каждый роток не накинешь платок. Полностью оградить себя от скорбей, поношений и нареканий, невозможно. Наш пример – это Спаситель, который, даже будучи безгрешным, терпел поношения. Что уж говорить о нас, грешниках. Не зря Он сказал: «Меня гнали, и вас будут гнать» (ср. Ин. 15, 20). Главное мы должны совершать свою миссию. Человек, ведущий духовную жизнь, на каком-то этапе перестает обращать внимание на того, кто его поносит. Не важно, как о нас будут судить люди. Главное, как будет судить Бог.

- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

- Мне бы хотелось пожелать всем нам терпения. Надо терпеть друг друга такими, какие мы есть. Желаю также, чтобы каждый из нас, несмотря на занятость и суету находил время для молитвы – одного из главных средств духовного очищения. И, конечно, здоровья вам и Божьего благословения.

22 августа 2014 г. 15:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00