выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Священный Синод образовал новую епархию, подвел черту под важным подготовительным этапом к Архиерейскому собору и принял ряд ключевых кадровых решений
На состоявшемся вчера, 24 декабря, заседании Священный Синод подвел черту под подготовкой к запланированному на 2 – 3 февраля 2016г. Архиерейскому собору и принял ряд важных кадровых решений. Приняты (в виде проектов) регламент Собора, его повестка дня и программа работы, составы мандатной, редакционной и счетной комиссий, а также кандидатура секретаря, которые поступят на рассмотрение самому соборному заседанию. Помимо членов Священного Синода, которые согласно Уставу Русской Православной Церкви составляют президиум Архиерейского собора, в состав последнего дополнительно включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.
25 декабря 2015 г. 14:40
Синод Украинской Православной Церкви принял ряд важных кадровых и структурных решений
Вчера, 16 сентября, в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Синод принял несколько важных кадровых решений. В связи с избранием Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия на киевскую кафедру он освобожден от должности председателя Церковного Суда. На это место назначен Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Управляющим Черновицко-Буковинской епархией стал Преосвященный архиепископ Хотинский Мелетий. Викарным Хотинским епископом Черновицко-Буковинской епархии, в свою очередь, определено быть наместнику Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря архимандриту Евсевию (Дудке). Наместником этой обители назначен архимандрит Серафим (Дудка).
17 сентября 2014 г. 16:30
Интервью
митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий
ЖМП № 7 июль 2011 /  28 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Варсонофий: Архиерей должен знать каждый приход своей епархии

Решения Священного Синода позволяют говорить о значительных изменениях в жизни Церкви на территории России. Разделение ряда крупных епархий и создание новых епархиальных управлений не только в областных центрах, но и в городах районного значения существенно меняет картину церковно-административного деления.
Интервью "ЖМП" митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия.

— Ваше Высокопреосвященство, в мае Священный Синод принял решение выделить из Саранской епархии две новых — Ардатовскую и Краснослободскую. С какой целью? Как вы видите задачи новых епархий и их правящих архиереев?

— Наша задача — развивать миссионерскую, благотворительную, молодежную, катехизаторскую и педагогическую деятельность в благочиниях и на приходах, а это требует повышенного внимания епархиального архиерея к каждому приходу, к каждому благочинию. Одному архиерею, у которого в управлении находится триста приходов, всё это осуществить и проконтролировать невозможно. Нужна более активная работа архиерея с приходами, и с этой целью мы решили открыть две новые кафедры.

Наша мечта, наша задача — открыть такое количество храмов, чтобы приход объединял тысячу человек. Сегодня у нас в среднем по России один храм на 10 000 человек. Это малоэффективно, полноценную приходскую жизнь организовать очень трудно. Когда я приехал в Саранск, то в храмах города одновременно молилась тысяча человек. Сегодня у нас в городе построены новые храмы и в большие праздники в них одновременно молятся 10 000 человек. За двадцать лет паства увеличилась в десять раз. В других епархиях ситуация похожая.

Разделив Мордовию на три епархии, мы решим основные наши проб­лемы. Новые епископы смогут более последовательно и внимательно работать с приходами. Что скрывать, приходские священники довольно инерт­ны. Они не всегда понимают, зачем нужна преподавательская работа, воскресные школы, социальная работа...

Для меня же этот вопрос решен. Например, откуда я беру своих иподьяконов? Только из воскресной школы! Дети учатся, подрастают, мы их вводим в алтарь. Проходит немного времени, и у нас уже появляется 10–15 кандидатов в иподьяконы, в училища, в семинарии. Без них мы не сможем заполнить вакантные священнические места. Поэтому нам нужно обязательно эту работу развивать. В Мордовии рождаемость небольшая, все дети буквально нарасхват. Если Церковь не занимается воспитанием молодежи, будущего у нас не будет. А с таким подходом у нас будущее есть, я уверен.

— Можно ли считать ваше решение разделить епархию своего рода призывом к другим епархиальным архиереям? Будет ли этот процесс идти дальше, как вы думаете?

— Думаю, если наш пример будет удачным, почему нет? У нас огромные территории. И бывает, что от одного конца епархии до другого и тысяча, и две тысячи километров. Это, конечно, очень затрудняет их деятельность. Тяжело, порой невозможно посетить каждый приход. Кроме того, есть у нас и пожилые архиереи… Я считаю так: пусть немного приглядятся к нашему опыту. Если захотят поступить так же, мы их поддержим.

— Новые архиереи получили епархии приблизительно по сто приходов. Правильно ли я понимаю, что это основано на вашем опыте епархиального управления. Или это не вопрос количества?

— Если архиерей за год посещает 50–60 приходов, то за два года он сможет посетить все приходы своей епархии. Не зайти, проезжая мимо, а именно приехать и послужить. Раз в два года объехать все приходы — это очень хорошо. Думаю, в епархии может быть и меньше 100 приходов, тогда работа будет еще более эффективной. Чем больше архиерей будет общаться с духовенством и прихожанами, тем лучше у него будут дела.

В Саранской епархии к 2030 году будет более четырехсот приходов. Это вполне реально, и у нас будет примерно две тысячи человек на один приход, а по мере воцерковления людей, может, на тысячу будем выходить. Тогда приходские священники будут знать прихожан в лицо, знать их немощи и проблемы, оказывать им помощь. А когда у нас 10 000, он никого не знает, кроме небольшой горстки людей. Для эффективного управления 150 приходов — это предел. А когда приходов 500 и более, я не знаю, как этим управлять. Формально, конечно, можно, но реально епископа никто не знает лично, только по телевидению, может, и видят. А какое у него сердце? Как он сопереживает своей пастве? Люди должны быть вхожи к нему, а он им — как отец родной… При малом количестве приходов это реально. Хорошая семья получается, живущая по Евангелию. Это община, единая в молитве и в добрых делах. Очень важно сейчас единство Церкви, народа. Когда епархии будут небольшие, они будут просвещеннее.

— Как вы видите административную систему новых епархий? В каждой из них будет полноценное епархиальное управление, или часть функций будет все-таки централизована?

— Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и осуществления механизмов соборности в Церкви, которой я руковожу, занимается изучением этого вопроса. Мы сейчас вырабатываем подходы, исследуем мнения. Конечно, хотелось бы, чтобы был центр, который организовывал и координировал деятельность всех епархий на территории одного региона. Думаю, митрополит должен собирать архиереев на совместные совещания, обсуждать вопросы, которые касаются всей административной территории. Лучше, когда мы все вместе обсуждаем. Но при этом у каждого правящего архипастыря должны быть полномочия, каждый архиерей должен быть самостоятельным.

— Другими словами, получается своего рода митрополичий округ…

— Да.

— Долгое время церковно-административные границы в целом совпадали с государственно-административными.

— Да.

— Теперь в одном регионе несут послушание Матери-Церкви несколько епископов. Понятно, что губернатору трудно поддерживать с каждым ровные отношения, без предпочтений. Как будет выстраиваться координация с государственной властью?

— Такая координация должна быть, это и пожелание самих властей. Я уже интересовался, как они к этому относятся. Они тоже считают, что должен быть центр, с которым можно выстраивать отношения и решать общие для этого региона задачи. Думаю, мы выработаем такое положение, и оно будет представлено Священному Синоду. А потом можно вносить корректировки, если потребуется. Это же вопросы управления. Мы знаем, что в Греции город Салоники разделен на три епархии, и нет никаких проблем. Мы должны приблизить нашего архиерея к народу. Когда епископ служит, общается с людьми, у паствы формируется совершенно иное настроение, духовная жизнь находится на подъеме. И после отъезда архиерея с прихода целый год идет обсуждение, люди вспоминают, готовятся к новой встрече.

У России большая территория и очень мало епархий, мало архиереев. Надо об этом думать. Думают и Патриарх, и Священный Синод, будут приниматься соответствующие решения. Важно, чтобы эти документы были применимы не только для Москвы и крупных регионов, но и для сел и малых городов.

28 июня 2011 г.
Также читайте:
церковное управление
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00