выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Интервью
Фото из архива Покровского монастыря
ЖМП № 3 март 2018 /  2 января 2018 г. 10:16
версия для печати версия для печати

Молитва Матроне Московской

В этом году исполнилось 20 лет со дня обретения мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Как известно, ее мощи находятся в Покровском монастыре Москвы. О том, как были обретены мощи святой, как восстанавливался монастырь, о современной жизни обители "Журналу Московской Патриархии" рассказала игуменья Феофания (Мискина).Pdf-версия.

 — Еще в начале 1990-х годов в Москве мало кто слышал о блаженной Матроне Московской. Расскажите, пожалуйста, как вы сами узнали о старице?

— О том, что есть такая подвижница, я узнала еще в 1982 году. Я только окончила среднюю школу и стояла перед выбором своего дальнейшего жизненного пути. Духовника нашей семьи, архимандрита Поликарпа, как раз перевели из Троице-Сергиевой лавры в Свято-Данилов монастырь, который первым из всех московских обителей передали Церкви еще в советское время. В монастыре, куда я ездила к батюшке на исповедь, была полная разруха, только-только начались восстановительные работы по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Кто-то мне сказал, что на Даниловском кладбище похоронена одна старица, которая помогает в разных нуждах. Найти могилу оказалось трудно — никто из посетителей не знал, где это. Только нищие у входа в храм и продавцы цветов мне подсказали, где похоронена Матрона. Могила была не совсем заброшена, кто-то за ней ухаживал.

Не помню, о чем конкретно я просила, но уже тогда Матрона мне стала помогать: привела меня ко многим духоносным старцам, которые разрешили мои сомнения. Вскоре я ушла в монастырь. 

— Расскажите, как получилось, что именно в Покровском монастыре упокоились мощи старицы? 

— Монастырь был возрожден как женская обитель решением Священного Синода 24 ноября 1994 года, а Указ о моем назначении настоятельницей Святейший Патриарх Алексий II подписал 22 февраля 1995 года. Когда я приехала из Дивеево в Москву, то перед встречей с Патриархом поехала на могилу к Матроне. После приема у Патриарха мне дали документы и Устав новой обители, еще не согласованный с Минюстом. Трудно было всё начинать с нуля — готовить и согласовывать наши требования на здания и землю бывшего монастыря. Обивала пороги архивов, заказывала справки, чтобы было основание поселиться в монастыре, ведь там столько арендаторов было! И конечно, вновь стала ездить на Даниловское кладбище, молилась Матроне, чтобы она помогла управить все дела.

Монастырские помещения тогда занимали самые разные организации и компании, среди которых были Минтопэнерго, Посылторг, строительные организации и банки. Арендаторов было свыше 40. Святейший Патриарх Алексий переживал, как я там справляюсь, поэтому иногда заезжал лично, чтобы проверить. 

Один раз он заехал в обитель в начале января 1998 года. Зима, на территории никого — служба давно кончилась, ворота все закрыты. Святейший был один, только с иподиаконом и водителем. Они хотели проехать в одни ворота, в другие — всё закрыто. Мы тогда еще только готовились к освящению Покровского храма, и полы там еще не до конца были положены. Две сестры были в храме, закрылись там и читали правило. Патриарх стучит в окно, а сестры говорят: храм закрыт на уборку, извините. Не узнали Святейшего! Да и как узнать — они его никогда не видели! 

В это время я как раз вернулась с Даниловского кладбища, от Матроны. Не знала, что Предстоятель в монастыре, пошла в свою келью. Ведь телефонов мобильных не было еще, захожу — а мне звонок по городскому: «У тебя Патриарх на территории, а ты где ходишь?!». Я — бегом в храм, сестрам говорю: «Берите благословение, это же Патриарх перед вами!». И упала Святейшему в ноги: «Простите, Ваше Святейшество!». А он спрашивает: «Где это ты бываешь по выходным?». Я сразу сказала, что была на кладбище у Матроны, туда столько народу ходит! А у нас сегодня молилось всего два человека, никто не ходит в храм. Я стала сразу рассказывать, как мы с сестрами за могилой присматриваем, дежурим, людей чаем с пирожками кормим. 

Патриарх тогда осмотрел всю территорию монастыря, которую нам уже передали к тому времени, заглянул в каждое освобожденное арендаторами помещение — везде ни души, будто и не Москва это вовсе.
А про Матрону Патриарх Алексий ничего не знал, поэтому решил сразу же, не откладывая, лично съездить на кладбище, отслужить литию. Я взяла кадило, омофор у него был с собой, и поехали. Святейший отслужил литию, а мы с иподиаконом пели. Народу на кладбище было довольно много, и сначала люди даже не поняли, что это Патриарх приехал.

После литии Святейший еще долго разговаривал с народом, расспрашивал, как им помогает старица. Очень вдохновился Патриарх этой поездкой. А я попросила Его Святейшество, если можно, останки Матронушки перенести к нам в монастырь, перезахоронить. И сразу же я подала прошение, которое было подготовлено заранее, лично в руки Патриарху. После этого мы с сестрами каждую ночь молились Матроне, чтобы к нам в монастырь перенесли ее останки. 

— А почему обретение мощей было назначено именно на 8 марта?

— Такое решение и благословение было дано лично Святейшим Патриархом Алексием II. В начале марта, за неделю до обретения мощей, мне сообщили, что к 8 марта нужно подготовить кладбище, приедет комиссия для обретения мощей. Я никому ничего не сказала, даже сестрам, и поехала. С администрацией кладбища мы заранее договорились, чтобы его закрыли в 17 часов. С 17 до 19 часов мы все убрали с могилы. Крест, который там стоял, сейчас находится у нас в монастыре, в правом приделе Покровского храма. 

В состав приехавшей комиссии входили: архиепископ (ныне митрополит) Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, тогда он был наместником Новоспасского монастыря, архимандрит Алексий, наместник Даниловского монастыря, протоиерей Александр Абрамов, архидиакон Роман и археологи. Когда начали копать землю, архидиакон начал петь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». И пение подхватил народ, пели без остановки, не торопясь, тихо и благоговейно, до тех пор пока не обрели мощи. 

Не знаю даже, откуда взялось столько людей, ведь кладбище было закрыто! Чувствовалась такая благодать! Все люди стояли с благоговением, никто не разговаривал. Было такое чувство, что все ждали какого-то чуда. Пока копали, все время шел снег, очень крупный, но холода не чувствовалось вообще — в воздухе было разлито какое-то тепло и радость. На следующий день останки перевезли в Даниловский монастырь. С ними продолжили свою работу археологи, а мы каждый день панихиду служили...

Так совпало, что в тот год 8 марта была Неделя Торжества Православия — первое воскресенье Великого поста. Всё у Бога промыслительно. Сегодня к Матронушке приходят тысячи людей, даже очень далеких от Церкви, — сначала, бывает, они просто просят помощи в своих житейских нуждах, а в итоге получается, что Матрона всех приводит к православной вере, в Церковь Христову. Помогает наладить семейную жизнь, работу, учебу. У нас есть множество таких примеров.

— Как проходил процесс канонизации? Были какие-то трудности? Ведь мощи святой старицы обрели в 1998 году, а канонизировали ее в 1999-м?

— Когда останки блаженной Матроны 1 мая 1998 года в 12.30 привезли к нам в монастырь, сразу закономерно возник вопрос о причислении ее к лику святых. Не хватало описаний чудес, которые нужны были для положительного решения Синодальной комиссии по канонизации святых. Мы стали собирать истории о помощи, которую оказывала блаженная Матрона, об исцелениях, которые случались по ее молитвам, записывали имена и адреса. Были сложности, но с Божией помощью прошли все эти испытания. Патриарх Алексий II в апреле 1999 года сообщил, что канонизация блаженной Матроны намечена на 2 мая того же года. Это была такая радость, что просто не описать словами. В день канонизации собралось так много народа, что вся территория была заполнена людьми, хотя нигде и объявления не давали. Прошло уже почти 20 лет, а мне кажется, что всё только вчера было…

— За все эти 20 лет, как вы уже упомянули, множество людей испытали на себе действенность молитв к блаженной старице…

— Еще с семи-восьмилетнего возраста у Мат¬ронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. И с этого времени Матрона начала свой тяжелый путь молитвенницы пред Богом о людях. А в 17 лет у нее отнялись ноги, она стала полным инвалидом. Сколько скорбей пришлось перенести ей при жизни — ведает только Господь. 
Она же была совсем беспомощна, а родные братья, которые стали коммунистами и говорили Матроне: «Ты нам мешаешь, из-за тебя у нас могут быть проблемы», впоследствии от нее отказались. Жила по чужим людям. А потом добрые люди помогли ей уехать в Москву. Конечно, Промыслом Божиим всё это было уготовано Матроне — ведь она могла уповать только на Бога и поэтому особенно горячо молиться. Зато и скорби других людей были для нее близки и понятны. И Господь даровал ей духовное зрение, дар прозорливости и исцелений… При жизни к ней приходили до 40 человек в день, с каждым надо было побеседовать, утешить, успокоить.После блаженной кончины Господь даровал Матроне еще большее дерзновение. Сегодня, посмотрите, тысячи людей приходят к ее мощам, и она помогает всем. Ведь идут и молодые, и старые, с детьми, с младенцами. Во всех болезнях, скорбях и бедствиях, и в семьях, в работе, в судебных делах, перед операциями люди приходят. А сколько детей родилось по молитвам к праведной Матроне! 

— Хорошо известно об огромных очередях желающих приложиться к мощам святой Матроны, особенно по праздникам. Посоветуйте нашим читателям, когда лучше приезжать в Покровский монастырь. Каждый ли день они доступны для молитвенного поклонения? 

— К Матроне ежедневно приходят до трех и более тысяч человек, по субботам и воскресеньям — 8–10 тысяч, а в дни памяти Матроны — и того больше. По праздникам мы устраиваем благотворительную трапезу для всех прихожан: полевая кухня, чай с булочкой. Монастырь открыт каждый день с 7 утра до 8 вечера, а по воскресеньям — с 6 утра. Утром по субботам и воскресеньям бывает особенно много автобусов из регионов, люди с 4 утра занимают очередь. И так — с ранней весны до поздней осени. Поэтому стоять приходится долго, и, если есть возможность, лучше приезжать в другой день. Например, в будние дни к вечеру, после 18–19 часов. В 20.00 мы закрываем ворота на вход, а те, кто уже на территории, обязательно приложатся к мощам, даже если очередь еще большая. Бывает, последние паломники уходят в 22–23 часа. 
Если погода хорошая, люди проводят на территории монастыря целый день — у нас везде лавочки, есть монастырская трапезная, детская площадка. Кроме того, на праздники Мат¬ронушки мы открыты всю ночь: с 7 на 8 марта, с 1 на 2 мая, с 21 на 22 ноября, а также на главный престольный праздник — Покров Пресвятой Богородицы, с 13 на 14 октября мы не закрываем ворота обители. Паломники могут приложиться к мощам, причаститься на ранней Литургии, которая служится ночью, в 00.00. А позднюю Литургию обычно возглавляет Святейший Пат¬риарх Кирилл или один из его викариев.
Тогда для наших прихожан — двойной праздник. Ведь Патриаршая служба транслируется на всю монастырскую территорию, Предстоятель, идя в храм, благословляет всех паломников, говорит назидательные и душевные проповеди. Мы очень благодарны Его Святейшеству за заботу и попечение о Покровской обители, за то, что он всегда старается выбрать время и помолиться вместе со всеми нашими прихожанами. 

— Вы сказали, что приезжает много паломников из регионов. Как решается вопрос с их размещением? 

— По многочисленным просьбам паломников, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, мы начали восстановление монастырской гостиницы и часовни с молельным домом. Эти здания исторически входили в комплекс монастыря, но были снесены во время гонений на Церковь. С 2005 года шло согласование документации, и только в конце 2012 года мы начали строительные работы. 
23 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новое здание монастырской гостиницы, воссозданное по историческим фотографиям. Слава Богу, теперь жители других городов и стран, желающие поклониться честным мощам блаженной старицы Матроны, смогут найти достойное пристанище в новой гостинице. Мы создали все условия, продолжая традиции монастырского гостеприимства.

— Матушка, расскажите, пожалуйста, о том, как живет сегодня Покровская обитель? Всё ли восстановлено? Какую еще деятельность ведет монастырь, кроме приема паломников?

— Можно благодарить Господа, что за эти годы монастырь полностью восстановлен. Помимо гостиницы, в комплекс с которой входит храм Петра и Февронии, где проходит крещение и венчание, мы восстановили два храма, колокольню, корпуса, стены и башни. Служба в обители совершается каждый день, утром и вечером. Ежедневно принимаем большое количество корреспонденции, на все письма мы отвечаем, много писем приходит из тюрем. Каждый день сестры проводят благотворительные экскурсии для разных групп. 

В нашем детском приюте проживают и учатся 40 детей из неблагополучных семей. А история создания приюта тоже связана с блаженной Мат¬роной. Мы в то время постоянно молились, чтобы Матрона «пришла» к нам, то есть чтобы в наш монастырь перенесли ее мощи. Скоро в монастырь стали привозить первых воспитанниц, а я стала ездить по другим приютам, смотреть, как нужно юридически ¬регистрировать детский приют. В 2004 году мы оформили все документы.
Кроме того, у нас есть большое подсобное хозяйство в селе Марково Раменского района, подворье в Мос¬кве (небольшой храм Блаженной Матроны у метро «Аннино») и подворье в Троице-Лыкове, где два храма — Успения Божией Матери и Живоначальной Троицы. В Троице-Лыкове открыта православная гимназия на 100 детей.  
Хозяйство, конечно, очень большое. Приходится быть и игуменией монастыря, и директором гимназии, и строителем, и агрономом. Но самое главное — восстанавливать души человеческие, сестер и детей, принимать многочисленных паломников, которые приходят в ¬монастырь, чтобы приложиться к мощам блаженной Матроны. 

— Как вам и сестрам обители удается совмещать послушание и молитву в центре огромного города, при таком количестве народа?

— Всё по молитвам блаженной Матроны, мы ее так любим! Ведь она всю свою жизнь без остатка отдавала людям, молитве к Богу за народ наш. И нас укрепляет в монашеском делании. Когда еще не было обретения мощей, монастырь с огромным трудом только-только восстанавливался, я молилась ей, чтобы она «пришла» к нам своими святыми мощами. Тогда я даже не представляла себе, с какими трудностями и проблемами мне придется столкнуться, только сейчас, спустя 20 лет, оглядываясь на прожитые годы, я стала понимать. 
Так и несем свои послушания среди мирской суеты. До революции монастырь был миссионерским, здесь готовили будущих проповедников для далеких уголков страны. А сегодня Матрона — наш главный миссионер, и в стенах обители происходит великое чудо обретения веры Христовой для тысяч и тысяч людей. Сейчас более 50 сестер выполняют в обители самые различные послушания.
Самое наше главное послушание — это принять людей, приходящих к мощам блаженной. А люди все разные, со своими проблемами, скорбями, всех нужно утешить, доброе слово сказать. Когда видишь, как человеку легче становится в храме, что он открывает для себя новый мир — светлый, высокий, это очень радостно. Люди же к Богу приходят, а мы им помогаем немножко «освоиться» в храме. Старенькие схимницы и монахини у нас читают Неусыпаемую Псалтирь — а ведь это тоже непростое послушание. «Молиться за людей — кровь проливать», как говорил преподобный Силуан Афонский. Стараемся и нашими немощными молитвами служить Господу, просим заступничества Царицы Небесной. А Матрона укрепляет нас, ведь она сама жила по-монашески и имеет великое дерзновение у Господа.


Игумения Феофания (Мискина)

 родилась в 1965 г. в многодетной верующей семье. В детстве часто бывала на службах в Троице-Сергиевой лавре, где затем училась на регента. В 1987 г. поступила в Корецкий монастырь. В 1988–1992 гг. несла послушание в Московской Патриархии. В 1992–1995 гг. была насельницей Дивеевской обители. В феврале 1995 г. назначена настоятельницей Покровского монастыря г. Москвы. В 1998 г. возведена в сан игумении.


Покровский монастырь

 основал царь Михаил Федорович Романов в 1635 г. в память о своем отце Патриархе Филарете, почившем в праздник Покрова Божией Матери. В 1879 г. святитель Иннокентий Московский присвоил обители статус миссионерской. До революции в монастыре подвизалось до 50 монахов, был приют для мальчиков, пастырские курсы, богадельня. Обитель закрыта в 1929 г. Семеро монахов прославлены в лике новомучеников Российских. Монастырь возрожден как женский решением Священного Синода в ноябре 1994 г. Сейчас в обители более 50 сестер, открыт приют для девочек, православная гимназия.

иерей Сергий Петров
Татьяна Медведева
2 января 2018 г. 10:16
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00