выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Интервью
Фото из архива Покровского монастыря
ЖМП № 3 март 2018 /  2 января 2018 г. 10:16
версия для печати версия для печати

Молитва Матроне Московской

В этом году исполнилось 20 лет со дня обретения мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Как известно, ее мощи находятся в Покровском монастыре Москвы. О том, как были обретены мощи святой, как восстанавливался монастырь, о современной жизни обители "Журналу Московской Патриархии" рассказала игуменья Феофания (Мискина).Pdf-версия.

 — Еще в начале 1990-х годов в Москве мало кто слышал о блаженной Матроне Московской. Расскажите, пожалуйста, как вы сами узнали о старице?

— О том, что есть такая подвижница, я узнала еще в 1982 году. Я только окончила среднюю школу и стояла перед выбором своего дальнейшего жизненного пути. Духовника нашей семьи, архимандрита Поликарпа, как раз перевели из Троице-Сергиевой лавры в Свято-Данилов монастырь, который первым из всех московских обителей передали Церкви еще в советское время. В монастыре, куда я ездила к батюшке на исповедь, была полная разруха, только-только начались восстановительные работы по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Кто-то мне сказал, что на Даниловском кладбище похоронена одна старица, которая помогает в разных нуждах. Найти могилу оказалось трудно — никто из посетителей не знал, где это. Только нищие у входа в храм и продавцы цветов мне подсказали, где похоронена Матрона. Могила была не совсем заброшена, кто-то за ней ухаживал.

Не помню, о чем конкретно я просила, но уже тогда Матрона мне стала помогать: привела меня ко многим духоносным старцам, которые разрешили мои сомнения. Вскоре я ушла в монастырь. 

— Расскажите, как получилось, что именно в Покровском монастыре упокоились мощи старицы? 

— Монастырь был возрожден как женская обитель решением Священного Синода 24 ноября 1994 года, а Указ о моем назначении настоятельницей Святейший Патриарх Алексий II подписал 22 февраля 1995 года. Когда я приехала из Дивеево в Москву, то перед встречей с Патриархом поехала на могилу к Матроне. После приема у Патриарха мне дали документы и Устав новой обители, еще не согласованный с Минюстом. Трудно было всё начинать с нуля — готовить и согласовывать наши требования на здания и землю бывшего монастыря. Обивала пороги архивов, заказывала справки, чтобы было основание поселиться в монастыре, ведь там столько арендаторов было! И конечно, вновь стала ездить на Даниловское кладбище, молилась Матроне, чтобы она помогла управить все дела.

Монастырские помещения тогда занимали самые разные организации и компании, среди которых были Минтопэнерго, Посылторг, строительные организации и банки. Арендаторов было свыше 40. Святейший Патриарх Алексий переживал, как я там справляюсь, поэтому иногда заезжал лично, чтобы проверить. 

Один раз он заехал в обитель в начале января 1998 года. Зима, на территории никого — служба давно кончилась, ворота все закрыты. Святейший был один, только с иподиаконом и водителем. Они хотели проехать в одни ворота, в другие — всё закрыто. Мы тогда еще только готовились к освящению Покровского храма, и полы там еще не до конца были положены. Две сестры были в храме, закрылись там и читали правило. Патриарх стучит в окно, а сестры говорят: храм закрыт на уборку, извините. Не узнали Святейшего! Да и как узнать — они его никогда не видели! 

В это время я как раз вернулась с Даниловского кладбища, от Матроны. Не знала, что Предстоятель в монастыре, пошла в свою келью. Ведь телефонов мобильных не было еще, захожу — а мне звонок по городскому: «У тебя Патриарх на территории, а ты где ходишь?!». Я — бегом в храм, сестрам говорю: «Берите благословение, это же Патриарх перед вами!». И упала Святейшему в ноги: «Простите, Ваше Святейшество!». А он спрашивает: «Где это ты бываешь по выходным?». Я сразу сказала, что была на кладбище у Матроны, туда столько народу ходит! А у нас сегодня молилось всего два человека, никто не ходит в храм. Я стала сразу рассказывать, как мы с сестрами за могилой присматриваем, дежурим, людей чаем с пирожками кормим. 

Патриарх тогда осмотрел всю территорию монастыря, которую нам уже передали к тому времени, заглянул в каждое освобожденное арендаторами помещение — везде ни души, будто и не Москва это вовсе.
А про Матрону Патриарх Алексий ничего не знал, поэтому решил сразу же, не откладывая, лично съездить на кладбище, отслужить литию. Я взяла кадило, омофор у него был с собой, и поехали. Святейший отслужил литию, а мы с иподиаконом пели. Народу на кладбище было довольно много, и сначала люди даже не поняли, что это Патриарх приехал.

После литии Святейший еще долго разговаривал с народом, расспрашивал, как им помогает старица. Очень вдохновился Патриарх этой поездкой. А я попросила Его Святейшество, если можно, останки Матронушки перенести к нам в монастырь, перезахоронить. И сразу же я подала прошение, которое было подготовлено заранее, лично в руки Патриарху. После этого мы с сестрами каждую ночь молились Матроне, чтобы к нам в монастырь перенесли ее останки. 

— А почему обретение мощей было назначено именно на 8 марта?

— Такое решение и благословение было дано лично Святейшим Патриархом Алексием II. В начале марта, за неделю до обретения мощей, мне сообщили, что к 8 марта нужно подготовить кладбище, приедет комиссия для обретения мощей. Я никому ничего не сказала, даже сестрам, и поехала. С администрацией кладбища мы заранее договорились, чтобы его закрыли в 17 часов. С 17 до 19 часов мы все убрали с могилы. Крест, который там стоял, сейчас находится у нас в монастыре, в правом приделе Покровского храма. 

В состав приехавшей комиссии входили: архиепископ (ныне митрополит) Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, тогда он был наместником Новоспасского монастыря, архимандрит Алексий, наместник Даниловского монастыря, протоиерей Александр Абрамов, архидиакон Роман и археологи. Когда начали копать землю, архидиакон начал петь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». И пение подхватил народ, пели без остановки, не торопясь, тихо и благоговейно, до тех пор пока не обрели мощи. 

Не знаю даже, откуда взялось столько людей, ведь кладбище было закрыто! Чувствовалась такая благодать! Все люди стояли с благоговением, никто не разговаривал. Было такое чувство, что все ждали какого-то чуда. Пока копали, все время шел снег, очень крупный, но холода не чувствовалось вообще — в воздухе было разлито какое-то тепло и радость. На следующий день останки перевезли в Даниловский монастырь. С ними продолжили свою работу археологи, а мы каждый день панихиду служили...

Так совпало, что в тот год 8 марта была Неделя Торжества Православия — первое воскресенье Великого поста. Всё у Бога промыслительно. Сегодня к Матронушке приходят тысячи людей, даже очень далеких от Церкви, — сначала, бывает, они просто просят помощи в своих житейских нуждах, а в итоге получается, что Матрона всех приводит к православной вере, в Церковь Христову. Помогает наладить семейную жизнь, работу, учебу. У нас есть множество таких примеров.

— Как проходил процесс канонизации? Были какие-то трудности? Ведь мощи святой старицы обрели в 1998 году, а канонизировали ее в 1999-м?

— Когда останки блаженной Матроны 1 мая 1998 года в 12.30 привезли к нам в монастырь, сразу закономерно возник вопрос о причислении ее к лику святых. Не хватало описаний чудес, которые нужны были для положительного решения Синодальной комиссии по канонизации святых. Мы стали собирать истории о помощи, которую оказывала блаженная Матрона, об исцелениях, которые случались по ее молитвам, записывали имена и адреса. Были сложности, но с Божией помощью прошли все эти испытания. Патриарх Алексий II в апреле 1999 года сообщил, что канонизация блаженной Матроны намечена на 2 мая того же года. Это была такая радость, что просто не описать словами. В день канонизации собралось так много народа, что вся территория была заполнена людьми, хотя нигде и объявления не давали. Прошло уже почти 20 лет, а мне кажется, что всё только вчера было…

— За все эти 20 лет, как вы уже упомянули, множество людей испытали на себе действенность молитв к блаженной старице…

— Еще с семи-восьмилетнего возраста у Мат¬ронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. И с этого времени Матрона начала свой тяжелый путь молитвенницы пред Богом о людях. А в 17 лет у нее отнялись ноги, она стала полным инвалидом. Сколько скорбей пришлось перенести ей при жизни — ведает только Господь. 
Она же была совсем беспомощна, а родные братья, которые стали коммунистами и говорили Матроне: «Ты нам мешаешь, из-за тебя у нас могут быть проблемы», впоследствии от нее отказались. Жила по чужим людям. А потом добрые люди помогли ей уехать в Москву. Конечно, Промыслом Божиим всё это было уготовано Матроне — ведь она могла уповать только на Бога и поэтому особенно горячо молиться. Зато и скорби других людей были для нее близки и понятны. И Господь даровал ей духовное зрение, дар прозорливости и исцелений… При жизни к ней приходили до 40 человек в день, с каждым надо было побеседовать, утешить, успокоить.После блаженной кончины Господь даровал Матроне еще большее дерзновение. Сегодня, посмотрите, тысячи людей приходят к ее мощам, и она помогает всем. Ведь идут и молодые, и старые, с детьми, с младенцами. Во всех болезнях, скорбях и бедствиях, и в семьях, в работе, в судебных делах, перед операциями люди приходят. А сколько детей родилось по молитвам к праведной Матроне! 

— Хорошо известно об огромных очередях желающих приложиться к мощам святой Матроны, особенно по праздникам. Посоветуйте нашим читателям, когда лучше приезжать в Покровский монастырь. Каждый ли день они доступны для молитвенного поклонения? 

— К Матроне ежедневно приходят до трех и более тысяч человек, по субботам и воскресеньям — 8–10 тысяч, а в дни памяти Матроны — и того больше. По праздникам мы устраиваем благотворительную трапезу для всех прихожан: полевая кухня, чай с булочкой. Монастырь открыт каждый день с 7 утра до 8 вечера, а по воскресеньям — с 6 утра. Утром по субботам и воскресеньям бывает особенно много автобусов из регионов, люди с 4 утра занимают очередь. И так — с ранней весны до поздней осени. Поэтому стоять приходится долго, и, если есть возможность, лучше приезжать в другой день. Например, в будние дни к вечеру, после 18–19 часов. В 20.00 мы закрываем ворота на вход, а те, кто уже на территории, обязательно приложатся к мощам, даже если очередь еще большая. Бывает, последние паломники уходят в 22–23 часа. 
Если погода хорошая, люди проводят на территории монастыря целый день — у нас везде лавочки, есть монастырская трапезная, детская площадка. Кроме того, на праздники Мат¬ронушки мы открыты всю ночь: с 7 на 8 марта, с 1 на 2 мая, с 21 на 22 ноября, а также на главный престольный праздник — Покров Пресвятой Богородицы, с 13 на 14 октября мы не закрываем ворота обители. Паломники могут приложиться к мощам, причаститься на ранней Литургии, которая служится ночью, в 00.00. А позднюю Литургию обычно возглавляет Святейший Пат¬риарх Кирилл или один из его викариев.
Тогда для наших прихожан — двойной праздник. Ведь Патриаршая служба транслируется на всю монастырскую территорию, Предстоятель, идя в храм, благословляет всех паломников, говорит назидательные и душевные проповеди. Мы очень благодарны Его Святейшеству за заботу и попечение о Покровской обители, за то, что он всегда старается выбрать время и помолиться вместе со всеми нашими прихожанами. 

— Вы сказали, что приезжает много паломников из регионов. Как решается вопрос с их размещением? 

— По многочисленным просьбам паломников, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, мы начали восстановление монастырской гостиницы и часовни с молельным домом. Эти здания исторически входили в комплекс монастыря, но были снесены во время гонений на Церковь. С 2005 года шло согласование документации, и только в конце 2012 года мы начали строительные работы. 
23 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новое здание монастырской гостиницы, воссозданное по историческим фотографиям. Слава Богу, теперь жители других городов и стран, желающие поклониться честным мощам блаженной старицы Матроны, смогут найти достойное пристанище в новой гостинице. Мы создали все условия, продолжая традиции монастырского гостеприимства.

— Матушка, расскажите, пожалуйста, о том, как живет сегодня Покровская обитель? Всё ли восстановлено? Какую еще деятельность ведет монастырь, кроме приема паломников?

— Можно благодарить Господа, что за эти годы монастырь полностью восстановлен. Помимо гостиницы, в комплекс с которой входит храм Петра и Февронии, где проходит крещение и венчание, мы восстановили два храма, колокольню, корпуса, стены и башни. Служба в обители совершается каждый день, утром и вечером. Ежедневно принимаем большое количество корреспонденции, на все письма мы отвечаем, много писем приходит из тюрем. Каждый день сестры проводят благотворительные экскурсии для разных групп. 

В нашем детском приюте проживают и учатся 40 детей из неблагополучных семей. А история создания приюта тоже связана с блаженной Мат¬роной. Мы в то время постоянно молились, чтобы Матрона «пришла» к нам, то есть чтобы в наш монастырь перенесли ее мощи. Скоро в монастырь стали привозить первых воспитанниц, а я стала ездить по другим приютам, смотреть, как нужно юридически ¬регистрировать детский приют. В 2004 году мы оформили все документы.
Кроме того, у нас есть большое подсобное хозяйство в селе Марково Раменского района, подворье в Мос¬кве (небольшой храм Блаженной Матроны у метро «Аннино») и подворье в Троице-Лыкове, где два храма — Успения Божией Матери и Живоначальной Троицы. В Троице-Лыкове открыта православная гимназия на 100 детей.  
Хозяйство, конечно, очень большое. Приходится быть и игуменией монастыря, и директором гимназии, и строителем, и агрономом. Но самое главное — восстанавливать души человеческие, сестер и детей, принимать многочисленных паломников, которые приходят в ¬монастырь, чтобы приложиться к мощам блаженной Матроны. 

— Как вам и сестрам обители удается совмещать послушание и молитву в центре огромного города, при таком количестве народа?

— Всё по молитвам блаженной Матроны, мы ее так любим! Ведь она всю свою жизнь без остатка отдавала людям, молитве к Богу за народ наш. И нас укрепляет в монашеском делании. Когда еще не было обретения мощей, монастырь с огромным трудом только-только восстанавливался, я молилась ей, чтобы она «пришла» к нам своими святыми мощами. Тогда я даже не представляла себе, с какими трудностями и проблемами мне придется столкнуться, только сейчас, спустя 20 лет, оглядываясь на прожитые годы, я стала понимать. 
Так и несем свои послушания среди мирской суеты. До революции монастырь был миссионерским, здесь готовили будущих проповедников для далеких уголков страны. А сегодня Матрона — наш главный миссионер, и в стенах обители происходит великое чудо обретения веры Христовой для тысяч и тысяч людей. Сейчас более 50 сестер выполняют в обители самые различные послушания.
Самое наше главное послушание — это принять людей, приходящих к мощам блаженной. А люди все разные, со своими проблемами, скорбями, всех нужно утешить, доброе слово сказать. Когда видишь, как человеку легче становится в храме, что он открывает для себя новый мир — светлый, высокий, это очень радостно. Люди же к Богу приходят, а мы им помогаем немножко «освоиться» в храме. Старенькие схимницы и монахини у нас читают Неусыпаемую Псалтирь — а ведь это тоже непростое послушание. «Молиться за людей — кровь проливать», как говорил преподобный Силуан Афонский. Стараемся и нашими немощными молитвами служить Господу, просим заступничества Царицы Небесной. А Матрона укрепляет нас, ведь она сама жила по-монашески и имеет великое дерзновение у Господа.


Игумения Феофания (Мискина)

 родилась в 1965 г. в многодетной верующей семье. В детстве часто бывала на службах в Троице-Сергиевой лавре, где затем училась на регента. В 1987 г. поступила в Корецкий монастырь. В 1988–1992 гг. несла послушание в Московской Патриархии. В 1992–1995 гг. была насельницей Дивеевской обители. В феврале 1995 г. назначена настоятельницей Покровского монастыря г. Москвы. В 1998 г. возведена в сан игумении.


Покровский монастырь

 основал царь Михаил Федорович Романов в 1635 г. в память о своем отце Патриархе Филарете, почившем в праздник Покрова Божией Матери. В 1879 г. святитель Иннокентий Московский присвоил обители статус миссионерской. До революции в монастыре подвизалось до 50 монахов, был приют для мальчиков, пастырские курсы, богадельня. Обитель закрыта в 1929 г. Семеро монахов прославлены в лике новомучеников Российских. Монастырь возрожден как женский решением Священного Синода в ноябре 1994 г. Сейчас в обители более 50 сестер, открыт приют для девочек, православная гимназия.

иерей Сергий Петров
Татьяна Медведева
2 января 2018 г. 10:16
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00