![]()
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
|
![]()
ЖМП № 2 февраль 2012 /
21 февраля 2018 г. 10:21
Николай Капчук: Приходилось делать многое, чего никто не мог себе позволить18 февраля 2018 года на 87 году жизни отошёл ко Господу Николай Семенович Капчук ̶ почетный староста Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Николай Семенович в течение многих десятилетий неутомимо трудился во славу Святой Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования настоятелю Богоявленского кафедрального собора г. Москвы, протоиерею Александру Агейкину, клиру и прихожанам. В частности, Его Святейшество напомнил, что "С юных лет этот неустанный труженик и заслуженный ктитор одного из самых почитаемых народом храмов Москвы был воспитан в традициях христианского благочестия. Он прошел большой жизненный путь, который неразрывно был связан с Русской Православной Церковью". В 2012 году Николай Семенович дал развернутое интервью «Журналу Московской Патриархии», которое и сегодня не потеряло своей актуальности, и мы вновь предлагаем его вашему вниманию. — Николай Семенович, вы свидетель церковной жизни ХХ века. Расскажите об одном из самых малоизученных ее периодов в 1960, 1970, 1980-е годы? — В 1960 году я закончил Московскую духовную академию и получил степень кандидата богословия. Вместе со мной академию окончили иеромонах Илия (Шиолашвили, ныне — Католикос-Патриарх всея Грузии) и иерей Анатолий Кузнецов (ныне — архиепископ Керченский Анатолий). Торжественный выпускной акт состоялся 14 июня. Вскоре началась череда очень драматичных событий. Под давлением Совета по делам религий от руководства ОВЦС был отстранен митрополит Николай (Ярушевич; + 1961) и на его место 21 июня назначен архимандрит Никодим (Ротов; + 1978), его епископская хиротония состоялась 10 июля. 5 июля епископ Дмитровский Пимен (Извеков; + 1990), у которого я давно был иподиаконом, был назначен управляющим делами Московской Патриархии. Владыка Пимен сразу взял меня в Патриархию личным секретарем. Годы были очень тяжелые. Множество людей обращалось тогда в Патриархию со всей России, Украины и Белоруссии, где закрывали, разрушали храмы, срывали машинами кресты с куполов, а люди приходили к нам, рассказывали о своих бедах и плакали. Ничего нельзя было решить на местах, и они писали на имя Патриарха, шли на прием к управляющему делами. Я очень переживал, но помочь, к сожалению, было невозможно. В небольшое здание Патриархии каждый день набивалось множество народу, сидели с утра до позднего вечера. Докладывал вечером владыке Пимену: "Мол, не уходят". Тогда владыка выходил и рассказывал людям, что он такой же архиерей, как и у них в епархии, аккуратно давал понять, чтобы сами шли к властям, которые это вытворяют. Люди получали утешение, им становилось легче, они уходили. Помощь тяжело было пробить. Мои соученики получили назначения на приходы и столкнулись с тем, что уполномоченные не давали им регистрации. Приходилось приезжать в Москву, идти в Совет по делам Русской Православной Церкви, проситься на другой приход, причем не куда хотелось бы, а куда скажут. Дорогой ценой от уполномоченного получали необходимую для служения регистрацию, но многим все-таки удавалось помочь. 19 сентября того же года управляющим Московской епархией становится постоянный член Священного Синода митрополит Питирим (Свиридов; + 1963), который сменил митрополита Николая. Совет по делам Русской Православной Церкви не только настоял на смещении митрополита Николая, но и сократил всех сотрудников епархиального управления. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский; + 1970) пригласил меня и попросил потрудиться секретарем Московского епархиального управления, которое располагалось в Новодевичьем монастыре. Первое, что я увидел, когда пришел, — полная разруха. Сделал ремонт, стал делопроизводителем, потом секретарем, нашел бухгалтера, кассира, набрал штат. И пошел большой наплыв просителей. Каждый приемный день — по понедельникам и четвергам — ко мне приходили десятки священников. Целыми автобусами приезжали решать вопросы: одному надо помочь с регистрацией, другому нужна "двадцатка". Было так, что кого-нибудь лишают "двадцатки", и нет полноты. Или нет казначея, нет ревизионной комиссии — всё, неполный состав. А права переизбрать никто не дает. Всё это тянется месяцами, потом на храм вешают замок, и всё — храм закрыт. помню, в восемь часов утра приходит священник: "У меня храм закрыли, потому что комиссия обнаружила трещину, которая угрожает лепнине". Я ему говорю: "Батюшка, что так рано прибыл? Приходи к десяти часам, будем решать". "Ну, я же свободный". Помогли ему, назначили куда-то... Некоторые батюшки сами храмы не защищали, боялись. — В епархиальном управлении почти не встречалось, но, например, настоятелем храма Воскресения Христова в Сокольниках был протоиерей Андрей Расторгуев (+ 1970), бывший обновленческий епископ, который вел себя очень гордо: служил, где только ни позовут, лишь бы не идти в свой храм, а у себя затягивал службу, сам ходил в хор, в другие места, в общем, чувствовал себя чересчур свободно. У них это было принято, поэтому их и поддерживала власть. С бывшими обновленцами было непросто. Многие бегали с места на место. Правда, иногда ситуация заставляла. — За три года работы в епархиальном управлении я у уполномоченного не был ни разу, все вопросы удавалось решать по телефону. И вот однажды знакомый попросил сопровождать его и сказал, что у него не получится так с ними поговорить, как у меня. Я поехал, слышу через открытую дверь разговор служащих: "Так это пацан! И он нас три года мучил своими вопросами, и всё приходилось решать!" Через некоторое время они поставили вопрос перед Патриархией о замене меня священнослужителем. К тому времени митрополитом Крутицким и Коломенским был Пимен (Извеков). Он спросил моего мнения. "Как у вас получится", — ответил я. Тогда секретарем епархии на мое место назначили протоиерея Виктора Ипполитова. Но я оставался, потому что с вопросами народ всё равно приходил ко мне. Я даже митрополита Пимена спросил: "Что мне делать?" Тот посоветовал потерпеть. Регистрация, кого ни просил от имени митрополита, почти всегда получалась. Даже некоторые московские иерархи просили помочь, например, епископ Киприан (Зёрнов), управделами из Чистого переулка. Бывало, звонит: "Николай Семенович, у тебя получается, помоги мне священника устроить". Помогал, чем мог. Мы все тогда друг друга поддерживали. Но хотелось большего… Хотелось, чтобы храмы не закрывались. Везде было давление. В здании Новодевичьего не давал покоя музей, и ничего нельзя было сделать, всюду вмешивались власти. В Совете по делам религий все-таки встречались люди, которые шли навстречу, у них можно было получить добро, и я понемногу узнал всю эту систему. Тяжелое было время еще и потому, что священники находились "на доходе", не получали официальной зарплаты. Налоговая какой вздумает доход, такой и напишет. А с него нужно платить налог. То скажут: ты получаешь 500 рублей, а в другой раз скажут — 1000. Налогами до того могут обложить, что батюшка не в силах платить, только разводит руками. Тогда у него всё имущество забирают по описи. Случалось и такое: у священника было пятеро детей. Не заплатил "налог", и дом конфисковали. В 1961 году состоялся Архиерейский Собор, на котором под жестким давлением государства Церкви было навязано постановление "О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни". Как ближайший помощник митрополита Питирима я участвовал в подготовке его доклада. Никогда не забуду царившей среди архиереев атмосферы бессилия, растерянности и невысказанного возмущения произволом государственной власти. В результате священник оказался отстранен от руководства приходом, реальная власть перешла к старосте. Положение архиереев и самого Патриарха никак не оговаривалось вообще. Да, священники стали получать официальную зарплату, "хлеба" у налоговой поубавилось. Но положение Церкви стало еще более трудным. — Вы смелый человек. Как в 28 лет вы решились стать старостой патриаршего Богоявленского собора? — В феврале 1964 года митрополит Пимен, ставший управляющим делами, назначил меня ответственным представителем по особым поручениям Московской Патриархии. Фактически я курировал хозяйственную деятельность Церкви: был проверяющим по мастерским, контролировал закупки, общался по этим вопросам с Советом по делам религий. Всегда был занят, и всегда была работа. Это было время постоянного общения с Данилой Андреевичем Остаповым, личным секретарем Патриарха Алексия I; казначеем Московской Патриархии Сергеем Ивановичем Георгиевским и многими другими. Особенно близкие и доверительные отношения были у меня с Лидией Константиновной Колчицкой (+ 2001). В нашем общении ее строгая вежливость и сдержанная манера вести разговор нередко сменялись душевной беседой с ненавязчивыми наставлениями, связанными с проблемами и тенденциями внутрицерковной политики. В 1969 году, когда умер староста Елоховского собора, я получил благословение Святейшего Патриарха Алексия на избрание в "двадцатку" собора в качестве старосты. Исход дела был не ясен, надо было попытаться устроиться на освободившееся место, чтобы поддержать храм. К тому времени уже возник конфликт между Бауманским райсоветом, на территории которого находился собор, и приходским собранием. Я пошел к уполномоченному, сходил в исполком — отказали: "Ты еще молод, иди на светскую работу". Мне было 28 лет. Это было на Пасху, и с меня начали требовать, чтобы был порядок, начали мне диктовать. Я сказал: "Подождите, я же ни за что не отвечаю?" "Ну тогда иди в исполком, договаривайся, собирай “двадцатку”". Я пришел, мне говорят: "Где ваша “двадцатка”? Приносите избрание". Принес, всё подписали. Тогда не выдавали никаких документов. Только ставили визу: "Согласовано, не возражаем". Прошла Светлая. Всё хорошо. Прихожу к уполномоченному, а он говорит в раздражении: "Всё равно я тебе регистрации не дам". Я ему: "Знаю, регистрацию вы даете священникам, а мне не нужна регистрация". Он промолчал, но с того времени отменил регистрацию всем светским. Тоже пытался командовать. Мне удавалось с ними справляться, я знал, что они могут делать, а чем только запугивают. Отношения внешне были очень хорошие, а подспудно всё время давили. Настоятелем патриаршего собора был тогда замечательный московский пастырь протопресвитер Иоанн Соболев (+ 1976), а затем известный церковный историк, богослов и проповедник Виталий Боровой (+ 2008). Особо хочу сказать о настоятеле собора протопресвитере Матфее Стаднюке. Многие годы мы трудимся вместе с ним в полном согласии. Добрая память остается в моем сердце о протоиерее Николае Воробьеве (+ 2003), духовнике московского священства, прослужившем ключарем 30 лет. Не могу не упомянуть и о нынешнем ключаре собора протоиерее Николае Степанюке, ревностном пастыре и церковном труженике. — Долгие годы вы были одним из ближайших помощников Патриарха Пимена. Каким он остался в вашей памяти? — Он очень строго придерживался канонов, всё соблюдал и много знал. Я еще студентом академии ходил слушать его проповеди в лавре. У Святейшего Патриарха Пимена не было духовного образования, но в проповедях он по памяти цитировал библейские тексты, знал Священное Писание лучше иных профессоров. Это был высокий стиль, и народ его очень любил. Когда он приезжал служить, собирались полные храмы. Был и строг, требователен. Иной раз ругал иподиаконов, в том числе и меня. Раз служил всенощную в одном храме, предупредил, что приедет, облачение с собой привезет, попросил не встречать. Я захожу в храм и вижу, что все собираются идти встречать митрополита. Кашу, мол, маслом не испортишь. Я говорю: "Не надо, сам владыка просил", но вижу: бесполезно. Тогда я надел стихарь и тоже с ними пошел. Встретили. Тот смотрит на меня и говорит: "Ну что с тобой делать?" "Дайте мне палкой", — отвечаю. Он взял крест, я приложился, и пошли в храм. По дороге он мне достаточно громко выговаривал: "Я просил не встречать!" Но я прекрасно понял, что это не мне говорил, а чтобы встречавшее духовенство поняло. Во время службы на литии я подношу вино, хлеб — всё хорошо. Он никогда не держал зла. Если кто-то напутал, он выговаривал мне, но чтобы и тот, кто допустил ошибку, слышал. Это было тяжело. Но я понимал и потом высказывал тому священнику, дьякону: "Это к вам относилось, а не ко мне". Митрополит был очень пунктуальным, никогда не опаздывал на службу. Очень красиво говорил, когда выступал. Потом, став Патриархом, уже только читал, потому что придирались к каждому слову. Был очень тонким человеком. Приходят к нему благочинные, предлагают ставленника, мол, академию закончил, умный. Я смотрю и думаю: "Всё, похоронили". Сам Патриарх академию не кончал и потому к этому аргументу не прислушивался. Если нужно было кого-то поддержать, я всегда говорил, что семейные, что дети есть, матушка. Такие сто процентов проходили. Когда митрополит Пимен стал Патриархом и начались перемещения, он всегда мне звонил и спрашивал: "Как ты мыслишь о таком-то?" Когда я знал, что человек не очень-то порядочный, то отвечал уклончиво: "Ничего не могу сказать". Не хотел зла делать. — Ваш круг друзей тогда в 1960–1970-е годы? — Годы были богатые на любое общение. Разные семьи, в том числе священнические, всегда приглашали в гости пообщаться, каждый хотел посидеть со мной, я даже не успевал, потому что на мне был и митрополит. Я и жил в митрополии, и прислуживал, не всегда мог уйти. Но я и не спешил. Чтобы чего-то добиться, приходилось часто ходить с людьми в рестораны и хотелось от этого отдохнуть. Многие приезжали. Учиться в Москву приезжают — сперва ко мне идут. Приходили и те, кому нужна была помощь, а я старался всем помогать, никому не отказывал. — Вадим Михайлович Шавров (+ 1983) прошел курс Одесской семинарии по ускоренной программе за один год, но священного сана по окончании не принял. Переехав в Москву, он думал о сдаче экзаменов за курс духовной академии экстерном, но увлекся изучением истории Церкви после революции 1917 года. Получив пенсию по инвалидности в 1964 году, он вел историко-литературные изыскания вместе со своим "солагерником" Красновым-Левитиным, работал в архивах, собирал живые свидетельства участников событий тех лет и распространял свои материалы в церковном "самиздате". Надо сказать, что эти исторические изыскания встречали сочувствие и поддержку православной общественности. Большой интерес к ним проявлял и епископат, в том числе и постоянные члены Священного Синода. В 1960-1970-е годы я часто приезжал к нему за этими материалами. Правозащитная деятельность Шаврова в более поздний период особого интереса в церковной среде не вызывала, так как вредила и без того тяжелому положению Церкви. — Я всегда поддерживал молодых людей, которые стремились послужить Церкви, таких как Владимир Воробьев и Валентин Асмус. В Советском Союзе им некуда было деться, и если я им не помогу, то никто не поможет. Брал вначале разнорабочим или сторожем, куда только возможно было. Потом давал справку о том, что такой-то работал в храме, и с ней можно было идти в семинарию к ректору. А в те годы ректором был мой близкий друг архиепископ Владимир (Сабодан). Однажды он пожаловался, что нет преподавателя древних языков — латинского и греческого, а ко мне в это время как раз Валентин Асмус пришел, я его и порекомендовал. У меня кто штукатурил, кто помогал в алтаре, кто был охранником. "Как ты мне его отдашь?" — спрашивает Владимир. "Как хозяйственника. Напишу характеристику". Асмус пошел с этой характеристикой в совет, и его пропустили. И дальше стал расти. При вступлении почти всегда приходил представитель совета, но не всегда сидел до конца. Он раньше уйдет, а в это время пропустят моего. Оставались свои люди, поэтому удавалось многим помочь. Даже не помню всех. Это была моя жизнь. Казалось, староста должен быть с помощниками. У меня их были десятки. — Вы были для церковной Москвы одной из "кузниц кадров". — Приезжали со всей России, в том числе и архиереи, их тогда мало было, я всех лично знал. Многие были моими друзьями. Митрополита Антония (Мельникова; + 1986) я знал еще по Минску, где ему было невыносимо тяжело: все его действия встречали тогда яростное неприятие местного начальства. Я по мере сил помогал ему. Второй, митрополит Одесский и Херсонский Леонтий (Гудимов; + 1992), был мне как родственник. Мы вместе учились в Одесской семинарии, но он начал немножко раньше, там и подружились. По жизни со мной шел. И Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский. Еще в семинарии мы оба были иподиаконами. Так и идем вместе по жизни до сих пор. У меня всегда собирались владыки. Тот же владыка Антоний еженедельно приезжает из Ленинграда, обязательно утром придет в комнатку, чайку попьем, побеседуем. "Скажи, — спрашивает, — что у нас сегодня на Синоде будет?" Я говорю: "Вы, члены Синода, не знаете?" Он смеется. В то время мы действительно быстрее других всё узнавали, потому что вход был в Совет по делам религий, а там за хороший сувенир расскажут всё. Совет в те годы очень часто отклонял кандидатуры епископов, представленные Патриархией. Не надо забывать, что главной задачей совета было ослабить авторитет и влияние Церкви, и они стремились утверждать только тех, кем они впоследствии могли манипулировать. В Елоховском соборе мне приходилось делать много такого, чего ни один храм не мог себе позволить. Например, присылают ко мне за деньгами в Фонд мира. Что же такое, дескать? Передовой храм, а денег не дает. Я говорю: "Я не могу. Ко мне много иностранцев приезжает. И архиереи приезжают. У меня большие расходы. Надо ж вести диалог со всеми". Давили, но безуспешно. А деньги были. В то время люди были богаче. — Вы действительно считаете, что тогда люди были богаче? — Если говорить в целом, то да, богаче. Возьмем мою родственницу. Она получала 50 рублей пенсии. Я ей пытался помогать, а она отказывалась: "Не надо. Я сама и Церкви помогаю, и еще хватает на жизнь". А в 1990-е годы одна пенсионерка в храме буквально плакала, чтобы бесплатно дали свечку поставить. Церковный человек, хочет помолиться. Эти старушки уже не могли помогать. — Можно судить двояко. Тогда в Москве было сорок действующих храмов, и все они были запущены и внутри, и снаружи. Ни одного позолоченного купола — не разрешали. Пусть, дескать, разваливается. В 1990-е годы храмы начали передавать Церкви, и те же бизнесмены, проезжая, видели, что купол не смотрелся, предлагали: "Давай, я тебе сделаю купол", и отдавали свою десятину Церкви. Я сам наблюдал подобное более чем в ста храмах. Я находил бизнесменов, которые делали и внутренний ремонт. Работы большие, денег нужно много, материал дорогой. Той лепты, которую приносит народ, не хватает. Я получил около десяти домов, и все полуразрушенные, все нужно приводить в порядок. Значит, тоже нужно было находить людей, которые бы восстанавливали их. Иногда селил их и как бы вместо аренды предлагал: "Отстрой мне тот дом, сделай". Если с народом иметь контакты, можно трудиться. — Бандитов в 1990-е годы не боялись? — Сейчас страшнее. Многие лишены всего, живут на вокзалах и приходят сюда попрошайничать. Есть у них и старший, который их обирает. Всех старушек отогнали от храма. Если и появлялась старушка, то к концу дня она должна была половину, а то и всё им отдать. Но сложности были во все времена. Была шпана, на сотрудников в храме даже два вооруженных нападения были. Зашел молодой человек, хулиганил в храме. Дежурный вызвал милицию, утихомирили. Дежурный пошел его провожать за ворота храма. Открыл ворота: "Иди отсюда". Тот развернулся и пырнул его ножом в живот и нож провернул. Хотел убить, но, слава Богу, позвоночник не сильно задел. Убежал. Приехала скорая, дежурного спасли. Парня нашли быстро, его компания в это время с милицией беседовала в храме. Забрали, был суд. Тот прощал, но парня всё равно засудили. Сказали: за такое прощать нельзя. Другой случай. Вечером надо было закрывать храм, и сторож просил всех: "Пожалуйста, освобождайте храм", а там сидел какой-то человек, видно, что не здоров. Разгневался на сторожа. Пришел утром и сел на том же месте, а когда сторож проходил, напал на него и нанес несколько ножевых ранений, в том числе по лицу. Верующие вступились, я прибежал. Забрали его. Оказался психически больной, и дали лет пять лечения в клинике. А сторож боялся, говорил, что тот выйдет и опять придет его резать. Такое могло быть, поэтому я помог сторожу материально и подыскал новое место. От этой шпаны всего можно ожидать. Беспокойное было время… В разные исторические эпохи мне пришлось послужить Церкви, и, пожалуй, никогда я не мог сказать: "Вот наступило спокойное время!" Ктиторство — это то церковное служение, которое невозможно нести без помощи Божией, без помощи всей Церкви в ее единстве и вере, без помощи многих выдающихся людей, встретившихся мне за прошедшие годы, без молитв и помощи духовенства и мирян нашего прихода.
21 февраля 2018 г. 10:21
Ключевые слова:
Богоявленский собор в Елохове, юбилей
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|