выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Интервью
Архимандрит Сильвестр с президентом национального олимпийского комитета А. Жуковым (в центре) и руководителем российской спортивной делегации П.Колобковым
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /  29 августа 2012 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Лондонская миссия духовника олимпийской сборной

Сегодня в Олимпийской Деревне Сочи-2014 в Имеретинской низменности митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор возглавил Божественную Литургию на стилобате будущего Храма во имя Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Высокопреосвященный Исидор принял участие также в закладке камня церковного здания и в его освящении. Православный храм прямо на территории Олимпийской Деревни – уникальное архитектурно-проектировочное решение (как правило, организаторы Игр неохотно размещают "посторонние", в том числе религиозные, строения внутри деревенского "забора"), и остается лишь поблагодарить Оргкомитет Сочи-2014 за то, что он пошел авторам этой идеи навстречу. А вот в лондонской Деревне-2012 православного храма не было. О связанных с этим (и не только) трудностях, проблемах и задачах своего служения ЦВ рассказал духовник российской команды на ХХХ Играх летней Олимпиады архимандрит Сильвестр (Лукашенко) — настоятель сельского храма близ Ростова Великого, духовный наставник Российского союза боевых искусств, обладатель черного пояса (5 дан) по борьбе тхэквондо ATF, а в далеком прошлом — и чемпион Ленинграда в беге на 100 м среди юношей.

— Отец Сильвестр, как вы стали духовником олимпийской сборной?

— Прежде всего у меня уже был успешный опыт. Два года назад я окормлял российскую сборную на Первых всемирных играх боевых искусств в Пекине, которые закончились нашей победой. В 2009 году в аналогичном статусе я отправился на Всемирные игры по неолимпийским видам спорта на Тайвань (там мы тоже стали первыми в общекомандном зачете), а еще двумя годами ранее — на Всемирные игры Вооруженных сил в Индию, где нам также сопутствовала удача. Видимо, поэтому президент Национального олимпийского комитета России Александр Жуков попросил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возложить на меня послушание духовника олимпийской сборной. Патриарх благословил, и я стал собираться в Лондон. Несмотря на то что меня включили в официальную российскую делегацию, жил я не в Олимпийской Деревне, а в отеле, где размещались личные тренеры наших спортсменов и их спарринг-партнеры, а также обслуживавшие соревнования судьи. Чтобы попасть в Деревню к спортсменам, каждый раз приходилось заказывать пропуск, и далеко не всегда эти попытки заканчивалась удачей. Но самое важное дело в Деревне — молебен о призвании помощи Божией на всякое доброе дело — нам при помощи регента и певчих кафедрального Успенского собора в Лондоне удалось совершить накануне открытия Игр.

— Как складывался ваш день на Олимпиаде?

— Каждое утро в гостиничном номере совершал молебен о призвании помощи Божией. Затем, если удавалось оформить пропуск в Олимпийскую Деревню, беседовал со спортсменами и с тренерами, благословлял их на удачные старты, утешал проигравших. Если пропуска не было, отправлялся на стадионы, переживал и молился там за наших спортсменов.

— В чем для вас заключалось духовное окормление нашей сборной? Часто ли спортсмены обращались к вам с просьбой о молитвенной поддержке? Может быть, кто-то спрашивал о крещении?

— О крещении никто не спрашивал. Если у кого-то возникало желание исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, я объяснял, где находится Успенский собор и когда там службы. Причащать в Олимпийской деревне затруднительно. А накануне закрытия игр, в субботу 11 августа, перед финальным матчем мужского волейбольного турнира ко мне пришли тренеры сборной России. Попросили помолиться за нашу команду и по возможности прийти на игру.

— Удалось воочию понаблюдать за этим незабываемым поединком?

— Да, причем от него у меня остались и собственные переживания. После воскресной Литургии в Успенском соборе сразу же поспешил на арену "Earl’s Court". Когда добрался до своего места на самой галерке, матч уже начался. Мне было отлично видно весь зал. Запомнилось, как по-разному зрители реагировали на происходящее на площадке. В такой эмоциональной среде люди сразу раскрываются. И некоторые бразильские болельщики с завидным напором и самоуверенностью проделывали руками "языческие пасы" только для того, чтобы их любимцы одержали верх. По-моему, к олимпийским принципам это не имеет никакого отношения. Я одновременно молился и переживал за наших... В конце третьей партии на бразильских матчболах твердил про себя: "Господи, дай возможность нашим показать свою игру!"

— В былые времена наши болельщики изумлялись зарубежным атлетам, не стеснявшимся прямо на арене воздавать хвалу Господу за удачное выступление. Теперь многие члены сборной России вспоминают о Боге, а кадры с молитвой нашей великолепной бегуньи Натальи Антюхна дорожке попали на первые полосы крупнейших газет. Кстати, что вы можете сказать о молитве двукратной олимпийской чемпионки по прыжкам с шестом Елены Исинбаевой? Все видят, что она что-то "шепчет" перед каждым прыжком, но никому никогда не говорит, что именно. Как вам кажется, что это?

— По-моему, это личное, очень сокровенное обращение к Богу… Думаю, показной игры на публику здесь нет. Насколько мне удалось узнать наших спортсменов за две недели, большинство из них — люди искренне верующие.

— И Исинбаева, и несколько других наших знаменитых спорсменов, на которых делались серьезные ставки, уступили. Последние Олимпиады не покидает ощущение, что, оставаясь среди лидеров в общекомандном зачете, мы вне конкуренции по серебряным и бронзовым, а также по "деревянным" медалям (4-м местам). Быть может, именно твердости духа нам в решающий момент не хватает?

— На самом деле так было всегда, просто в более успешные времена из-за большого количества "золота" мы этого не замечали. Олимпиада — главный старт для любого спортсмена, и сейчас редки дисциплины, где кто-то доминирует явным преимуществом. Почти везде примерно равные шансы на победу у пяти-шести атлетов. И то, что по золотым медалям мы превзошли Пекин-2008, а по общему количеству призовых мест чуть не достали китайцев, провалом никак не назовешь. А если кое-где не добрали золота… Мы по-прежнему пожинаем наследие 1990-х, когда не только отдельные успешные наставники уезжали за рубеж, но закрывались целые спортивные клубы, на корню ликвидировались знаменитые тренерские школы. Сейчас государство начинает обращать на спорт пристальное внимание, и это очень хорошо. Не только из-за медалей, разумеется. Спорт собирает с улицы огромную армию активной молодежи, к тому же без громких слов воспитывает патриотизм, собранность, ответственность, взаимовыручку, уважение к тренеру и сопернику. А олимпийские успехи приложатся…

Архимандрит Сильвестр (Сергей Павлович Лукашенко) родился 27 января 1952 г. в Ленинграде. В 1974 г. окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. Рукоположен в сан диакона в 1983 г., в том же году рукоположен во пресвитеры, после чего в течение десяти лет возглавлял ряд приходов Ярославской епархии. Принял монашеский постриг в 1986 г. С 1994 г. — настоятель храма сщмч. Андрея Стратилата в с. Сулость (Ростовский р-н). Возведен в сан архимандрита в 2003 г. Духовник Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Председатель церковного суда Ярославской епархии, член епархиального совета, духовник епархиального духовно-просветительского центра "Ярославский благовестник", председатель епархиальной ставленнической комиссии.

29 августа 2012 г. 12:00
Ключевые слова: спорт, олимпиада
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00