iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Интервью
Архимандрит Сильвестр с президентом национального олимпийского комитета А. Жуковым (в центре) и руководителем российской спортивной делегации П.Колобковым
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /  29 августа 2012 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Лондонская миссия духовника олимпийской сборной

Сегодня в Олимпийской Деревне Сочи-2014 в Имеретинской низменности митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор возглавил Божественную Литургию на стилобате будущего Храма во имя Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Высокопреосвященный Исидор принял участие также в закладке камня церковного здания и в его освящении. Православный храм прямо на территории Олимпийской Деревни – уникальное архитектурно-проектировочное решение (как правило, организаторы Игр неохотно размещают "посторонние", в том числе религиозные, строения внутри деревенского "забора"), и остается лишь поблагодарить Оргкомитет Сочи-2014 за то, что он пошел авторам этой идеи навстречу. А вот в лондонской Деревне-2012 православного храма не было. О связанных с этим (и не только) трудностях, проблемах и задачах своего служения ЦВ рассказал духовник российской команды на ХХХ Играх летней Олимпиады архимандрит Сильвестр (Лукашенко) — настоятель сельского храма близ Ростова Великого, духовный наставник Российского союза боевых искусств, обладатель черного пояса (5 дан) по борьбе тхэквондо ATF, а в далеком прошлом — и чемпион Ленинграда в беге на 100 м среди юношей.

— Отец Сильвестр, как вы стали духовником олимпийской сборной?

— Прежде всего у меня уже был успешный опыт. Два года назад я окормлял российскую сборную на Первых всемирных играх боевых искусств в Пекине, которые закончились нашей победой. В 2009 году в аналогичном статусе я отправился на Всемирные игры по неолимпийским видам спорта на Тайвань (там мы тоже стали первыми в общекомандном зачете), а еще двумя годами ранее — на Всемирные игры Вооруженных сил в Индию, где нам также сопутствовала удача. Видимо, поэтому президент Национального олимпийского комитета России Александр Жуков попросил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возложить на меня послушание духовника олимпийской сборной. Патриарх благословил, и я стал собираться в Лондон. Несмотря на то что меня включили в официальную российскую делегацию, жил я не в Олимпийской Деревне, а в отеле, где размещались личные тренеры наших спортсменов и их спарринг-партнеры, а также обслуживавшие соревнования судьи. Чтобы попасть в Деревню к спортсменам, каждый раз приходилось заказывать пропуск, и далеко не всегда эти попытки заканчивалась удачей. Но самое важное дело в Деревне — молебен о призвании помощи Божией на всякое доброе дело — нам при помощи регента и певчих кафедрального Успенского собора в Лондоне удалось совершить накануне открытия Игр.

— Как складывался ваш день на Олимпиаде?

— Каждое утро в гостиничном номере совершал молебен о призвании помощи Божией. Затем, если удавалось оформить пропуск в Олимпийскую Деревню, беседовал со спортсменами и с тренерами, благословлял их на удачные старты, утешал проигравших. Если пропуска не было, отправлялся на стадионы, переживал и молился там за наших спортсменов.

— В чем для вас заключалось духовное окормление нашей сборной? Часто ли спортсмены обращались к вам с просьбой о молитвенной поддержке? Может быть, кто-то спрашивал о крещении?

— О крещении никто не спрашивал. Если у кого-то возникало желание исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, я объяснял, где находится Успенский собор и когда там службы. Причащать в Олимпийской деревне затруднительно. А накануне закрытия игр, в субботу 11 августа, перед финальным матчем мужского волейбольного турнира ко мне пришли тренеры сборной России. Попросили помолиться за нашу команду и по возможности прийти на игру.

— Удалось воочию понаблюдать за этим незабываемым поединком?

— Да, причем от него у меня остались и собственные переживания. После воскресной Литургии в Успенском соборе сразу же поспешил на арену "Earl’s Court". Когда добрался до своего места на самой галерке, матч уже начался. Мне было отлично видно весь зал. Запомнилось, как по-разному зрители реагировали на происходящее на площадке. В такой эмоциональной среде люди сразу раскрываются. И некоторые бразильские болельщики с завидным напором и самоуверенностью проделывали руками "языческие пасы" только для того, чтобы их любимцы одержали верх. По-моему, к олимпийским принципам это не имеет никакого отношения. Я одновременно молился и переживал за наших... В конце третьей партии на бразильских матчболах твердил про себя: "Господи, дай возможность нашим показать свою игру!"

— В былые времена наши болельщики изумлялись зарубежным атлетам, не стеснявшимся прямо на арене воздавать хвалу Господу за удачное выступление. Теперь многие члены сборной России вспоминают о Боге, а кадры с молитвой нашей великолепной бегуньи Натальи Антюхна дорожке попали на первые полосы крупнейших газет. Кстати, что вы можете сказать о молитве двукратной олимпийской чемпионки по прыжкам с шестом Елены Исинбаевой? Все видят, что она что-то "шепчет" перед каждым прыжком, но никому никогда не говорит, что именно. Как вам кажется, что это?

— По-моему, это личное, очень сокровенное обращение к Богу… Думаю, показной игры на публику здесь нет. Насколько мне удалось узнать наших спортсменов за две недели, большинство из них — люди искренне верующие.

— И Исинбаева, и несколько других наших знаменитых спорсменов, на которых делались серьезные ставки, уступили. Последние Олимпиады не покидает ощущение, что, оставаясь среди лидеров в общекомандном зачете, мы вне конкуренции по серебряным и бронзовым, а также по "деревянным" медалям (4-м местам). Быть может, именно твердости духа нам в решающий момент не хватает?

— На самом деле так было всегда, просто в более успешные времена из-за большого количества "золота" мы этого не замечали. Олимпиада — главный старт для любого спортсмена, и сейчас редки дисциплины, где кто-то доминирует явным преимуществом. Почти везде примерно равные шансы на победу у пяти-шести атлетов. И то, что по золотым медалям мы превзошли Пекин-2008, а по общему количеству призовых мест чуть не достали китайцев, провалом никак не назовешь. А если кое-где не добрали золота… Мы по-прежнему пожинаем наследие 1990-х, когда не только отдельные успешные наставники уезжали за рубеж, но закрывались целые спортивные клубы, на корню ликвидировались знаменитые тренерские школы. Сейчас государство начинает обращать на спорт пристальное внимание, и это очень хорошо. Не только из-за медалей, разумеется. Спорт собирает с улицы огромную армию активной молодежи, к тому же без громких слов воспитывает патриотизм, собранность, ответственность, взаимовыручку, уважение к тренеру и сопернику. А олимпийские успехи приложатся…

Архимандрит Сильвестр (Сергей Павлович Лукашенко) родился 27 января 1952 г. в Ленинграде. В 1974 г. окончил факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. Рукоположен в сан диакона в 1983 г., в том же году рукоположен во пресвитеры, после чего в течение десяти лет возглавлял ряд приходов Ярославской епархии. Принял монашеский постриг в 1986 г. С 1994 г. — настоятель храма сщмч. Андрея Стратилата в с. Сулость (Ростовский р-н). Возведен в сан архимандрита в 2003 г. Духовник Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Председатель церковного суда Ярославской епархии, член епархиального совета, духовник епархиального духовно-просветительского центра "Ярославский благовестник", председатель епархиальной ставленнической комиссии.

29 августа 2012 г. 12:00
Ключевые слова: спорт, олимпиада
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00