iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: «Поездки по сельским приходам — самая большая радость для меня как правящего архиерея»
В уходящем году Тверской епархии исполнилось 750 лет. Праздничная Литургия по поводу столь значительного юбилея состоялась в Спасо-Преображенском соборе Твери. Этот храм, основанный первым Тверским епископом святителем Симеоном, несколько веков был кафедральным собором епархии, а в 1935 году большевики его взорвали. Нынешний правящий архиерей Тверской епархии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий рассказал «Журналу Московской Патриархии», как уже в процессе воссоздания собор наполняется жизнью, зачем архипастырь недавно пригласил директоров школ на совещание в один из монастырей, часто ли он видит страх в глазах подчиненных и каким образом удалось прекратить поток жалоб в епархиальное управление от мирян. PDF-версия.  
16 декабря 2021 г. 16:30
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Интервью
Освящение на Соловках поклонного креста для Бутовского полигона. 26 июля 2007 г.
ЖМП № 10 октябрь 2012 /  27 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Георгий Кожокарь: Поклонные кресты разделили судьбу мучеников

Поклонные кресты Соловков, а их здесь было несколько тысяч, разделили в советские времена судьбу мучеников, которых ссылали сюда на лагерные работы. Кресты уничтожали тогда особенно ревностно, а те люди, которые возрождают их сейчас, чувствуют особую ответственность – не только за восстановление исторической справедливости, но и за восстановление того духовного пространства, которое станет единственным залогом мирного будущего. Знаменитый резчик по дереву Георгий Кожокарь уже 20 лет занимается кресторезным ремеслом. Возрождение старинного искусства стало для мастера не только любимым делом, но и возможностью стать "своим" на святом острове.

- "Кто без крестов – тот не Христов", - говорит народная пословица. Расскажите, что означала традиция ставить в разных местах во множестве поклонные кресты?

- Считается, что обычай ставить поклонные кресты идет от времен Римской империи. Апостол Андрей Первозванный воздвиг крест на Киевских холмах как символ того, что проповедь христианства коснулась сердец живущих здесь людей.

В целом, устанавливая кресты на перекрестках дорог, на возвышенностях или в местах слияния рек, у населенных пунктов или вдоль паломнических маршрутов, наши предки отмечали так место молитвы – крест был воплощенным именем Христа, которое везде и во всякий момент должно сопровождать человека на его жизненном пути. Отправляясь в дальний путь, паломник встречал придорожный крест, у которого он мог совершить свое молитвенное правило.

Крест был привычным элементом пространства, которое окружает человека, он делал это пространство "своим", то есть освещенным светом Евангелия. Более того, этот символ был центром пространства: и в доме, и на улице, и в путешествии. Иногда кресты устанавливали в память о каком-то значимом событии или по обету. При установке крест ориентировали соответствующим образом по сторонам света и освящали согласно уставу (есть несколько чинов).

На Соловецких островах иноки, трудники и паломники ставили тысячи поклонных крестов. В некоторых источниках указывается, что на островах здесь установлено было около трех тысяч крестов, а согласно иным - что их три тысячи было только на одном Заяцком острове. Когда иноки Савватий и Герман пришли на лодке на эти дикие затерянные острова в белом море, чтобы подвизаться вдали от мира, первое, что они сделали – установили крест, перед которым непрестанно творили молитву.

Когда на Соловках настали времена лагеря, тысячи крестов спиливались и сжигались всего за несколько дней. Были организованы субботники по уничтожению крестов, в центре поселка разжигали большой костер на котором сгорали святыни. Любопытно, что это происходило как раз рядом со зданием бывшей биостанции, где впоследствии расположилась наша кресторезная мастерская. По свидетельству очевидцев крестов было так много, что костер полыхал 4 дня.

Поклонные кресты разделили судьбу мучеников. Кроме того, поклонный крест ведь еще является символом соединения, общения Бога с человеком (пересечение горизонтали – временного бытия, и вертикали – сущностного, вечного бытия), поэтому очень понятно, почему чекистам так хотелось скорее уничтожить кресты.

- Какие из восстановленных крестов особенно памятны и важны для вас?

- Когда я впервые попал на Соловки, то ясно ощутил, что по сути это огромный погост, где пострадали тысячи невинных людей. Поэтому тема креста здесь имеет особое значение.

Первым нашим крестом был тот, который установили у подножья Секирной горы в 1992 году, когда в обитель возвращались мощи святых Зосимы, Савватия и Германа. За образец был взят один из найденных – во время специально предпринятой экспедиции по островам мы нашли их около 30. В результате спроектировали и вырезали семиметровый крест на голгофе со срубом, с копием и тростью. Его освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Следующий крест был установлен на Анзере, напротив горы Голгофы. Крест посвящен новомученикам и исповедникам Соловецким и спроектирован так, что в него как бы вписаны несколько крестов, подобно епископскому одеянию полиставриону, ведь новомученники Соловецкие – это, преимущественно, иерархи Церкви. Один из наиболее памятных для меня крестов — это, конечно, Бутовский крест, на котором выполнено около 30 кв. м. резьбы.

За прошедшие годы Соловецкой кресторезной мастерской было установлено 25 поклонных, памятных и обетных крестов высотой от 6 до 12 метров в разных местах России и за рубежом. Кроме того, в мастерской изготавливаются кресты-иконы – эта древняя поморская традиция также сегодня возрождается. Такие кресты устанавливали над входом в дом, келью, храм, брали в дорогу, даже использовали как намогильные.

Есть желание, чтобы в будущем поклонный крест Соловецкой кресторезной мастерской установили на Поклонной горе в Москве. Хотелось бы, чтобы такой труд был соборным, чтобы в создании креста участвовали множество людей. То есть каждому приезжающему на Соловки дать выполнить посильную работу по резьбе. А потом, опять же всем миром, доставить крест в столицу.

- Почему лично вас увлекла идея возродить это необычное и во многом утерянное сегодня ремесло?

- Вот недавно исполнилось 24 года, как я приехал на Соловки. И здесь особенно ясно осознаешь, как твоя деятельность в мире неразрывно связана с деланием духовным. Пространство, в котором мы находимся здесь, на святом острове само дисциплинирует нас: либо мы становимся продолжателями традиций отцов, которые тут подвизались, либо мы сопротивляемся, бездействуем. Либо мы просвещаемся и возрастаем духовно, либо разрушаемся. А что может быть более ясным и гармоничным символом соединения временной нашей жизни и бытия вечного, чем крест?

- Такое тонкое ощущение гармонии и наполненности смыслом окружающего нас пространства сейчас найти, как кажется, почти невозможно. Способны ли наши современники и соотечественники, по вашему мнению, оценить и использовать по назначению те кресты, которые вы по полгода кропотливо вырезаете в вашей мастерской?

- Наверное, для большинства наших современников крест воспринимается как знак памятный, часто его ставят на месте гибели кого-то или в память о каком-то трагическом событии. Вместе с тем, для наших предков поклонный крест прежде всего был напоминанием имени Христа, напоминанием о том, что Его подвиг – это реальность нашего спасения.

Мне кажется странным, что современный человек способен быстро освоить, по надобности, незнакомый язык или новые компьютерные программы, но разводит руками и говорит "не понимаю", когда видит достаточно ясные и простые христианские символы и знаки. Между тем, образы, очень простые и емкие по смыслу, которые вырезались на поклонных крестах, должны были быть понятны даже неграмотному крестьянину. Обычно это монограммы или символы имени Христа, а также изображения орудий страстей, напоминание о том, что крест, орудие казни, стал и орудием нашего спасения.

Вопрос в том, хочет ли человек сам все это принимать и каким смыслом он наполняет свое существование, если в нем есть место для самых сложных и хитрых размышлений и умений, но нет возможности для того, чтобы даже просто произнести имя Христово.

27 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00