iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Интервью
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /  29 сентября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Практика клироса. К восстановлению традиции

Восемь лет назад несколько энтузиастов, неравнодушных к проблемам развития богослужебного пения, решили возродить широко известный до революции журнал «Хоровое и регентское дело». Издается он на Украине. О преемственности традиций и современных проблемах клиросного ремесла «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный редактор журнала «Регентское дело» Александр Лебедев.

 — Александр Юрьевич, журнал «Хоровое и регентское дело», который выходил в начале XX века, имел большое влияние на жизнь Церкви и до сих пор интересен специалистам в области духовной музыки. Что это было за издание?

— Оно было основано в 1909 году воспитанником Московского Синодального училища Петром Алексеевичем Петровым (творческий псевдоним Петров-Бояринов), известным регентом, издателем и журналистом. Журнал выходил вплоть до событий 1917 года, а в 1922 году его создатель погиб в Петрограде.

Издание было частным, появившимся по личной инициативе учредителя. Это была первая попытка объединить практические наработки известных регентов, церковных музыкантов и ученых своего времени. В нем печатались Сергей Прокофьев, Александр Никольский, Александр Гречанинов, Виктор Калинников, будущий основатель палеографической советской науки Антонин Преображенский. В журнале публиковались и фундаментальные научные труды, например статьи Степана Смоленского или работы протоиерея Димитрия Разумовского. Таким образом, издание объединяло все прогрессивные силы того времени.

Помимо этого, журнал был площадкой для общественного обсуждения острых проблем приходской и клиросной жизни. В редакцию приходили просьбы о помощи, актуальные репортажи с мест. Так как журнал не был официальным изданием, на его страницах могли звучали разные мнения рядовых служителей Церкви со всех уголков Российской империи.

Это издание является ценным и для современных музыкантов, как церковных, так и светских, потому что здесь запечатлены живые свидетельства о том, как развивалась церковная певческая традиция в начале XX века и как общественные потрясения влияли на мироощущение людей.

Поэтому не случайно на страницах журнала, который мы издаем сегодня, публикуются отрывки из дореволюционных номеров «Регентского дела»: сейчас мы переживаем похожие времена. Тогда силы Церкви были направлены на возрождение искусства Святой Руси и это закончилось так называемым периодом «Русского ренессанса». Хотелось бы, чтобы и наши современники смогли осмыслить истоки духовной музыки и возродить традицию на современном этапе.

— Какие актуальные задачи, кроме публикации ценных архивных материалов, стоят перед новым, возрожденным журналом «Регентское дело»?

— Как практикующий регент, я могу свидетельствовать о том, что сегодня есть необходимость в регентах и певчих, ведь открывается множество новых храмов. После того как распался СССР, мы потеряли связи друг с другом, церковные музыканты оказались разобщены и ограничены своими местными возможностями. Так что сегодня просто необходим журнал, который объединил бы усилия церковных музыкантов нового поколения.

Начиная выпускать журнал, мы решили, что не будем делать его узкоспециальным. Поэтому у нас в издании есть и подборка из отрывков святоотеческих писаний, посвященных духовным основам клиросного искусства, и популярные материалы о музыке, и даже художественная проза, описывающая церковный быт. Одним словом, была предпринята попытка сделать интересный музыкальный альманах, непосредственно включенный в приходскую жизнь.

— Журнал выходит с 2004 года. Произошли ли за это время изменения в организации регентского дела? Есть ли прогресс?

— Конечно, церковное искусство развивается. Но проблема в том, что начинать возрождать клиросное ремесло приходилось с нуля, мы практически не имели живой певческой традиции.

Как известно, регентским делом приходилось заниматься всем: остро не хватало специалистов, да и сейчас их не хватает, особенно в сельских храмах. Поэтому по-прежнему перед нами стоят задачи просвещения: осознание особого места регентского и певческого ремесла в жизни Церкви, привлечение и обучение специалистов. Несмотря на годы возрождения, можно сказать, что мы находимся еще только в начале пути. Конечно, есть высокопрофессиональные коллективы, замечательные хоры и регенты. Но сейчас необходимо поднимать общий уровень. Регенты и певчие в маленьких городах и селах не имеют возможности не только получить хорошее образование, но и даже узнать о том, что происходит в области церковной музыки, они «варятся в собственном соку», что отрицательно сказывается на их профессионализме.

Даже профессиональные музыканты, которые десять лет назад пришли на клирос, обладая мастерством, не имели специфического опыта, им приходилось «изобретать велосипед». Хотелось бы, чтобы новое поколение церковных музыкантов избежало такой участи и имело под рукой хотя бы необходимый круг теоретической и нотной литературы.

Мы ставим перед собой задачу печатать полезные практические материалы и создать площадку, где музыканты не только из разных областей России, но и со всей территории русского мира могли бы обмениваться опытом. К сожалению, пока мы не можем похвастаться такой универсальностью, наших частных усилий недостаточно. Нужен координационный центр по сбору певческих материалов со всей канонической территории Московского Патриархата, это стало бы мощным толчком к развитию певческого мастерства.

— Какие новые материалы, полезные для практикующих служителей клироса, появились за последнее время в вашем журнале?

— Наша постоянная рубрика — нотная вкладка, содержание которой связано с церковным календарем. В ней регент может найти редкие старинные песнопения, интересные сочинения современных авторов, узнать традиции напевов разных монастырей. Также все наши подписчики получают специальное нотное приложение. Я считаю такую практическую помощь очень важной, так как именно через приобщение к высоким образцам церковной музыки можно воспитать хорошего музыканта. Ведь сегодня пишут очень много церковной музыки, но разобраться в ней достаточно сложно, далеко не вся она подходит для богослужения.

У нас есть несколько талантливых авторов, например регент Кирилл Постернак из Москвы, который написал для нас цикл статей о знаменном пении. Очень ценна для нас серия очерков по общеевропейской истории полифонии, которые опубликовал известный церковный композитор Владимир Файнер из Харькова, пропагандирующий и иллюстрирующий своим творчеством возможность применения полифонического письма при сочинении богослужебной музыки. Нельзя не упомянуть труды и статьи регента Воскресенского собора города Майкопа Светланы Хватовой, кандидата искусствоведения, давно и плодотворно сотрудничающей с «Регентским делом»; оригинальные научные публикации Льва Игошева, хранителя фондов Синодальной библиотеки в Москве.

Церковное пение сегодня нельзя оценить с какой-то одной позиции — оно очень эклектично. Поэтому нам важно, чтобы на страницах журнала выступали авторы из разных городов, регионов и стран: из России, Белоруссии, с Украины. Тогда мы имеем живую реальную картину. Мы не замыкаемся на каком-либо одном музыкальном стиле, а пишем о самых разных явлениях.

Также мы считаем важным публиковать из номера в номер теоретические работы по истории церковной музыки. Так, у нас уже вышел полностью фундаментальный труд Ивана Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», «История русского церковного пения» протоиерея Димитрия Разумовского, работы протоиерея Василия Металлова, «Хор и управление им» Павла Чеснокова, «Управление церковным хором» Николая Ковина.

Эти книги по-прежнему редки в библиотеках, а уж в провинции их достать просто невозможно. Между тем каждый грамотный церковный музыкант обязан их знать, так как они дают понимание основ нашей богослужебной традиции, в которой пение, как озвученное слово Божие, играет важнейшую роль. Сейчас необходимо прежде всего поднимать культурный уровень наших клирошан.

— Кто ваши читатели?

— Думаю, наши материалы актуальны для широкого круга православных людей. Их могут читать не только музыканты, но и простые прихожане храмов. Журнал по подписке получают многие ведущие светские музыкальные вузы — студенты с большим интересом изучают наши публикации, ведь практическая сторона церковной музыки им не известна. Возможно, это поможет им когда-нибудь заинтересоваться клиросом и с практической стороны.

— Как вы намерены развивать издание в будущем?

— Мы хотим добиться обратной связи. Чтобы регенты почувствовали, что это не просто сборник информации, ученый альманах, а место для общения, обмена мнениями и опытом, мы ждем писем читателей. Потенциал у журнала огромный, ведь богослужебное пение и является важнейшей частью Литургии, так что впереди у нас много работы.

Беседовала Антонина Мага.

 

Непаханая целина

О насущных задачах, которые призван решать журнал «Регентское дело», рассуждает научный консультант издания, уставщик Киевского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Спиридон (Письменный):

Регентское дело — особая, важная и неоднозначная часть жизни Церкви. К огромному сожалению, в настоящий момент это — непаханая целина. Возрожденный к жизни журнал «Регентское дело» призван прежде всего объединить регентов и певчих и дать им осознание того, что они не являются музыкальным придатком, оформлением служения Богу, а напротив, должны быть неотъемлемой и равнозначной другим частью богослужения.

Зачастую регента в одном городе не знакомы друг с другом, не говоря уже о пределах собственной епархии. Не имея центров координации, они вынуждены заниматься всеми вопросами: от формирования репертуара до социального обеспечения своего певческого состава. Зачастую на них ложится и вся уставная деятельность клира. Где уж тут вырабатывать совместные концепции развития клиросного послушания и сохранять традиции, сложившиеся в том или ином регионе, а особенно — отличать те, которые необходимо сохранять, от тех, которые нужно как можно скорее свести на нет. Кроме того, выработка как музыкального, так и общецерковного вкуса тоже требует приложения определенных усилий, именно поэтому журнал публикует и специальные статьи, и художественные произведения из церковного быта.

Вот такие задачи стоят перед музыкантами, которые сегодня подвизаются на клиросе. И они требуют решений, которые зачастую можно выработать только через совместное обсуждение актуальных вопросов теории и практики певческого служения. К сожалению, материальная база журнала основывается на практически голом энтузиазме его издателей, и он малоизвестен в регентских кругах. Но мы надеемся, что постепенно он станет и дискуссионным органом, а не только информационно-методическим. Просто история показывает, что ничего сразу не делается. Дискуссии о пении в Церкви активно ведутся на просторах интернета, но вместе с тем полезно иметь под рукой «бумажный» вариант нужной статьи или обсуждения, это особенно актуально в глубинке, где как раз такие журналы, как «Регентское дело», пока, как правило, недоступны. Таким образом, журнал работает, если можно так выразиться, на перспективу. Поэтому мы просим молитв всех заинтересованных в решении животрепещущих вопросов современности регентского и певческого дела, чтобы журнал «Регентское дело» не только не ушел в небытие, а стал необходимым и желанным органом общения и распространения знаний для регентов и певчих. И приглашаем к сотрудничеству всех, кто может и желает выразить свое мнение или поднять какой-либо вопрос для обсуждения и выработки самого приемлемого решения проблем дела церковного пения.

 

Доля певчего

В дореволюционном журнале «Хоровое и регентское дело» появлялось много материалов на злобу дня: о материальных проблемах служителей Церкви, о просвещении, о секуляризации культуры.

Так, в одной из статей 1909 г. 18-летний Сергей Прокофьев (под псевдонимом Фуга) весьма иронично рассказывает о нелегкой жизни певчих:

«Церковные певцы были всегда бесправными существами. На них всегда смотрели как на людей, занимающихся каким-то маленьким, едва ли кому-нибудь нужным делом. Певчие всегда и во всем были на заднем плане; с них только всегда требовали все, начиная с о.о. настоятелей, ключарей и старост и кончая чуть ли не сторожами. Случится какое-нибудь церковное торжество (престольный праздник, освящение храма и т.п.) — начинают думать о том, как и кого пригласить, чем угостить, где посадить; и приглашают, и сажают всех до псаломщиков включительно; забывают только о певчих.

А эти певчие трудились больше всех: их мучили на спевках, их заставили стоять несколько часов кряду, им все только приказывали: но никто не подумал о них, как о людях, приносящих в десять раз больше пользы, чем разные правители, секретари и экономы. Обо всех думают, только о певчих — никогда. Тому — квартира, другому — прибавка жалования, третьему — наградные, четвертому еще что-нибудь, а о певчем никто и не вспомнит; о нем вспоминают лишь тогда, когда нужен его труд. Не хватает в церкви средств, на чем соблюсти экономию? Конечно, на певческом жаловании: сократить хор, уволить несколько человек. Нужны в церковь новые облачения, утварь — где взять денег? Оттянуть от певчих.

Благодаря всему этому, церковные хоры далеко не отвечают своему назначению, а в регентах и певчих остаются лишь всякие неудачники; а если и встречаются среди регентов люди талантливые, высокообразованные, то явление это объясняется двумя причинами: или такой регент до фанатизма предан своему делу и поэтому готов не замечать тяжелых условий своей службы, или же он попал в такое место, где сумели оценить в нем человека, руководящего делом огромной важности, которым нужно дорожить и которого, следовательно, нужно обставить соответствующими условиями. Если нет наличности двух этих причин, то хорошие регенты и интеллигентные певчие бегут от своего дела, при первой к тому возможности».

 

29 сентября 2011 г.
Ключевые слова: знаменное пение, музыка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП.       Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30