выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Интервью
Коридор ШИЗО в одной из колоний центральной России. Фото Анны Ольшанской
27 сентября 2013 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Александр Пелин: На проверку в ИК-14 меня позвала совесть

Надежда Толоконникова, осужденная участница панк-группы Pussy Riot, объявила голодовку в знак протеста против нарушения прав осужденных мордовских колоний и потребовала возбуждения уголовного дела в отношении заместителя начальника колонии. Об этом она написала в открытом письме, которое вызвало широкий резонанс в обществе. В колонии были проведены проверки. В составе одной из них ИК-14 посетил председатель комиссии Общественной палаты Республики Мордовия по сохранению духовного и культурного наследия протоиерей Александр Пелин.

—  Отец Александр, многие впервые задумались об условиях содержания осужденных в колониях России, прочитав несколько дней назад письмо Надежды Толоконниковой. Расскажите подробнее о Вашей поездке в ИК-14. Кто пригласил Вас и почему Вы поехали?

—  Совесть. Никто специально меня не приглашал. Незнакомый журналист обратился ко мне «в личке» социальной сети Фейсбук с вопросом: «Почему Церковь молчит, в то время, когда в мордовской колонии  творятся безобразия? Вместо того, чтобы выразить протест,  Мордовская митрополия заключила соглашение о сотрудничестве с УФСИН?» Я ответил, что работа ведется: есть храм в колонии и закрепленный за ним священник. Однако ему этого показалось мало. И тогда я пообещал в оперативном порядке собрать комиссию и съездить в колонию.

Предварительно я договорился с главой Центрального духовного управления мусульман Мордовии, членом Общественной палаты Российской Федерации муфтием Фагимом-Хазратом Шафиевым  и председателем комиссии общественной  палаты по взаимодействию с правоохранительной системой Валерием Крутовым. Мы договорились, что втроем посетим колонию в среду, тем более, что в этот день намеревались приехать и группы правозащитников из Москвы, члены Совета при Президенте по защите прав человека. В этот же день намечалось заседание Общественного наблюдательного совета по  соблюдению законодательства о защите прав осужденных. Мне показалось важным именно в этот день приехать в колонию и принять участие в заседании, чтобы продемонстрировать позицию Церкви.

Приехав в ИК-14, мы присоединились к Марии Каннабих, председателю президиума Общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» и журналистке Елене Масюк – члену Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Когда мы вошли в строение, где находится комната, куда поместили Надежду Толоконникову в связи с ее заявлением, Масюк уже вела с ней беседу, тщательно расспрашивая осужденную. От разговора у Елены осталось грустное впечатление, она поняла, что зацепиться не за что

—  До этого Вам приходилось посещать исправительные колонии?

—  Именно эту не посещал, но бывал в других колониях и СИЗО г.Саранска. Я примерно представляю, как там все устроено, поэтому могу сказать, что ИК-14 производит хорошее впечатление. Она не запущена, видно, что постепенно выделяются деньги на реконструкцию. Если бы они разворовывались, то не было бы следов ремонта. Храм в хорошем состоянии.

—  Я семь лет участвовала в окормлении заключенных и посещала колонии. Знаю, что в них всегда много проблем. Заметили ли Вы нестроения в ИК-14 или три часа – это слишком небольшой срок, чтобы сделать серьезные заключения?

—  Проблемы есть везде. В этой колонии летом были сложности с горячей водой, о чем написано в письме Надежды. Но факт наказания недопущением к помывке пока не подтверждается.

—  Как Вы думаете, какой может быть надежный способ эти заявления подтвердить или опровергнуть?

—  Если были массовые нарушения со стороны администрации, то почему другие осужденные не поддержали протест Толоконниковой и вместе с ней не выступили против?

—  В Фейсбуке Вы написали, что член СПЧ Илья Шаблинский передергивает факты. Это действительно так?

— Прочитайте заголовок его интервью. Он утверждает, что факты нарушений из письма Толоконниковой в основном подтвердились. А из текста статьи этого вовсе не следует. Например, про 16 часовой рабочий день. Кто это свидетельствовал, кроме Толоконниковой, которая с марта фактически не работает на промзоне? Откуда это взято? 

—  Известно, что у мордовских колоний дурная слава. Это подтверждают письма и свидетельства осужденных прошлых лет. Посмотрите, как об этом рассказывают Зара Муртузалиева, Светлана Бахмина и другие. В Комитет за гражданские права за период 2006-2009 гг поступило 303 обращения заключенных, отбывающих наказание в колониях Республики Мордовия. Ваше впечатление другое?

—  Письма могут быть всегда, везде и на всех. Ну и что? Давайте разберемся о чем речь. Мария Каннабих отметила, что это не самая плохая колония на белом свете.

Я служил в армии в советское время. У нас, солдат, были намного хуже условия, чем те, которые я сейчас видел в ИК-14. Значительно хуже!

Можно пустить пыль в глаза, заставив осужденных женщин накраситься и надеть белые платочки, но невозможно за один день привести в порядок территорию и посадить прекрасный газон с клумбами.

—  Проблемы в зонах создают не столько условия содержания, сколько отношения с осужденными и сотрудниками ФСИН. Как дела в этом отношении у Толоконниковой?

—  Люди, отряды, народ ее не приняли. Она просто требует к себе исключительного отношения: не работает, живет в специальной комнате в бараке, который рядом с ШИЗО. Рядом охрана, потому что она заявила, что ей угрожает опасность.

—  Это «специальное помещение», в которое ее перевели – не ШИЗО?

—  Я не могу точно сказать. Помещение находится в специальном ограждении, рядом камеры с осужденными, нарушившими порядок – в них сидят две женщины, их перевели из другой колонии. Чуть дальше по этому коридору комната или камера, в ней за закрытой дверью сидит Толоконникова – одна. Медик недалеко - она ведь объявила голодовку.

Надежда Толоконникова написала заявление, что ей угрожает опасность. В этой ситуации администрация вынуждена ее скрыть от всех остальных. Она не арестована.

—  В интервью интернет-порталу «Православие и мир» Вы сказали, что «большую часть своих действий Надежда Толоконникова совершает для собственного пиара» и «ее претензии не обоснованы».  На каком основании Вы делаете эти выводы?

—   На моей страничке в социальной сети Фейсбук выложены краткие видеоролики. Когда комиссия ушла, я остался с Надеждой и немного поснимал на телефон, хоть это и нарушение.

Как и во всех коллективах – есть проблемы. Кто-то сильнее, кто-то слабее, кто-то тверже духом. Причем тут администрация колонии и претензии Толоконниковой? Она заявляет, что осужденных заставляют работать по 16 часов в день. Да сейчас каждый месяц в колонии приходит с проверками общественная наблюдательная комиссия! Почитайте, сколько было проверок.

Сейчас становится прозрачной наша армия, наши правоохранительные органы. Пенитенциарная система еще более открытая. Начальник УФСИН России по Республике Мордовия Симченко Олег Викторович, вчера, открывая заседание комиссии, обратился к присутствующей комиссии: «Да мы наоборот вас просим – пожалуйста, приезжайте в любое время, мы все готовы вам показать!»

Надо понять, сейчас другие времена. Даже такая известная защитница прав заключенных как Мария Каннабих считает, например, американскую пенициарную  систему более жестокой, чем российскую. Она об этом прямо на заседании говорила. Может, кормежка у американцев лучше, но условия содержания осужденных более жестокие.

— Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть, что письмо, которое стало поводом для вашей поездки действительно написано самой Толоконниковой?

—  Мне показалось, что отчасти содержание своего письма Толоконникова не знает. Обосновать? Я разговаривал с психологом, который сразу после поступления заявления осматривал Надежду и спрашивал, откуда исходит, по ее мнению, угроза ее жизни. Она помолчала и заявила, что будет отвечать только в присутствии адвоката.  Сложилось впечатление, сказала психолог, что девушка не понимает, откуда исходит эта угроза.

—  Винит ли Надежда Толоконникова в своих бедах Православную Церковь?

—  Однозначно нет. Она вела себя корректно. Пока Надежда беседовала с Марией Каннабих и Леной Масюк, наша группа общалась с осужденными в ШИЗО. Как только появилась возможность, я предложил Толоконниковой поговорить, и она согласилась. За нами закрыли дверь. Так состоялся небольшой разговор.

Прежде всего, меня интересовало, имеют ли возможность осужденные свободно исповедовать свою веру, на ее взгляд. Я знал, что священник посещает храм в ИК-14 регулярно, литургию служит дважды в месяц. В библиотеке при храме хороший выбор литературы. Надежда подтвердила, что в этом нарушений нет, но она считает, что администрация колонии отводит осужденным мало времени на посещение храма.

Я спросил у начальника колонии, нужно ли чем-то помочь православной общине колонии? В ответ он попросил привезти свечи для богослужения. Вот вам маленький факт: начальник колонии знает, в чем нуждается храм. Из таких мелочей и состоит вся жизнь. Это не встроишь в структуру, такой ответ заранее не спланируешь.

—  Как Толоконникова относится к личной вере?

—  Я задал вопрос Надежде, осознает ли она себя верующей православной христианской? Она ответила, что все немного сложно и предложила поговорить подробнее в другой раз, но взяла в качестве благословения Казанскую икону Пресвятой Богородицы и призналась, что посещала храм.  В нашем разговоре о Церкви у нее не было агрессии, отвержения или отрицания Бога.

Что меня поражает во всей этой ситуации - впечатление, что  какая-то группа товарищей пытается использовать раскрученное имя Толоконниковой и играет «в темную» так, как она не договаривалась играть. Надежда часть этих «игр» даже не понимает, не знает, кто за ними стоит – адвокаты или какие-то другие силы. Повторюсь, я рассказываю свое впечатление, как я все увидел.

—  Какое впечатление произвел на Вас разговор с Надеждой?

—  У меня не осталось после беседы нехорошего осадка, будто я приехал зря. Разговор состоялся. Я предложил Толоконниковой встретиться после освобождения и в заключение нашей встречи  перекрестил - положил ей руку на голову, она не отвергла ее, не нагрубила, а склонила голову и благодушно приняла от меня благословение.

 Справка: 21 февраля 2012 года вместе с четырьмя другими членами группы Pussy Riot Надежда Толоконникова провела в храме Христа Спасителя так называемый панк-молебен. 3 марта 2012 года по подозрению в хулиганстве в связи с несанкционированным выступлением в храме она была арестована. 17 августа того же года суд признал Толоконникову виновной «в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, совершенном по мотивам религиозной ненависти и вражды», и приговорил к двум годам лишения свободы в колонии общего режима.

27 сентября 2013 г.
Ключевые слова: тюремное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00