выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Интервью
хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского в храме святителя Николая в Кузнецах
3 апреля 2012 г. 16:46
версия для печати версия для печати

Протоиерей Владимир Воробьев: Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник

1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе в Москве – центре духовной жизни студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архимандрита  Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Епископу Никифору предстоит осуществлять управление Отрадненской епархиейв составе Самарской митрополии.

После праздника мы задали несколько вопросов настоятелю храма и ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву.

- Сегодня во время Божественной литургии Святейшим Патриархом была совершена хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Совершались ли до этого в вашем храме архиерейские хиротонии?

Я думаю, что за всю историю существования нашего храма в нем вряд ли хоть раз совершалась архиерейская хиротония. Конечно, для нас это большой праздник, мы этому очень рады и благодарим Святейшего Патриарха Кирилла за то, что он так приближает к церковному народу великое Таинство строительства церковной жизни. В древности народ активно участвовал в поставлении епископов. В наше время многое изменилось, и многие церковные люди за всю свою жизнь не были свидетелями или участниками архиерейской хиротонии.

- Cегодня также состоялся великий чин освящения храма. Разве до этого престолы в храме были не освящены?

В связи с предстоящим Патриаршим служением и архиерейской хиротонией вновь был поставлен вопрос о том, что, в соответствии с укоренившимся в России обычаем, главный престол нашего храма и престол Сергиевского придела были освящены священническим чином. Это освящение, конечно, является действительным и полным, но при нем в престол не вкладываются святые мощи, престол не помазывается Святым Миром, так как сделать это может только епископ. Недостаток этот восполняется тем, что епископ выдает антиминс – «вместопрестолие», который полагается на престол и восполняет священническое освящение.

- А откуда идет традиция освящения престолов священническим чином?

Ввиду того, что пространства России при отсутствии транспорта становились непреодолимыми для архиереев (Якутская епархия, например, в пять с половиной раз больше Франции), епископы посылали своих протопопов или архимандритов в разные районы своей епархии, чтобы те совершали освящение храмов и полагали выданный епископом антиминс. Этот обычай настолько стал общеупотребительным, что и в городах, где епископу можно было самому освятить храм, он этого не делал и большинство приходских храмов были освящены священническим чином.

- Неужели за все годы существования храма епископы не смогли  освятить престолы?

В нашем Николо-Кузнецком храме есть предание - оно подтверждается некоторыми историческими публикациями, - что некогда наш храм освящал митрополит Платон (Левшин). В середине XIX века храм был перестроен, и после перестройки уже митрополит Филарет (Дроздов) переосвящал престол Введенского предела. Раньше престол был посвящен священномученику Василию Амасийскому, а митрополит Филарет посвятил его празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы и оставил заповедь всегда поминать на отпустах священномученика Василия Амасийского, что мы исполняем и по сей день. Главный престол – Никольский - и правый престол – Сергиевский - были освящены только священниками.

- Почему же было решено совершить чин освящения лишь в 2012 году? Из-за чего возникла такая необходимость?

Наш главный престол покрыт дарованным храму Святейшим Патриархом Алексием I металлическим одеянием с изображением Гефсиманского моления Спасителя и других Евангельских сюжетов. Такие одеяния есть во многих храмах, в нашем оно появилось одним из первых.  Еще много лет назад мне довелось убедиться, что под ним истлела одежда на престоле, а сам престол поврежден древесным жучком. Обо всем этом я доложил Святейшему Патриарху Алексию II, и он ответил, что нужно совершить чин полного освящения престолов архиерейским чином, но сделать это не успел. Когда стало известно, что  Патриарх Кирилл собирается служить Литургию и совершать у нас архиерейскую хиротонию, я доложил ему о ситуации с престолами, и Его Святейшество сказал, что совершит освящение прямо перед Литургией.

Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник.

3 апреля 2012 г. 16:46
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00