iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Первая Пасха после четвертьвекового забвения
Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». PDF-версия.
17 мая 2021 г. 13:30
Интервью
хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского в храме святителя Николая в Кузнецах
3 апреля 2012 г. 16:46
версия для печати версия для печати

Протоиерей Владимир Воробьев: Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник

1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе в Москве – центре духовной жизни студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архимандрита  Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Епископу Никифору предстоит осуществлять управление Отрадненской епархиейв составе Самарской митрополии.

После праздника мы задали несколько вопросов настоятелю храма и ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву.

- Сегодня во время Божественной литургии Святейшим Патриархом была совершена хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Совершались ли до этого в вашем храме архиерейские хиротонии?

Я думаю, что за всю историю существования нашего храма в нем вряд ли хоть раз совершалась архиерейская хиротония. Конечно, для нас это большой праздник, мы этому очень рады и благодарим Святейшего Патриарха Кирилла за то, что он так приближает к церковному народу великое Таинство строительства церковной жизни. В древности народ активно участвовал в поставлении епископов. В наше время многое изменилось, и многие церковные люди за всю свою жизнь не были свидетелями или участниками архиерейской хиротонии.

- Cегодня также состоялся великий чин освящения храма. Разве до этого престолы в храме были не освящены?

В связи с предстоящим Патриаршим служением и архиерейской хиротонией вновь был поставлен вопрос о том, что, в соответствии с укоренившимся в России обычаем, главный престол нашего храма и престол Сергиевского придела были освящены священническим чином. Это освящение, конечно, является действительным и полным, но при нем в престол не вкладываются святые мощи, престол не помазывается Святым Миром, так как сделать это может только епископ. Недостаток этот восполняется тем, что епископ выдает антиминс – «вместопрестолие», который полагается на престол и восполняет священническое освящение.

- А откуда идет традиция освящения престолов священническим чином?

Ввиду того, что пространства России при отсутствии транспорта становились непреодолимыми для архиереев (Якутская епархия, например, в пять с половиной раз больше Франции), епископы посылали своих протопопов или архимандритов в разные районы своей епархии, чтобы те совершали освящение храмов и полагали выданный епископом антиминс. Этот обычай настолько стал общеупотребительным, что и в городах, где епископу можно было самому освятить храм, он этого не делал и большинство приходских храмов были освящены священническим чином.

- Неужели за все годы существования храма епископы не смогли  освятить престолы?

В нашем Николо-Кузнецком храме есть предание - оно подтверждается некоторыми историческими публикациями, - что некогда наш храм освящал митрополит Платон (Левшин). В середине XIX века храм был перестроен, и после перестройки уже митрополит Филарет (Дроздов) переосвящал престол Введенского предела. Раньше престол был посвящен священномученику Василию Амасийскому, а митрополит Филарет посвятил его празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы и оставил заповедь всегда поминать на отпустах священномученика Василия Амасийского, что мы исполняем и по сей день. Главный престол – Никольский - и правый престол – Сергиевский - были освящены только священниками.

- Почему же было решено совершить чин освящения лишь в 2012 году? Из-за чего возникла такая необходимость?

Наш главный престол покрыт дарованным храму Святейшим Патриархом Алексием I металлическим одеянием с изображением Гефсиманского моления Спасителя и других Евангельских сюжетов. Такие одеяния есть во многих храмах, в нашем оно появилось одним из первых.  Еще много лет назад мне довелось убедиться, что под ним истлела одежда на престоле, а сам престол поврежден древесным жучком. Обо всем этом я доложил Святейшему Патриарху Алексию II, и он ответил, что нужно совершить чин полного освящения престолов архиерейским чином, но сделать это не успел. Когда стало известно, что  Патриарх Кирилл собирается служить Литургию и совершать у нас архиерейскую хиротонию, я доложил ему о ситуации с престолами, и Его Святейшество сказал, что совершит освящение прямо перед Литургией.

Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник.

3 апреля 2012 г. 16:46
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00