iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Райский сад на земле
Прихрамовая территория — словно церковная сень, которая приглашает молящихся в храм и помогает им на пороге храма оставить повседневную житейскую суету. Талантливая организация прилегающего к храму зеленого участка зачастую не только настраивает на молитву, но и способствует первому общению со священнослужителем — ведь желание просто погулять, отдохнуть в монастырском или приходском саду со временем может перерасти в стремление к воцерковлению. Тем не менее единых подходов к ландшафтному озеленению в Церкви, как ни странно, до сих пор нет, и это направление продолжает оставаться полем для экспериментов архитекторов и садовников. «Журнал Московской Патриархии» представляет несколько удачных проектных и уже реализованных на практике решений, которые можно рассматривать в качестве ориентиров при благоустройстве прихрамовых земельных участков. PDF-версия, часть 1 (начало)
20 сентября 2019 г. 09:59
Интервью
хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского в храме святителя Николая в Кузнецах
3 апреля 2012 г. 16:46
версия для печати версия для печати

Протоиерей Владимир Воробьев: Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник

1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе в Москве – центре духовной жизни студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архимандрита  Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Епископу Никифору предстоит осуществлять управление Отрадненской епархиейв составе Самарской митрополии.

После праздника мы задали несколько вопросов настоятелю храма и ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву.

- Сегодня во время Божественной литургии Святейшим Патриархом была совершена хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Совершались ли до этого в вашем храме архиерейские хиротонии?

Я думаю, что за всю историю существования нашего храма в нем вряд ли хоть раз совершалась архиерейская хиротония. Конечно, для нас это большой праздник, мы этому очень рады и благодарим Святейшего Патриарха Кирилла за то, что он так приближает к церковному народу великое Таинство строительства церковной жизни. В древности народ активно участвовал в поставлении епископов. В наше время многое изменилось, и многие церковные люди за всю свою жизнь не были свидетелями или участниками архиерейской хиротонии.

- Cегодня также состоялся великий чин освящения храма. Разве до этого престолы в храме были не освящены?

В связи с предстоящим Патриаршим служением и архиерейской хиротонией вновь был поставлен вопрос о том, что, в соответствии с укоренившимся в России обычаем, главный престол нашего храма и престол Сергиевского придела были освящены священническим чином. Это освящение, конечно, является действительным и полным, но при нем в престол не вкладываются святые мощи, престол не помазывается Святым Миром, так как сделать это может только епископ. Недостаток этот восполняется тем, что епископ выдает антиминс – «вместопрестолие», который полагается на престол и восполняет священническое освящение.

- А откуда идет традиция освящения престолов священническим чином?

Ввиду того, что пространства России при отсутствии транспорта становились непреодолимыми для архиереев (Якутская епархия, например, в пять с половиной раз больше Франции), епископы посылали своих протопопов или архимандритов в разные районы своей епархии, чтобы те совершали освящение храмов и полагали выданный епископом антиминс. Этот обычай настолько стал общеупотребительным, что и в городах, где епископу можно было самому освятить храм, он этого не делал и большинство приходских храмов были освящены священническим чином.

- Неужели за все годы существования храма епископы не смогли  освятить престолы?

В нашем Николо-Кузнецком храме есть предание - оно подтверждается некоторыми историческими публикациями, - что некогда наш храм освящал митрополит Платон (Левшин). В середине XIX века храм был перестроен, и после перестройки уже митрополит Филарет (Дроздов) переосвящал престол Введенского предела. Раньше престол был посвящен священномученику Василию Амасийскому, а митрополит Филарет посвятил его празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы и оставил заповедь всегда поминать на отпустах священномученика Василия Амасийского, что мы исполняем и по сей день. Главный престол – Никольский - и правый престол – Сергиевский - были освящены только священниками.

- Почему же было решено совершить чин освящения лишь в 2012 году? Из-за чего возникла такая необходимость?

Наш главный престол покрыт дарованным храму Святейшим Патриархом Алексием I металлическим одеянием с изображением Гефсиманского моления Спасителя и других Евангельских сюжетов. Такие одеяния есть во многих храмах, в нашем оно появилось одним из первых.  Еще много лет назад мне довелось убедиться, что под ним истлела одежда на престоле, а сам престол поврежден древесным жучком. Обо всем этом я доложил Святейшему Патриарху Алексию II, и он ответил, что нужно совершить чин полного освящения престолов архиерейским чином, но сделать это не успел. Когда стало известно, что  Патриарх Кирилл собирается служить Литургию и совершать у нас архиерейскую хиротонию, я доложил ему о ситуации с престолами, и Его Святейшество сказал, что совершит освящение прямо перед Литургией.

Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник.

3 апреля 2012 г. 16:46
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставки в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59