iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Интервью
хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского в храме святителя Николая в Кузнецах
3 апреля 2012 г. 16:46
версия для печати версия для печати

Протоиерей Владимир Воробьев: Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник

1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе в Москве – центре духовной жизни студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архимандрита  Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Епископу Никифору предстоит осуществлять управление Отрадненской епархиейв составе Самарской митрополии.

После праздника мы задали несколько вопросов настоятелю храма и ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву.

- Сегодня во время Божественной литургии Святейшим Патриархом была совершена хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Совершались ли до этого в вашем храме архиерейские хиротонии?

Я думаю, что за всю историю существования нашего храма в нем вряд ли хоть раз совершалась архиерейская хиротония. Конечно, для нас это большой праздник, мы этому очень рады и благодарим Святейшего Патриарха Кирилла за то, что он так приближает к церковному народу великое Таинство строительства церковной жизни. В древности народ активно участвовал в поставлении епископов. В наше время многое изменилось, и многие церковные люди за всю свою жизнь не были свидетелями или участниками архиерейской хиротонии.

- Cегодня также состоялся великий чин освящения храма. Разве до этого престолы в храме были не освящены?

В связи с предстоящим Патриаршим служением и архиерейской хиротонией вновь был поставлен вопрос о том, что, в соответствии с укоренившимся в России обычаем, главный престол нашего храма и престол Сергиевского придела были освящены священническим чином. Это освящение, конечно, является действительным и полным, но при нем в престол не вкладываются святые мощи, престол не помазывается Святым Миром, так как сделать это может только епископ. Недостаток этот восполняется тем, что епископ выдает антиминс – «вместопрестолие», который полагается на престол и восполняет священническое освящение.

- А откуда идет традиция освящения престолов священническим чином?

Ввиду того, что пространства России при отсутствии транспорта становились непреодолимыми для архиереев (Якутская епархия, например, в пять с половиной раз больше Франции), епископы посылали своих протопопов или архимандритов в разные районы своей епархии, чтобы те совершали освящение храмов и полагали выданный епископом антиминс. Этот обычай настолько стал общеупотребительным, что и в городах, где епископу можно было самому освятить храм, он этого не делал и большинство приходских храмов были освящены священническим чином.

- Неужели за все годы существования храма епископы не смогли  освятить престолы?

В нашем Николо-Кузнецком храме есть предание - оно подтверждается некоторыми историческими публикациями, - что некогда наш храм освящал митрополит Платон (Левшин). В середине XIX века храм был перестроен, и после перестройки уже митрополит Филарет (Дроздов) переосвящал престол Введенского предела. Раньше престол был посвящен священномученику Василию Амасийскому, а митрополит Филарет посвятил его празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы и оставил заповедь всегда поминать на отпустах священномученика Василия Амасийского, что мы исполняем и по сей день. Главный престол – Никольский - и правый престол – Сергиевский - были освящены только священниками.

- Почему же было решено совершить чин освящения лишь в 2012 году? Из-за чего возникла такая необходимость?

Наш главный престол покрыт дарованным храму Святейшим Патриархом Алексием I металлическим одеянием с изображением Гефсиманского моления Спасителя и других Евангельских сюжетов. Такие одеяния есть во многих храмах, в нашем оно появилось одним из первых.  Еще много лет назад мне довелось убедиться, что под ним истлела одежда на престоле, а сам престол поврежден древесным жучком. Обо всем этом я доложил Святейшему Патриарху Алексию II, и он ответил, что нужно совершить чин полного освящения престолов архиерейским чином, но сделать это не успел. Когда стало известно, что  Патриарх Кирилл собирается служить Литургию и совершать у нас архиерейскую хиротонию, я доложил ему о ситуации с престолами, и Его Святейшество сказал, что совершит освящение прямо перед Литургией.

Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник.

3 апреля 2012 г. 16:46
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00