iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
Интервью
хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского в храме святителя Николая в Кузнецах
3 апреля 2012 г. 16:46
версия для печати версия для печати

Протоиерей Владимир Воробьев: Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник

1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе в Москве – центре духовной жизни студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству архиереи совершили хиротонию архимандрита  Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Епископу Никифору предстоит осуществлять управление Отрадненской епархиейв составе Самарской митрополии.

После праздника мы задали несколько вопросов настоятелю храма и ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву.

- Сегодня во время Божественной литургии Святейшим Патриархом была совершена хиротония архимандрита Никифора (Хотеева) во епископа Отрадненского и Похвистневского. Совершались ли до этого в вашем храме архиерейские хиротонии?

Я думаю, что за всю историю существования нашего храма в нем вряд ли хоть раз совершалась архиерейская хиротония. Конечно, для нас это большой праздник, мы этому очень рады и благодарим Святейшего Патриарха Кирилла за то, что он так приближает к церковному народу великое Таинство строительства церковной жизни. В древности народ активно участвовал в поставлении епископов. В наше время многое изменилось, и многие церковные люди за всю свою жизнь не были свидетелями или участниками архиерейской хиротонии.

- Cегодня также состоялся великий чин освящения храма. Разве до этого престолы в храме были не освящены?

В связи с предстоящим Патриаршим служением и архиерейской хиротонией вновь был поставлен вопрос о том, что, в соответствии с укоренившимся в России обычаем, главный престол нашего храма и престол Сергиевского придела были освящены священническим чином. Это освящение, конечно, является действительным и полным, но при нем в престол не вкладываются святые мощи, престол не помазывается Святым Миром, так как сделать это может только епископ. Недостаток этот восполняется тем, что епископ выдает антиминс – «вместопрестолие», который полагается на престол и восполняет священническое освящение.

- А откуда идет традиция освящения престолов священническим чином?

Ввиду того, что пространства России при отсутствии транспорта становились непреодолимыми для архиереев (Якутская епархия, например, в пять с половиной раз больше Франции), епископы посылали своих протопопов или архимандритов в разные районы своей епархии, чтобы те совершали освящение храмов и полагали выданный епископом антиминс. Этот обычай настолько стал общеупотребительным, что и в городах, где епископу можно было самому освятить храм, он этого не делал и большинство приходских храмов были освящены священническим чином.

- Неужели за все годы существования храма епископы не смогли  освятить престолы?

В нашем Николо-Кузнецком храме есть предание - оно подтверждается некоторыми историческими публикациями, - что некогда наш храм освящал митрополит Платон (Левшин). В середине XIX века храм был перестроен, и после перестройки уже митрополит Филарет (Дроздов) переосвящал престол Введенского предела. Раньше престол был посвящен священномученику Василию Амасийскому, а митрополит Филарет посвятил его празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы и оставил заповедь всегда поминать на отпустах священномученика Василия Амасийского, что мы исполняем и по сей день. Главный престол – Никольский - и правый престол – Сергиевский - были освящены только священниками.

- Почему же было решено совершить чин освящения лишь в 2012 году? Из-за чего возникла такая необходимость?

Наш главный престол покрыт дарованным храму Святейшим Патриархом Алексием I металлическим одеянием с изображением Гефсиманского моления Спасителя и других Евангельских сюжетов. Такие одеяния есть во многих храмах, в нашем оно появилось одним из первых.  Еще много лет назад мне довелось убедиться, что под ним истлела одежда на престоле, а сам престол поврежден древесным жучком. Обо всем этом я доложил Святейшему Патриарху Алексию II, и он ответил, что нужно совершить чин полного освящения престолов архиерейским чином, но сделать это не успел. Когда стало известно, что  Патриарх Кирилл собирается служить Литургию и совершать у нас архиерейскую хиротонию, я доложил ему о ситуации с престолами, и Его Святейшество сказал, что совершит освящение прямо перед Литургией.

Для нашего храма, для всего нашего Университета это очень большой праздник.

3 апреля 2012 г. 16:46
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00