![]()
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда.
29 июня 2022 г. 15:30
Вышел в свет №6 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
26 мая 2022 г. 14:00
Вышел в свет №5 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
27 апреля 2022 г. 17:00
Вышел в свет №4 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
4 апреля 2022 г. 14:00
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
28 февраля 2022 г. 15:00
Почему отнятое у Церкви не спасло голодающих В феврале этого года исполняется ровно сотня лет с начала кампании по опустошению православных храмов большевиками под лозунгом помощи голодающим. И хотя эти события многократно отражены в различных исследованиях, необходимо рассмотреть их прежде всего в освобожденном от неправды историческом контексте. Какая истинная и неприглядная реальность скрывалась за передовицами партийных газет, бодро рапортующих о потраченных церковных ценностях на закупку заграничного хлеба для спасения населения Поволжья, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов. PDF-версия.
25 февраля 2022 г. 17:00
Новоторжец В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Патриархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
31 января 2022 г. 15:00
Протоиерей Алексий Злобин У каждого священника свой путь. За 66 лет в священном сане у тверского протоиерея Алексия Злобина этот путь был, с одной стороны, простым — он сменил всего два храма за все время своего служения, а с другой стороны, уникальным — именно ему, священнику и депутату, выпало служить Литургию в осажденном Белом доме в августе 1993-го. PDF-версия.
15 декабря 2021 г. 13:30
|
![]()
ЖМП № 11 ноябрь 2019 /
7 ноября 2020 г. 15:22
Уголок России на Святой ЗемлеВ этом году Подворью Русской духовной миссии в Яффо (Тель-Авив) 151 год. За прошедшие полтора века земля, находящаяся под особым покровительством святой Тавифы (которая обрела тут последний покой) и апостола Петра, пережила немало событий, вершивших судьбы России и Ближнего Востока. И сегодня здесь, как и 151 год назад, рады тем, кто приезжает издалека поклониться древним святыням, а также готов потрудиться для ее благоукрашения и процветания на общее благо. В прошлом году в «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано интервью с ключаем протоиереем Игорем Пчелинцевым. Оно не потеряло актуальности и сегодня. Многоликий и многоязычный — Ваше преподобие, кто ваши прихожане? Откуда они, как оказались в Израиле? Много ли среди них молодежи, детей? — У нас многонациональный приход, все они чада Русской Православной Церкви: русские, украинцы, румыны и молдаване, много грузин, сербы, которые живут в Тель-Авиве, есть даже православные американцы. Местные православные христиане это, как правило, члены семей евреев, переехавших в Израиль, жители бывших республик СССР, а также те, кто временно здесь работает. Миграция (репатриация по-местному) из стран бывшего Советского Союза не прекращается и сегодня, но уже не таких масштабах как в 1990-е годы и в начале XXI века. Приезжают единицы и десятки, а в те годы приезжали тысячи и десятки тысяч новых репатриантов. Прихожан у нас довольно много, ведь наш храм в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы — это практически единственный православный храм в Центральном округе Израиля. На большие праздники у нас собирается по нескольку сотен человек. В будние дни, если есть служба, как правило меньше — от 10 до 30 человек. Половина прихожан — это молодые люди (до 35 лет), молодые семьи, много детей, в том числе родившихся в последние годы. — На каком языке идет богослужение? — На церковно-славянском. А вот исповедовать приходится на разных языках – на украинском, молдавском, грузинском, сербском и английском. Среди маленьких прихожан есть дети, говорящие только на иврите, поэтому мне пришлось выучить и иврит в той степени, чтобы мы с ними понимали на исповеди друг друга. — Сколько причастников в вашем храме в воскресный день? — В Израиле главный выходной день суббота (шабат), поэтому часто бывает, что на субботней службе и молящихся и причастников больше, чем на воскресной. Отличительная черта Израиля, что общественный транспорт в субботу не работает, поэтому до храма народ добирается на велосипедах или на личных автомобилях. Многие прихожане подвозят своих знакомых, это тут распространено. На субботних и воскресных службах причастников может быть от 30 до 100 человек, может быть до 50 детей, а в большие праздники мы на Литургии причащаем до 300 человек. В частности, на Пасху и на Рождество собираются верующие со всей центральной и южной части Израиля. Причем не только на саму службу. В течение всех праздничных дней люди просто приезжают на Подворье, чтобы помолиться у частиц мощей святой Тавифы, и святых первоверховных апостолов Петра и Павла или посетить экскурсию по нашему Подворью. Это жители Тель-Авива и окрестностей или туристы. Очень многих удивляет и притягивает то, что практически в центре города есть такой зеленый, ухоженный уголок и красивый храм. Мимо нашего Подворья трудно проехать — колокольня , построенная 150 лет назад архимандритом Антонином (Капустиным) видна практически в из любой точки города, если только ее не заслоняют возведенные в последние годы небоскребы. Иногда я тоже провожу экскурсии для студентов — будущих гидов, обучающихся на курсах при Тель-Авивском университете. И меня очень радует, что у местных жителей большой и неподдельный интерес к «неизвестному христианству» — Русской Православной Церкви, её истории и культуре. Кроме туристов, конечно, приезжают и паломники. Они едут в течение всего года, в жаркие месяцы их меньше, на большие праздники — к Пасхе, к Троице, к Успению и Рождеству Христову — больше. Мы не считаем приходящих. И иногда неделями не бывает ни одной группы, а иногда в день по несколько групп. Тех, кто едет в паломничество по линии Русской Духовной Миссии мы всегда угощаем чаем и легкой закуской. — Есть ли среди вашей паствы бывшие католики, мусульмане, иудеи? — С такими людьми мы почти не сталкиваемся. Чаще к Православию приходят здесь те, кто раньше вообще не был верующим. Оказавшись на Святой Земле, они начинают читать Евангелие, переосмысливают жизнь. Например, один из наших прихожан - афроамериканец, который воевал в Ираке. В его танк попал снаряд, танк загорелся, но этот человек выжил. А когда вернулся домой, то принял крещение в православном храме, женился на православной девушке (но не русскоязычной). Сейчас этот человек временно работает в Израиле, исповедуется и причащается у нас вместе со своей супругой. Миссия за церковной оградой — Ваш приход активно занимается социальным служением. Например, вы устраиваете благотворительные ярмарки. Для кого? А также посещаете немощных и больных, кто живет в десятках километрах от Тель-Авива, и не может приехать в храм сам. Расскажите об этом. — Это часть нашей миссии. Мы выезжаем в больницы Тель-Авива и окружающих его городов, таких больниц десять. Каждая из них — это медицинский центр, куда приезжают на лечение и взрослые и дети из России, Украины и прочих республик бывшего СССР. Посещая там больных, я заметил, что часто серьезная болезнь заставляет человека переосмыслить свою жизнь. Раньше говорили, что «в окопах не бывает атеистов», я бы перефразировал – «при онкологии не бывает неверующих». Но, конечно, есть больные, которые не приходят даже в болезни к вере и покаянию, встречаются и такие случаи. Это очень печально и душа скорбит о таких людях, но я не теряю надежды о них. Очень тяжело на душе, когда ты по просьбе близких приходишь к умирающему с последней исповедью и причащением, а он говорит – «нет!». Но большинство, обретая веру и приходя к покаянию, пока проходят лечение, буквально преображается духовно. Я никакие случаи не хочу относить на свой счет, но на сердце бывает очень светло, когда тебе сообщают о положительной динамике в чьей-то болезни или вообще об исцелении. Запомнилась такая история. Однажды вечером мне позвонила медсестра одной из больниц, сказав, что у них в отделении умирает русская женщина, которая очень просит пригласить к ней православного священника. Я приехал в больницу, совершил соборование и причастил болящую. Ей оказалась русская молодая женщина из Аргентины (!), которая приехала на лечение в Израиль. Чувствовала она себя крайне плохо, врачи не обещали, что доживет до утра. Мы долго общались с ней и молились. Я всегда в таких случаях вспоминаю святителя Иоанна Шанхайского, которого вместе со свт. Ионой Ханькоусским считаю покровителем нашего больничного служения. Перед уходом я попросил медсестру сообщить мне на следующий день о состоянии больной. Каково было мое изумление и благодарность Богу, когда на следующий день я узнал, что Л. не умерла. Она смогла самостоятельно встать, попросила еды и буквально ожила. А через несколько недель она уехала в Россию к своим родственникам. Бог творит чудеса на Святой Земле. К тем, кто хочет исповедоваться, собороваться и причащаться мы ездим постоянно, пока они проходят курс лечения. Многие дети, которых мы посещаем, и по старанию врачей, и по молитве Церкви получают исцеление и уезжают домой на радость своим близким. Но, к сожалению, есть и дети и взрослые, которые не смотря на дорогое и серьезное лечение, все равно уходят от нас. Мы все, волонтеры, прихожане очень сердечно это переживаем, стараемся общими усилиями и молитвой поддержать их близких. Периодически я езжу в города подальше, где нет православных храмов и священников, к тем, кто не может в силу разных причин добраться до нашего храма. В основном это южное направление – Ашдод, Ашкелон, Беэр Шева и дальше до Эйлата. Ну и конечно те города, что рядом с Тель-Авивом – Бат Ям, Холон, Ришон ЛеЦион, Рамат Ган и прочие. Люди получают возможность духовного окормления, молитву, участвуют в Церковных Таинствах, Господь дает им через это силы и исцеление. Приходские будни — В 2020 году исполнилось 10 лет, как вы стали ключарем подворья, как за эти годы поменялась здесь жизнь? — Признаться, эти годы пролетели как одна неделя. Пользуясь случаем, я хотел бы выразить свою благодарность предыдущему ключарю подворья архимандриту Пимену (Хараиму), который из полузаброшенного пустыря и зарослей бурьяна поднял подворье, возродил сад святой Тавифы, организовал здесь богослужебную и приходскую жизнь. И мы с прихожанами стараемся продолжать и приумножать сделанное прежде, реализовать новые проекты, связанные с благоустройством территории. Есть несколько задумок по развитию Подворья как церковно-исторического места с разными образовательными программами, экскурсиями, давно уже планируем небольшой музей Подворья. Кроме того, есть насущные задачи – прокладка канализации в соответствии с городскими нормами, в перспективе замена сети электроснабжения и водопровода. Но очень много и повседневных забот — уход за садом, уборка урожая, поддержание храма и территории в надлежащем порядке и чистоте, прием паломников. Поэтому нам постоянно нужны волонтеры и помощники. Многих паломников восхищают наши павлины. Но, к счастью, они живут сами по себе, мы о них сильно не заботимся, хлопотно бывает только убирать за ними. — Есть какие-то проблемы в жизни вашей общины? Как видите их решение? — Одной из важных проблем, как мне кажется, это недостаток знаний о Боге, Священного Писания и основах христианской жизни у моей паствы. Поэтому 8 лет назад мы открыли воскресную школу для взрослых, главная задача которой— изучение Нового Завета. Внимательно прочитав несколько глав, мы периодически выезжаем в те места, о которых там говорится (например, в Назарет, Иордан, на Галилейское море). Также совершаем паломничества и по святым местам за пределами Израиля. Например, побывали в Москве, Сергиевом-Посаде, Дивеево, Муроме и Владимире, посещали Рим по местам, связанным со святыми нашего храма – апостолами Петром и Павлом, Бари, Корфу и святыни острова Кипр. Всем очень нравятся такие поездки. Помимо молитвы и знаний они сплачивают наш приход. У нас также действует детская церковная школа, ее посещают до 50 учеников разного возраста. Детской школой занимается моя супруга Марина Дмитриевна. При Подворье работает большая библиотека православной литературы. — Какова специфика жизни на Святой Земле? Скучаете по России? — Я могу повторить вслед за отцом Антонином (Капустиным), что считаю свое служение на Святой Земле ничем не заслуженной и бесконечной наградой от Бога. Служение здесь прежде всего учит терпению и смирению. Даже если мы плохо усваиваем эти добродетели, все равно учение не проходит даром. Здесь я стал гораздо внимательнее относиться к чтению текстов Священного Писания. Будучи историком по образованию, я как бы заново и более глубоко прошел древнейшую историю человечества и библейских времен. И продолжаю свое историческое самообразование. Господь дал мне возможность заниматься фотографией и мне очень радостно, что для многих людей – наших соотечественников и людей живущих в других далёких странах я хотя бы отчасти стал свидетелем Святой Земли в своих фоторепортажах, размещенных в социальных сетях. А специфика тут прежде всего в том, что это другой, непривычный для русского православного человека мир. Здесь между разными народами не всегда есть согласие и понимание, рядом с Тель- Авивом периодически идут военные действия — происходят ракетные обстрелы Израиля со стороны Сектора Газы. Это создает внутреннее напряжение. Ведь страна живет практически в полувоенном состоянии. Дети наших прихожан тоже служат в армии, как положено в Израиле – и юноши и девушки. В последние годы у противников Израиля появились ракеты, которые долетают до Тель Авива. Тель -Авив обстреливают нечасто, больше достается южным городам – Ашкелону, Ашдоду, поселками вокруг Газы. В 2012 году, когда целое лето были обстрелы и по три раза в день звучала воздушная тревога, а прилетающие ракеты сбивали прямо над храмом, мы ездили в южные города служить молебен Покрову Божией Матери о защите жителей этих мест. Служили на квартирах, собиралось много народа. Климатические условия тоже непривычные для нашего человека. Здесь 7-8 месяцев в году стоит жара, непосредственно в Тель - Авиве в летний период обычно бывает 30-40 градусов, а влажность доходит до 90%, при этом нет дождей. К этому трудно привыкнуть. Но вместе с тем, православный верующий ощущает и великую святость Иерусалима и всей Святой Земли, которая не случайно называют «Пятым Евангелием». Ведь каждый христианин, оказавшись на Святой Земле, по-новому – ярче и глубже – начинает воспринимать события Священного Писания. Это конечно, дает силы и большое утешение. Ну и в России я все же бываю несколько раз в году, поэтому сильно скучать не приходится. — Когда у вас бывает богослужение и акафист святой Тавифе, написанный митрополитом Никодимом (Ротовым)? — Трудники нашего подворья каждый день читают в пещере праведной Тавифы (где святая обрела свой последний покой) посвященный ей акафист. Над паломниками, по их желанию, я читаю молитву святой Тавифе перед ее святыми мощами. Празднование же святой совершается 2 раза в год. Главное – после Пасхи, в 4-ю неделю о расслабленном и осенью 7 ноября (25 окт. по ст.ст.). На мой взгляд, это достойная замена советскому празднику 7 ноября. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить к нам на Подворье всех, кто желает потрудится здесь во славу Божью. Для этого необходимо написать в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Сайт Миссии https://rusdm.ru/contact. Электронная почта: missia.jerusalem@gmail.com.
7 ноября 2020 г. 15:22
Ключевые слова:
Израиль
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Крайнее средство Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
|