выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Интервью
Фото: rusdm.ru
ЖМП № 10 октябрь 2016 /  28 ноября 2016 г. 14:55
версия для печати версия для печати

Архиепископ Сурожский Елисей: Мы все принадлежим одной семье, в центре которой Христос

В этом году исполнилось 300 лет присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах — первое богослужение состоялось в декабре 1716 года в храме Успения Богородицы при российском посольстве в Лондоне. После смерти Петра I русский приход жил небогато и на протяжении трех веков не раз менял свой адрес. К 1962 году число православных верующих на территории Великобритании и Ирландии выросло настолько, что была создана Сурожская епархия. Чем она живет сегодня и каковы особенности служения на английской земле, «Церковному Вестнику» рассказал архиепископ Сурожский Елисей
.

— Ваше Высокопреосвященство, в Сурожской епархии 20 священников окормляют 47 приходов. То есть приходов в два с лишним раза больше, чем священников. Как эта статистика отражается на служении?

— Общины разбросаны по всем Британским островам, не говоря уже о Нормандских островах и острове Мэн. Это означает, что все наши священники должны быть миссионерами. Многие из них окормляют несколько приходов, путешествуя на большие расстояния каждую неделю, чтобы заботиться о нуждах нашей паствы. Кроме того, наше духовенство старается выполнять много разных задач — не только служить Божественную литургию и совершать таинства, но и проповедовать, посещать больницы и тюрьмы, следить за административными делами и т.д. Многие священники, чтобы прокормить свои семьи, трудятся на светской работе, поэтому служить в нашей епархии — это серьезное обязательство.

— Сколько прихожан в ваших приходах? Кого в них больше — эмигрантов из России или англичан? Как складываются отношения между ними?

— Наши приходы разные. Одни состоят в основном из русскоговорящих православных, приехавших на острова, другие — преимущественно из местных жителей, которые приняли Православие. Но большинство общин смешано, они включают в себя людей разных национальностей и происхождения. Иногда бывает и напряженность, так как люди часто слишком отличаются друг от друга и каждый смотрит на жизнь по-своему (что естественно). Единственное, что их объединяет, — это желание найти Христа в Православной Церкви, мы все принадлежим к одной семье, в центре которой — Христос.

— Расскажите, пожалуйста, о современной жизни восприемника первого русского храма в Лондоне — Успенского прихода на Энисмор Гарденс (Ennismore Gardens). Кто сегодня ваши прихожане? Остается ли Успенский собор посольским храмом?

— Настоящий приход Успенского собора в Лондоне намного больше первой общины, основанной в Лондоне 300 лет назад. По воскресеньям и праздникам к нам приходят сотни людей, и мы стараемся их окормлять. Многие прихожане в Великобритании недавно и только здесь открыли для себя церковную жизнь, поэтому мы должны уделять им особое внимание. Но также есть и те, кто уже многие годы являются членами общины и изо дня в день служат нашей Церкви и приходу. Они очень близки друг к другу. Несмотря на то что наш приход очень большой, он в действительности является самой настоящей общиной. Большинство наших прихожан в Лондоне — русскоговорящие, но у нас есть маленькая, но постоянно растущая группа английских православных, которые составляют часть нашей общины.

Конечно, мы поддерживаем дружеские отношения с российским посольством в Лондоне, посол является одним из наших прихожан. Но мы не являемся «посольской церковью», как это было в дореволюционное время. Наша миссия гораздо шире, чем просто окормлять россиян, — мы здесь, чтобы проповедовать Евангелие всей твари (см.: Мк. 16, 15).

— Сколько приходов Русской Зарубежной Церкви действует на Британских островах? Как складываются взаимоотношения между нашими общинами?

— Приходов Русской Зарубежной Церкви в Британии немного. Сегодня я не вижу никаких оснований для нашего раздельного служения. Наша паства — общая, священники имеют схожее происхождение. После девяти лет объединенной жизни в молитвенном общении под каноническим омофором Святейшего Патриарха мы практически слились на уровне мирян и имеем общее наследие от некогда разделенной по политическим мотивам эмиграции. Противоречия, как я уже отметил, могут встречаться внутри приходских общин, но не между нашими двумя юрисдикциями. Отношения между духовенством очень хорошие, священники часто помогают друг другу, служат друг с другом и поддерживают друг друга в пастырском служении.

— Владыка, какие мероприятия, связанные с юбилеем, вы планируете провести в епархии?

— На самом деле юбилейные мероприятия уже начались. В начале лета этого года прошла наша обычная ежегодная епархиальная конференция, которая стала юбилейной. На нее были приглашены много докладчиков и гостей из-за рубежа, в том числе епископы, ранее служившие в нашей епархии в качестве священников, прежде чем они стали нести свою иерархическую службу в России. Ключевым моментом наших торжеств должен стать планируемый в октябре визит Святейшего Патриарха Кирилла, который освятит кафедральный собор в Лондоне, совсем недавно отремонтированный. Его Святейшество также примет участие в ряде важных встреч, в его честь будет организован торжественный прием.

— Диалог Русской Православной Церкви с Церковью Англии продолжается со времен формирования англиканства в XVI веке. Из истории мы знаем, что первым иерархом Русской Православной Церкви, вступившим в прямые отношения c Англиканской Церковью, стал митрополит Мос­ковский Платон (Левшин). Что для них характерно сегодня?

— Несмотря на то что отношения между нами остаются очень теплыми и дружественными, нельзя сказать, что они такие же, какими были во времена митрополита Платона. И уже невозможно говорить о восстановлении канонического общения между нами, по крайней мере в понимании предыдущих поколений. Существуют значительные разногласия в англиканском сообществе, и сегодня многие англикане придерживаются взглядов, которые трудно и невозможно согласовать с православным пониманием христианского учения. И всё же довольно много членов Церкви Англии, от высших иерархов до простых верующих, проявляют большое уважение, тепло и даже любовь к православной традиции, и с ними мы поддерживаем близкие отношения, между нами существует также искренная дружба, которая очень важна для нас и которую мы хотим сохранить.

— Какие русские святые и святыни наиболее близки англичанам?

— Англичане с большой любовью почитают наших русских святых, в особенности они с теплом относятся к преподобному Серафиму Саровскому и преподобному Силуану Афонскому. Местные жители познакомились с этими святыми через книги, написанные о них в середине ХХ века русскими эмигрантами, приехавшими в Англию, а также через миссионерскую работу Братства святого Альбана и преподобного Сергия. Некоторые русские иконы почитаются здесь не только православными, но и католиками и англиканами. Часто, войдя в англиканскую или католическую церковь, можно увидеть иконы Владимирской или Казанской Божией Матери или икону Святой Троицы Андрея Рублева. Для многих англикан в этой стране почитание икон вполне приемлемо.

— Какова судьба храма-музея, посвященного святым царственным страстотерпцам в Оксфорде, устроенного архимандритом Николаем (Гиббсом), учителем английского языка детей последнего русского императора. Возможно ли его возрождение?

— Часовня отца Николая в Оксфорде была закрыта после смерти его приемного сына Джорджа Гиббса в начале 1990-х годов. Иконы и утварь отданы или проданы. В течение короткого периода часовня, содержащая некоторые иконы и утварь, существовала в поместье Лутон Ху (Luton Hoo) в Хартфордшире, но, к сожалению, она тоже была закрыта несколько лет назад из-за финансовых трудностей владельцев, которые вынуждены были продать имение. Сейчас наш приход Святого Николая в Оксфорде работает над тем, чтобы найти постоянное место для экспозиции тех, святых для нас, предметов, которые сохранил архимандрит Николай.

— Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Эссексе, основанный архимандритом Софронием (Сахаровым) в 1959 году, стал центром православного паломничества в Великобритании. Поражает его наднациональность: в обители подвизаются монашествующие и послушники из 16 стран, богослужебные песнопения и ектеньи возносятся на шести языках: церковнославянском, греческом, английском, французском, немецком, румынском. В нем практикуется соборная умная молитва, воспринятая отцом Софронием на Афоне. Храмы обители были расписаны лично им и учениками. Монастырская иконописная мастерская продолжает его традицию. Обитель находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но, несомненно, наши соотечественники считают ее родной. Как бы вы охарактеризовали феномен этого места? Поддерживаются ли между вами связи?

— Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Эссексе и духовное наследие архимандрита Софрония являются чрезвычайно важной особенностью православной жизни и свидетельства на Британских островах. На самом деле я бы сказал, что это значение выходит за пределы вопросов юрисдикции. Хотя монастырь находится под омофором Константинопольского Патриархата, между нами существует тесная духовная связь, особенно потому, что отец Софроний, как и его старец святой Силуан, был наследником русско-афонской духовной традиции и потомком русских эмигрантов. До наших дней духовная атмосфера монастыря находится под сильным влиянием старца. У нас очень близкие отношения с монастырем: многие наши прихожане часто ездят в Эссекс в качестве паломников, в том числе мы организовываем паломнические группы из прихожан нашего собора и других приходов. С другой стороны, монастырь помогает нам во многих отношениях. Во многих наших церквах и на приходах находятся иконы, написанные в иконописной мастерской монастыря.

— Как часто собираются Ассамблеи православных епископов в Лондоне и какие темы на них обсуждаются?

— Православные архиереи Великобритании, которые управляют здесь приходами, собираются два раза в год: мы рассматриваем общие вопросы, которые касаются пастырского служения, обсуждаем, как поддержать друг друга и усилить наше межправославное присутствие. Одна из областей, над которой мы работаем сейчас, — почитание первых британских святых (святые Патрикий, Давид, Августин и др.), живших в первом тысячелетии во времена неразделенной Церкви. Православные всех юрисдикций и традиций, живущие здесь, очень любят и почитают этих ранних местных свидетелей Христа и Евангелия, и это почитание может служить свидетельством нашего православного единства.

28 ноября 2016 г. 14:55
Ключевые слова: духовенство, Европа, ЖМП
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00