выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Интервью
Священник Павел Хондзинский
ЦВ № 17 (414) сентябрь 2009 /  9 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Священник Павел Хондзинский: Русское богословие создает благоприятную почву для диалога Востока и Запада

В последние годы в России и за ее пределами возрос интерес к изучению русского богословского наследия. Почему зарубежные исследователи сегодня обращаются к этой теме? В какой мере нами сегодня осознается национальная духовная традиция? Эти вопросы мы задали священнику Павлу Хондзинскому, руководителю секции «Русское богословие: традиции и современность» ХХ ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

— Отец Павел, насколько актуальны для современной России исследования русского богословия XIX века?
— Всякий народ, как и всякий человек, воспринявший евангельскую проповедь, прочитывает ее по-своему, что-то свое находит и открывает в слове Христовом. Так русский народ создал свою богатую, глубокую духовную традицию. И если мы не будем действовать в ее русле, то вряд ли что-то хорошее сумеем сделать, даже если будем преисполнены самыми добрыми намерениями.
Русскому философу С.Франку принадлежат замечательные слова: «На референдумах надо учитывать мнение мертвых». За нами стоят многие поколения, жившие этой традицией, и если мы не сумеем попасть в резонанс с нею, то не только не приумножим ее, но и не найдем правильного пути к собственному духовному возрождению.
Нет смысла заново искать ответы к уже решенным задачам. Они давно найдены нашими великими богословами. В трудах святителя Филарета (Дроздова) мы можем найти подходы к осмыслению богословских проблем, не разрешенных в ХХ веке — к ним, например, можно отнести интерпретацию догмата об искуплении. Святитель Филарет также дал нам пример критического анализа западной традиции, сформулировал важнейшие принципы церковно-государственных отношений, исследовал проблемы богословского обоснования социально-исторической деятельности Церкви.

— Как соотносится греческое и русское богословское наследие?
— И греческая традиция, и русская — это одна общеправославная традиция, поэтому не нужно их противопоставлять друг другу. Но в то же время мне не кажется правильной точка зрения, утверждающая, что все православное богословие сводится только к греческому. При всем величии греческих Отцов Церкви, каждый православный народ привносит все же что-то свое, и сбрасывать со счетов это нельзя.

— Можно ли связывать повышенный интерес западных ученых к русской богословской традиции с духовным кризисом Католической Церкви?
— Католики интересуются сейчас русской духовностью, но мало кто из них понимает, по-моему, что русское богословие создает действительно благоприятную почву для диалога Востока и Запада. Создает именно потому, что в Синодальный период оно не «бездумно» пользовалось западными источниками, но совершило большую работу по их «воцерковлению». Вот на этом-то поле «воцерковленных» западных учений и можно было бы искать взаимопонимания друг с другом.

— С чего нужно начать работу по серьезному изучению русского богословия?
— Прежде всего, надо собрать и издать все, чтобы понять, чем мы владеем. Сочинения греческих и западных отцов Церкви еще в позапрошлом веке были собраны и изданы в знаменитой патрологии Миня. Нам нужен русский Минь. К стыду нашему, у нас до сих пор нет полного собрания сочинений таких крупнейших наших богословов как преподобный Иосиф Волоцкий или святитель Филарет Московский. Все, что пока удается сделать, это частная инициатива. А ведь это сложная, комплексная и к тому же довольно затратная работа богословов, историков, филологов: надо искать тексты, сличать списки, комментировать... Наследием того же святителя Филарета тоже мог бы и должен был бы заниматься целый институт.

— Какая работа по изучению наследия святителя Филарета ведется в рамках ПСТГУ?
— В этом году появился Филаретовский сектор в рамках отдела Новейшей истории Русской Церкви.
Мы начали с того, что издали том избранных сочинений святителя Филарета. Потом — библиографический указатель опубликованных творений святителя и литературы о нем. Мы проводим посвященные святителю семинары, из которых в итоге родилась Филаретовская секция Богословской конференции ПСТГУ; наладили издание ежегодного «Филаретовского альманаха». Но самое главное сейчас для нас — это работа по составлению летописи жизни и деятельности святителя Филарета. В этом году вышел из печати первый ее том, но еще надо выпустить томов девять, не меньше.

— Влияет ли упадок нравственности в российском обществе на сохранение богословских традиций?
— Богословие вообще гораздо теснее связано с жизнью, чем это обычно думают, и великие русские богословы всегда это чувствовали и всегда об этом заботились. Догматы веры должны прямо соотноситься с повседневностью нашей жизни — только тогда она будет заслуживать название «христианской». И русское богословие, именно потому что оно русское, и должно нам помочь в подъеме и поддержании не только интеллектуальной, но и духовной, нравственной жизни нашего общества. Святитель Филарет (Дроздов) настаивал на том, что христианин должен быть образованным человеком. Он говорил: «Христианство есть не юродство, а премудрость Божия». Только познание нами этой премудрости может стать основой для истинного научного знания и истинной культуры.

— В октябре этого года пройдет ХХ богословская конференция ПСТГУ. Впервые в ее рамках состоится секция «Русское богословие», в работе которой примет участие большое число гостей из-за рубежа...
— В последние годы русская духовная традиция стала, наконец, осознаваться на Западе как традиция самостоятельная, имеющая свои корни и достижения. Это заметно даже по тому, что в прошлом году на известную богословскую конференцию в итальянском монастыре Бозе была приглашена делегация от Русской Церкви, хотя раньше там православных «официально» представляли, как правило, только греки.

— Каким темам будут посвящены выступления иностранных богословов?
— Традиционно на Западе больше занимались древнерусской письменностью, кончая XVI–XVII веками. Но сейчас пробуждается интерес и к Синодальному периоду. На эту тему работ пока немного, но мало-помалу они начинают появляться.

— Чем можно объяснить интерес за рубежом именно к древнерусскому богословию?
— Этот интерес проявлялся в рамках славистики — научного направления, развитого во всем мире. Русское богословие, по сути, входило в эту область науки. Кстати, единственное фундаментальное исследование по домонгольской русской богословской литературе принадлежит известному немецкому слависту иезуиту Генриху Подскальскому. У нас, к сожалению, аналогичной работы до сих пор не появилось.
Что касается богословия Синодального периода, то долгое время на него смотрели как на подражательное Западу. Слава Богу, и у нас и на Западе начинают понимать, что это не так. Нас радует, что в последние годы интерес к русскому богословию и в России, и за ее пределами возрастает.
 


 

Александра Забродская
9 сентября 2009 г.
Ключевые слова: ПСТГУ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00