выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Священный Синод образовал новую епархию, подвел черту под важным подготовительным этапом к Архиерейскому собору и принял ряд ключевых кадровых решений
На состоявшемся вчера, 24 декабря, заседании Священный Синод подвел черту под подготовкой к запланированному на 2 – 3 февраля 2016г. Архиерейскому собору и принял ряд важных кадровых решений. Приняты (в виде проектов) регламент Собора, его повестка дня и программа работы, составы мандатной, редакционной и счетной комиссий, а также кандидатура секретаря, которые поступят на рассмотрение самому соборному заседанию. Помимо членов Священного Синода, которые согласно Уставу Русской Православной Церкви составляют президиум Архиерейского собора, в состав последнего дополнительно включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.
25 декабря 2015 г. 14:40
Синод Украинской Православной Церкви принял ряд важных кадровых и структурных решений
Вчера, 16 сентября, в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Синод принял несколько важных кадровых решений. В связи с избранием Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия на киевскую кафедру он освобожден от должности председателя Церковного Суда. На это место назначен Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Управляющим Черновицко-Буковинской епархией стал Преосвященный архиепископ Хотинский Мелетий. Викарным Хотинским епископом Черновицко-Буковинской епархии, в свою очередь, определено быть наместнику Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря архимандриту Евсевию (Дудке). Наместником этой обители назначен архимандрит Серафим (Дудка).
17 сентября 2014 г. 16:30
Интервью
Секретарь Духовного суда Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиереей Петр Перекрестов
ЖМП № 9 сентябрь 2013 /  4 сентября 2013 г.
версия для печати версия для печати

Церковный суд: опыт зарубежного служения

О практике ведения бракоразводных дел в церковном суде рассказывает секретарь Духовного суда Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиереей Петр Перекрестов.

В России Церковь долгое время была лишена возможности иметь свой суд и проводить собственные судебные разбирательства. В Русской Православной Церкви Заграницей деятельность церковного суда не прерывалась и продолжалась в течение всего ХХ века.

Церковный суд за границей руководствуется церковными правоположениями и в целом имеет большой опыт работы в условиях светского государства, не вмешивающегося во внутреннюю жизнь Церкви.

Именно поэтому так велико значение правоприменительной практики зарубежного Духовного суда для церковных судов в России, которые в настоящее время переживают период становления.

 — Отец Петр, какие требования установлены в отношении членов епархиальных духовных судов в вашей епархии?

— В Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви членами Духовного суда — или, как его называл предшественник нынешнего правящего архиерея1, пресвитерского отдела епархиального совета — являются правящий архиепископ, викарный архиерей и все члены епархиального совета в священническом сане. Как правило, в епархиальный совет нашей епархии входят наиболее опытные и образованные священники епархии. Правда, на епархиальном собрании обычно стараются избирать в совет тех, кто служит в Сан-Францисском благочинии, так как опыт показывает, что священникам из других благочиний бывает сложно и дорого четыре раза в год, а порой и больше, приезжать на заседания епархиального совета в Сан-Франциско. Средний стаж нынешних членов епархиального совета — 25 лет (это при учете самого молодого члена совета, у которого стаж около трех лет).

Следует подчеркнуть, что членами Духовного суда являются только архиереи и священники, которые хорошо понимают, что, подобно тайне исповеди, они не должны подвергать обсуждаемые дела огласке.

— Руководствуется ли суд в своей деятельности только Положением о церковном суде Русской Православной Церкви Заграницей от 1956 года или же учитывает Положение о церковном суде Русской Православной Церкви от 2008 года и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В частности, «расширенный» список поводов к разводу, содержащийся в «Основах социальной концепции»?

— Духовный суд Западно-Американской епархии руководствуется в первую очередь определениями Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, затем Положением о церковном суде Русской Православной Церкви Заграницей от 1956 года, а также рядом постановлений Архиерейских Соборов и Архиерейских Синодов Русской Зарубежной Церкви (например, в качестве повода к разводу Синодом Зарубежной Церкви было добавлено нежелание одного из супругов иметь детей). Положение о церковном суде Русской Православной Церкви от 2008 года специально не рассматривалось, но поскольку ныне две части Русской Церкви едины, «расширенный список», несомненно, может быть принят в качестве руководства.

— Какие критерии существовали для признания тех или иных указов Синода (времени синодального периода) действующими?

— Для нас исходными критериями и авторитетом для бракоразводного делопроизводства являются постановления Поместного Собора 1917–1918 годов. В этих постановлениях учтена практика дореволюционной Русской Церкви, в том числе относительно актуальности прежних указов Синода. Понятно, что мы живем не в дореволюционной России и что наши условия жизни очень отличаются от былых времен, это принимается во внимание, и вносятся необходимые коррективы, чтобы наш Духовный суд не только был современным в лучшем смысле этого слова, но и соответствовал духу Евангелия и главной задаче суда — духовному уврачеванию чад Церкви.

— Какие именно дела чаще всего рассматривает Духовный суд?

— Духовный суд Западно-Американской епархии 95% своего времени уделяет бракоразводным делам. Еще в суд обращаются с просьбами выдать разные церковные свидетельства, в первую очередь о рождении и крещении.

Духовный суд также рассматривает дела клириков, главным образом по вопросу лишения сана. Мы довольно-таки редко, слава Богу, рассматриваем такого рода дела, может быть, раз в семь — десять лет. Последнее дело было в 2007 году: клирик нашей епархии оставил свой приход и начал сожительствовать с женщиной. Правящий архиерей увещевал его либо покаяться, либо подать прошение о лишении сана, перед тем как решать вопросы своей личной жизни. Дело этого клирика рассматривалось на заседании Духовного суда, который послал ему письмо-увещание и дал ему однонедельный срок для ответа. Когда ответа не последовало, правящий архиерей запретил его в священнослужении. На последующем заседании Духовного суда было вынесено постановление на основании 25-го апостольского правила и 1-го правила Неокесарийского Собора о лишении сана этого священнослужителя. Постановление Духовного суда было передано правящим архиереем на рассмотрение и утверждение Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.

— Какова процедура рассмотрения бракоразводных дел в церковном суде?

— Все бракоразводные прошения, как правило, рассматриваются лишь после получения просителем так называемого гражданского развода. Получив гражданский развод, православный христианин, «проситель» (по церковным правилам — обиженная сторона), может подать на имя правящего архиерея (он же и председатель Духовного суда) прошение о разводе. Такой хронологический порядок — сначала гражданский развод, а потом церковный — установлен по двум причинам:

а) Духовный суд рассматривает развод с духовной точки зрения, которая порой диаметрально противоположна принятым в современной правовой сфере нормам;

б) Духовный суд не желает, чтобы его решения были использованы в качестве показания в гражданском суде, особенно когда дело связано с вопросом прав на детей или имущест­во. Другими словами, Духовный суд, преследуя духовные цели, дистанцирует себя от гражданского. Правда, некоторые факты, выявленные в гражданском суде (в том числе и уголовного порядка), могут существенно повлиять на решение Духовного суда.

— Признается ли юридическая доктрина источником права? Какое юридическое значение для суда имеют толкования канонистов, правовой обычай?

— По поводу толкований канонистов могу сказать, что за те 30 лет, что я являюсь секретарем Западно-Американской епархии и Духовного суда, нам не приходилось к ним прибегать. В затруднительных вопросах наш Духовный суд склонен в большей степени обращаться к опыту архипастырей Русской Зарубежной Церкви, нежели к книгам и авторитету дореволюционных канонистов, поскольку, как мне кажется, там много устаревшего. В нашей же епархии мы имеем возможность обращаться за советом к протоиерею Александру Лебедеву (Спасо-Преображенский собор в городе Лос-Анджелесе), который более 40 лет служит в священном сане, был секретарем Восточно-Американской епархии и является весьма уважа­емым авторитетом по канонической практике Русской Православной Церкви Заграницей.

— Имеет ли суд одной епархии техническую возможность использовать в своих решениях правоприменительную практику суда другой епархии?

— Имеет, но я не помню случая, чтобы мы к такой возможности прибегали, для этого просто не было причин. Опыт нашего епархиального Духовного суда весьма велик и разнообразен. Мне думается, что общая схема бракоразводного делопроизводства в епархиях Зарубежной Церкви одинакова. Правда, в некоторых епархиях, в отличие от Западно-Американской, Духовный суд состоит из одних пресвитеров, а решения таких судов утверждаются правящим архиереем.

— Ведется ли протоколирование судопроизводства?

— Да, ведется, но в нашей епархии это делается не так подробно, как, например, ведутся протоколы епархиальных советов. Может быть, не помешало бы для читателя всё же пояснить, как на практике ведется бракоразводное дело:

а) после того как супруги получают гражданский развод, обиженная сторона (порой оба супруга «обиженные» и оба согласны и хотят развода) подает прошение о разводе на имя правящего архиерея. В прошении указываются возраст супругов, сколько детей, на каком приходе состоят, кто их духовники, когда и где венчались, а затем кратко излагается ход их брачной жизни и конкретные причины, приведшие к распаду брака. В прошении обязательно надо указать, кто от кого ушел и кто подал на гражданский развод. К прошению прилагаются свидетельство о церковном браке, свидетельство о гражданском разводе, контактные данные ответчика и бракоразводная пошлина;

б) архиерей знакомится с прошением, ставит резолюцию («секретарю епархиального совета на оформление») и передает секретарю;

в) далее секретарь посылает (классической заказной почтой или по электронной почте, что весьма удобно и оперативно) копию прошения с сопроводительным письмом ответчику. По нашим церковным правилам бракоразводное дело направляется по месту постоянного жительства супруга ответчика, хотя в наше время постоянных переездов это не всегда бывает возможным. В сопроводительном письме указывается, что ответчику дается возможность ознакомиться с содержанием прошения, ответить на него и привести свои доводы. Для этого ответчику обычно дается двухнедельный срок;

г) на очередном заседании Духовного суда (у нас Духовный суд собирается четыре раза в год) повторно зачитывается прошение и ответ на него, если таковой поступил. На основании двух этих документов Духовный суд и принимает решение. Если же ответчик в своем ответе обвиняет просителя в серьезном прегрешении, тогда просителю посылается конкретный запрос относительно этого обвинения. В некоторых случаях Духовный суд связывается с духовниками просителя и ответчика и просит их дать характеристики своим духовным чадам и высказать свое мнение по поводу происшедшего;

д) как правило, кто-то один или оба супруга виноваты в нарушении данных Богу брачных обетов, и Духовный суд, имея в виду духовную пользу для разводящихся супругов, налагает на одного из них или на обоих епитимью. Обычная епитимья: регулярное чтение Священного Писания, соблюдение всех постов и исповедь каждый пост, но без причащения святых таин в течение какого-то срока — обычно один-два года. Невиновной стороне дается благословение на вступление во второй церковный брак. Если же виновная сторона сожительствует с кем-то (пусть даже в так называемом законном гражданском браке), во избежание греха может быть сделано исключение: человеку дается разрешение на вступление во второй брак и несение своей епитимьи в брачном состоянии;

ж) после заседания Духовного суда печатаются протокол и бракоразводное свидетельство, где указано, по чьей вине расторгнут брак и какие наложены епитимьи, и извещение ответчику, тоже с указанием вины и епитимьи.

Следовательно, по протоколу, прошению и ответу всегда можно выяснить, на каком основании Духовный суд принял решение.

— Насколько открытым является доступ к архивам епархиальных судов?

— Архивы Духовного суда доступны только членам Духовного суда и с благословения правящего архиерея духовникам тех лиц, которые развелись. Порой духовнику надо быть в курсе некоторых подробностей дела, чтобы правильно вести свое духовное чадо после церковного развода или же для того, чтобы разъяснить ему суть дела.

— Публикуются ли какие-либо обзоры судебной практики? Возможна ли такая публикация?

— Нет, и не предвидится, дабы невольно не подавать людям мысль о разводе.

— Часто ли используется принцип икономии при применении церковно-правовых норм в конкретных делах?

— Я бы сказал, что у нас бракоразводные дела ведутся очень последовательно и аккуратно. В решениях Духовного суда по этим делам проявляется не только пастырская снисходительность и желание помочь разводящимся супругам осознать святость церковного брака и свою ответственность за него перед Богом, но и призыв к покаянию, к осознанию прежних ошибок и стремлению не повторять их в последующем браке.

Наш Духовный суд ставит себе целью дать людям возможность начать новую жизнь как в плане воцерковления, так и в плане своей личной жизни. Иногда для достижения духовного результата требуется более действенное духовное лекарство, а иногда — более снисходительное, и слава Богу, что мы не лишены возможности видеть добрые плоды как от акривии, так и от икономии.

— Каким образом производится следствие по делам?

— Нам практически не приходилось этим заниматься. Обычно хватает одного-двух телефонных звонков приходскому священнику храма, где проживают разводящиеся супруги, чтобы выяснить основные моменты. Если же со стороны супругов есть серьезные обвинения, на них, а не на нас лежит обязанность представить Духовному суду доказательства: либо документальные (чаще всего, копии переписки), либо имена свидетелей. Разумеется, что нашей епархии не по силам заниматься всякими следствиями.

— Каков порядок расторжения браков, венчание которых совершилось в других юрисдикциях?

— Если люди считают себя чадами Русской Зарубежной Церкви и собираются вторично венчаться в ее храмах, даже если они первый раз были повенчаны в России, в другой стране или в другой юрисдикции США, их бракоразводное дело ведется по установленному в Зарубежной Церкви порядку. Впрочем, есть люди, которые не намерены вступать вторично в брак, но они обременены своими брачными обетами и считают, что, пока они не освободятся от этих обетов, они продолжают состоять в браке и несут за это ответственность. Это же касается брачных пар, которые желают принять монашество: перед принятием монашеских обетов им необходимо освободиться от своих брачных обетов.

— Имеет ли бракоразводное определение гражданского суда правовое значение для суда церковного?

— Определения гражданских судов США не имеют принципиального значения для церковного суда, тем более что они не определяют, кто виноват в разводе. Эти суды принимают решения о родительских правах на детей, об алиментах и по вопросу раздела имущества, однако в ходе этих судов иногда выясняются некоторые обстоятельства — допустим, насилие в семье, мошенничество, психическая болезнь одного из супругов и прочее, — которые могут быть приняты во внимание Духовным судом.

— Есть ли различие в признании подобных определений в зависимости от территориальной принадлежности гражданского суда (если брак расторгнут, к примеру, не в США, а в России)?

— Нет, но, поскольку в Русской Церкви на территории Российской Федерации нет духовного суда по бракоразводным делам, нам нередко приходится разъяснять приходским священникам лиц, которые были разведены Духовным судом Русской Зарубежной Церкви, наш процесс и наши порядки по этому вопросу.

— Как вы думаете, нужен ли в России духовный суд по бракоразводным делам? Может ли он опираться на опыт Духовного суда в США?

— Мне кажется, что единоличное рассмотрение бракоразводных дел архиереем на основании, допустим, опросных листов или решений гражданского суда, как правило, исключает возможность обоснованного и всестороннего решения столь важного духовного вопроса. С другой стороны, Русская Церковь настолько большая, что не так просто рассмат­ривать десятки или даже сотни бракоразводных дел в месяц. Вероятно, есть смысл обсудить вопрос духовных судов и бракоразводного делопроизводства в одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и в ходе работы членам комиссии ознакомиться с опытом духовных судов Русской Зарубежной Церкви.

— Как поступает суд в случае, если о разводе просит супруг, пребыва­ющий на территории США, тогда как другой супруг находится в другой стране, к примеру, в Российской Федерации?

— Это бывает довольно-таки часто. В таком случае сложность часто заключается в том, как ответной стороне, проживающей в России, доставить копию прошения просителя и дать ответчику возможность изложить свое видение происшедшего. Отправлять заказные письма в Российскую Федерацию — дело дорогое и порой не очень надежное. В последнее время мы стараемся в таких случаях вести дело по электронной почте, иногда через родственников, а иногда даже просим известных нам священников или знакомых в городе или области, где проживает ответчик, помочь доставить ему наше письмо и копию прошения. Это очень большая проб­лема — нередко проситель даже не знает, где теперь находится бывший супруг, особенно если они разошлись много лет назад.

— Известны случаи, когда супруги, чтобы получить развод, ссылаются на злонамеренное оставление одним супругом другого как на основание к разводу, тогда как в действительности живут раздельно по взаимному согласию. Каким образом суд может бороться с подобными злоупотреблениями? К каким еще злоупотреблениям прибегают желающие получить развод лица?

— Мы не имеем возможности проверять все факты. Подразумевается, что, если человек хочет получить церковный развод и вторично повенчаться в храме, он, по всей вероятности, относительно порядочный. Мы прилагаем все усилия, чтобы обе стороны изложили свои версии происшедшего, и уже на основании их показаний принимаем решение. Надо сказать, что благодаря большому опыту и Божией помощи Духовный суд Западно-Американской епархии может на основании нескольких предложений определить, говорится ли правда, что скрывается и что на самом деле происходит. Но, конечно, гарантии, что мы всегда принимаем стопроцентно правильное решение, нет.

— По-прежнему ли существует практика розыскных публикаций при бракоразводных процессах? Практика заключительных публикаций?

— Прежней практики розыскных публикаций у нас больше нет. Были случаи в прошлом, когда просители давали розыскные объявления в газету того города, где, как им казалось, проживает ответчик. Заключительных публикаций у нас тоже нет. Следует отметить, однако, что при наличии Интернета (в том числе и при помощи поисковых систем и социальных сетей) можно очень многое с относительной легкостью узнать.

— Расскажите, пожалуйста, о делах, которые вам более всего запомнились или оказались особенно интересными.

— Я должен признаться, что быть секретарем Духовного суда — дело не очень радостное, но кто-то должен этим заниматься (а мне уже пора на покой!). Обычно разводящиеся супруги все свои претензии, в том числе и касающиеся степени вины и епитимьи, изливают на секретаря, хотя принимает решение не секретарь, а все члены Духовного суда! Но бывают и радостные моменты.

Помню, как одна молодая женщина была в некотором шоке от своей епитимьи. В ее свидетельстве было указано, что ей необходимо каждый пост исповедоваться перед своим духовником, а она даже не имела представления, кто такой духовник. Она очень аккуратно выполнила свою епитимью, нашла духовника и, можно сказать, стала другим человеком.

Очень интересны и запоминаются случаи розысков, например когда просители никак не могли нам сообщить контактные данные своих бывших супругов. Иногда я ради интереса и испытания своих «следовательских» способностей помогал этим людям найти следы пропавших. И когда это удавалось, у меня возникало чувство удовлетворения!

Конечно, очень радостно, когда люди каются, сознают свои ошибки, грехи, свое неправильное отношение к таинству брака и меняются. Думаю, что нет большей радости для членов Духовного суда, нежели видеть, что, несмотря на человеческую слабость, искушения и разрушение домашней Церкви, люди стараются спасти осколки (детей, добрые отношения с бывшими супругами) и со смирением и покаянием приступают к новой духовной жизни, нередко к созданию второй домашней Церкви.

 

1 В настоящее время епархией правит архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев). Его предшественник — архиепископ Антоний (Медведев).

 

 

4 сентября 2013 г.
Ключевые слова: церковный суд
Также читайте:
церковное управление
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00