выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Интервью
Восстановление поруганного креста в Архангельске. 16 сентября 2012 г.
ЖМП № 10 октябрь 2012 /  7 ноября 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Испытание нашей веры: слово Церкви в защиту святынь

За последние полгода совершен ряд актов вандализма в отношении православных святынь. Но "бесчинства в храмах, осквернение народных святынь, появления ненависти к Церкви хорошо известны в истории. Подобные действия всегда являлись характерной приметой сил, не принесших народам ни мира, ни добра, ни свободы", говорится в заявлении ВЦС Русской Православной Церкви. Почему такие случаи участились именно сегодня и как реагировать на подобные бесчинства православному человеку? Об этом размышляют священноначалие, духовенство, миряне тех епархий и храмов, где произошли подобные случаи.

Протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира:

Эти люди сами отлучают себя от Церкви

С духовной точки зрения две акции — спиливание сразу после праздника Происхождения древ честного креста Господня поклонного креста (установлен над Майданом Незалежности) и осуществленная femen'истками на Страстной седмице на колокольне Софийского собора акция — это искушение, испытание нашей веры. Прежде всего испытание ее соответствия Евангелию и опыту святых, прошедших через гонения и страдания за Христа. В этом смысле нам, живущим в обществе безудержного потребления и комфорта, необходимо вспомнить об опыте мучеников и особенно новомучеников ХХ столетия. Наверное, не случайно эти события произошли в год 75-й годовщины ставшего нарицательным 1937 года, а спиливанию подвергся крест, установленный в память жертв богоборческого режима. Следует подчеркнуть: проводящие такие акции люди сами сознательно отлучают себя от Церкви. Более того, своими действиями они демонстрируют, что к Церкви не принадлежат.

Безусловно, эти события оскорбляют наши религиозные чувства. И Церковь не может не реагировать на них, не может не классифицировать их как кощунственные и провокационные. Однако наша реакция не медийная, не политическая, а церковная, евангельская. Мы реагировали и будем реагировать так, как реагировал Господь на действия распинавших Его на кресте людей. Он обращался к Богу в молитве со словами: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 33). Церковь будет молиться, чтобы благодать Божия коснулась сердец и этих несчастных и они вернулись к Богу и в спасительную церковную ограду.

Нас часто спрашивают: если преступников задержат, примите ли участие в их исправлении, воспитании? Это возможно лишь в том случае, когда преступник сам обращается за помощью к Церкви. Насильно ведь никого не исправишь и не перевоспитаешь. А нам самим хочется пожелать всегда оставаться христианами и в словах, и в поступках. И тогда может произойти то, что невозможно людям, но возможно Богу: умягчение злых сердец и перемена ума заблудших (именно так переводится с греческого слово "покаяние").

Даниил, митрополит Архангельский и Холмогорский:

Кресты как духовные маяки

Крест как христианский символ вечной жизни очень не нравится бесам, врагу рода человеческого, а у людей, для которых имя Христа ничего не значит, вызывает раздражение. Крест требует высокой духовно-нравственной жизни, а сейчас общество другое — потребительское. Оно не способно на подвиги, на жертву. Тогда как крест говорит о жертве, о любви, путь к которой — через терпение, послушание, борьбу со страстями.

Кресты как маяки, которые стоят на самом высоком месте, чтобы корабли корректировали по ним свой ход. Точно так же, когда человек видит поклонный крест — едет на машине или идет пешком, — он задумывается о чем-то вечном, о нравственном, о праведном. Когда он смотрит на крест, у него начинается коррекция мыслей, слов и действий. Это бывает у многих людей.

Поэтому бесы пытаются эти маяки убрать всеми доступными способами, чтобы корабли попадали на рифы, терпели крушение. И стараются подогреть общественное мнение, чтобы вызвать неприязнь, даже ненависть к нашей традиционной православной культуре. Здесь, в Архангельске, мне рассказывали, что после 1917 года к власти пришли люди, которые говорили: мы вырастем новое поколение, которое будет стыдиться своей веры, презирать и ненавидеть свою веру и культуру. Так оно и вышло. А сейчас растет новое поколение, но определенные темные силы хотят реванша, хотят ввергнуть всю страну в духовный хаос. Это борьба не только с Церковью и христианством, это борьба и с нашим государством, Отечеством. Эта борьба на всех уровнях, со всеми религиозными конфессиями. Просто православие стоит на первом плане, и все камни сначала летят в нас. Потому что христианство мешает воплощению всякой безнравственности. И чем сильней мы становимся, тем сильней идут на нас нападки. Но такие события еще больше сплачивают народ. Вот срубили крест. А у многих людей в Архангельске это вызвало волну осуждения. Это же замечательно. Даже если они не переступили церковный порог, но какой-то нравственный стержень в них сохраняется.

Каким может быть ответ на эти явления? В первую очередь это молитвенное предстояние. Бесы боятся нашей молитвы. Нужно усилить разъяснительную работу, расширять и углублять духовно-просветительскую миссию, объяснять и рассказывать людям, как правильно жить в мире со Христом, жить по православной вере.

Вместе с тем каждый случай кощунства попадает под нарушение закона, а значит, и должно быть его справедливое наказание. В нашем случае произошло двойное нарушение: с одной стороны это кощунство, а с другой — порча имущества. Крест может быть изображен, условно говоря, на моем автомобиле, а кто-то подойдет и вырубит кусок метала с крестом. Или разобьют стекло, потому что там иконка у меня. Всё это действия одного порядка. В ответ на эти акции мы восстановили и освятили наш спиленный крест. Более того, в Пинежском районе мы поставили еще два поклонных креста.

Протоиерей Геннадий Нестереня, настоятель прихода Преподобного Сергия Радонежского в Мозыре (Белоруссия):

Православие объединяет наши народы не на словах, а на деле

В наш храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна кощунники в этом году наведывались дважды за три с небольшим месяца. Происшедшие у нас события ярко свидетельствуют: за двадцатилетний период с момента распада Советского Союза выросло и вошло в силу поколение, выпавшее из морально-нравственной системы координат. Ни государственные, ни общественные, ни церковные структуры с этим поколением серьезно не работали. Это наша беда, наша боль и ошибка, которую сообща предстоит исправлять.

Иногда приходится слышать: все эти факты свидетельствуют о духовной деградации общества в целом. Я думаю, это слишком сильный вывод. В основном молодежь — нормальные ребята. К нам в храм приходит много молодых семей, приобщают своих детей к таинству причастия. Сами исповедуются, причащаются. У нас в стране между Церковью и государством заключен договор о сотрудничестве. Сейчас ни одна линейка в начале и конце учебного года в школах и в колледжах не обходится без священника. Священников приглашают и на родительские собрания. Мы, священники, должны идти и работать с народом, и думаю, что те зерна, которые мы бросаем в землю, дадут хорошие всходы. Я регулярно вот уже десять лет посещаю колонию строгого режима. Когда я рассказал там православным заключенным о происшедшем на нашем приходе, у большинства возникло искреннее недоумение: со святынями — и так?! То есть даже у людей неоднократно оступившихся, совершивших тяжкие преступления, благоговейное отношение к святыне присутствует.

Православная общественность Мозыря восприняла антицерковные выходки с недоумением: в городе спокойно, Беларусь тоже вроде бы горячей точкой на политической карте не является. С чего бы вдруг такое озлобление? Наверное, случившееся следует рассматривать в контексте событий, которые происходят по отношению к христианам всего мира. Это акции не против нашего прихода, не против Белорусского Экзархата, даже не против Русской Православной Церкви. Они скорее направлены против всего православного христианства, а их первейшая цель — расколоть общество, разрушить его самые надежные скрепы, ударив по тому, что нас объединяет и объединяло во все эпохи — по нашей вере.

Человек, проникший в наш храм июньской ночью и порвавший Евангелие, а также сбросивший с Престола антиминс с семисвечником и выбросивший Святые Дары из дарохранительницы, задержан. Им оказался местный молодой парень, уже отбывавший срок в колонии за участие в поджоге Георгиевского храма нашего города пять лет назад. Тогда он получил семь лет лишения свободы, но в середине этого года покинул колонию по условно-досрочному освобождению (УДО). Он же признался в параллельном злодеянии в мозырьском Свято-Михайловском соборе. Как мне сообщил ведущий уголовное дело следователь, теперь этот человек признан невменяемым. Конечно, с невменяемого спрос небольшой. Но, на мой взгляд, невменяемый, вышедший на свободу по УДО и тут же отправившийся крушить святыни, нуждается в принудительном лечении в закрытом учреждении. Ибо где гарантия, что завтра он набросится не на Евангелие, а на человека? Весенние же незваные "гости" не найдены, и дело закрыто.

Казаков у нас нет, добровольных дружин создавать тоже не стали. Поставили современную сигнализацию и видеонаблюдение. Все последствия святотатства сразу устранить нельзя, для этого нужно много средств. Но мы не сидим сложа руки, реставрация повреждений продолжается. Слава Богу, и люди не остались равнодушными. Так, восстановить ростовую икону Сергия Радонежского взялся наш байкерский клуб. Приехали, с молитвой забрали образ, скоро должны вернуть.

Протоиерей Иоанн Моздор, настоятель Покровского собора города Невинномысска:

Охрана не спасет, если Бог не бережет

Мы видим, что силы зла активизировались и проявляют себя не тайно, а уже явно. Значит, мы на правильном пути и движемся в нужном направлении. Нападение на поклонный крест в нашем храме произошло в Крестопоклонную неделю, когда все православные прославляют Искупителя грехов всего мира Христа Спасителя. И это яркий пример варварского, злостного, дьявольского противостояния кресту. В то же время меня очень тронуло общее сочувствие и солидарность. Помощь предлагали как городская администрация, так и простые горожане. В кратчайшее время мы собрали пожертвования, чтобы возместить ущерб и закупить новую утварь. А наш крест, который был привезен в Москву на молебен в Храм Христа Спасителя на всеобщее поклонение, теперь храним как святыню.

Думаю, нападки на церковные святыни совершаются для того, чтобы заставить Церковь замолчать, снова загнать ее в некую резервацию, как было в советское время. Чтобы мы не проповедовали открыто, не обличали грехи и беззакония, потому что часть общества недовольна активной общественной позицией Церкви. То есть мы столкнулись с двумя факторами: с одной стороны, развращенность, а с другой — открытое противостояние Церкви.

Вместе с тем я не желаю зла людям, совершившим кощунства, мне их жалко. Бог поругаем не бывает. И мое лично мнение: если человек, совершивший вандальное нападение в нашем соборе, раскается, попросит в зале суда прощение у всего православного народа за совершенное кощунство и зло, мы готовы ходатайствовать о его прощении. Если у него возникнет покаянное чувство, он захочет встретиться со священником, я готов оказать всю необходимую помощь. Это мой долг как священника. Но, судя по всему, он в этой помощи не нуждается, он уверен в своей правоте.

Предотвратить же новые явления кощунства и вандализма, на мой взгляд, можно молитвой и созданием православных дружин, которые будут охранять храмы и святыни. В нашем регионе целесообразно привлечь к этому казачество. Самое главное — просвещение и воспитание молодежи. Я считаю, мы должны еще и еще раз об этом задуматься. Охрана не спасет, если Бог не бережет.

Владимир Астахов, атаман казаков поселка Смеловский (Челябинская область):

За порядком теперь будем следить бдительней

Три поклонных креста, спиленных неизвестными в ночь с 24 на 25 августа, восстановили за трое суток. Просто прошли по домам и сразу же отобрали семерых добровольцев со строительными навыками. На закупку материалов и транспорт ушло около 15 тыс. рублей, которые тоже собрали всем миром. Деньги приносили даже старики. Мы не хотели брать (у них ведь и так пенсия маленькая), но люди настаивали. Всё было сделано быстро и без лишних эмоций, и к восстановленным крестам уже начали приезжать паломники. Вообще в старину поруганные святыни всегда восстанавливались: если в икону стреляли, ее вешали в храме со следами от пули, если рубили шашкой, то со следами от клинка. Пусть совершившие богохульство знают: нашу веру им не сломить.

Конечно, около каждого креста казака не поставишь, но теперь мы будем внимательнее следить за порядком в поселке, к примеру проверять на въезде в населенный пункт подозрительных людей. Но прежде всего нас должен защищать закон, иначе правонарушителей не остановить. А что до общественной реакции, все жители поселка возмущены. Ведь кресты установили совсем недавно, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Тогда был большой крестный ход, люди, чтобы поучаствовать в нем, приезжали и с окрестных поселков, и из Магнитогорска. И дело не только в том, что оскорблены наши добрые намерения. В прошлом году вандалы на стене нашего храма рисовали. А вот около двух лет назад в нашем поселке обнаружили массовое захоронение жертв "красного колеса": это были казаки, убитые во время противостояния времен 1921–1925 годов, в основном женщины, дети и старики, всего 14 человек. Та находка вызвала сильный общественный резонанс. Поэтому у народа возникает вполне устойчивое ощущение: история может повториться. И спокойной жизни это способствовать никак не может.

Подготовили Дмитрий Анохин, Антонина Мага, Евгений Мурзин, Алексей Реутский

7 ноября 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00