В единстве с Русской Православной Церковью Гродно, отметивший в 2023 году 895 лет со дня основания, наряду с Брестом является одним из самых западных городов Беларуси, на границе с Польшей. Близость к Польше и Литве и исторические перипетии определили для жителей этого региона непростую судьбу. Об истории, современной жизни и деятельности Гродненской епархии, сосуществовании православных и римо-католиков на западе Беларуси и о личности выдающегося белорусского иерарха митрополита Филарета (Вахромеева) «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний. PDF-версия.
25 декабря 2023 г. 14:00
Митрополит Минский и Заславский Вениамин: «Мы все происходим от купели князя Владимира» Белорусский экзархат Московского Патриархата объединяет епархии на территории всей Беларуси. Православие на этой земле распространено с 992 года, и на протяжении более 1030 лет белорусский народ свидетельствует о своей преданности православной вере. О служении в Беларуси в преддверии 35-летия создания Белорусского экзархата, жизни Минской епархии и единстве Русской Православной Церкви в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. PDF-версия.
20 декабря 2023 г. 14:00
В рамках фестиваля «Вера и Слово» прошел семинар «Журнал Московской Патриархии. Взаимодействие с регионами»
В Москве и Подмосковье в оздоровительном комплексе «Клязьма» с 16 по 20 октября 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит X Международный фестиваль «Вера и Слово».
18 октября 2023 г. 19:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-версия.
9 января 2024 г. 15:00
Вера должна быть осознанной Редакция «Журнала Московской Патриархии» получает письма читателей, в которых они просят рассказать об одном из направлений служения Русской Православной Церкви. Иногда кто-то делится сокровенным или повествует о своей судьбе. Мы получили письмо от человека, который 15 лет провел в колонии строгого режима за совершенное преступление. Оказавшись в заключении в самом начале жизненного пути, человек не отчаялся, не озлобился на мир и сумел вернуться к полноценной жизни. Он пришел к Богу, смог сохранить свою личность и найти возможность для духовного образования. Как это произошло? Где он обрел силы для покаяния, хотя считал свой приговор несправедливым? Предлагаем и вам прочитать эту историю. PDF-версия.
29 декабря 2023 г. 14:00
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
|
ЖМП № 10 октябрь 2012 /
7 ноября 2012 г. 01:00
Испытание нашей веры: слово Церкви в защиту святыньЗа последние полгода совершен ряд актов вандализма в отношении православных святынь. Но "бесчинства в храмах, осквернение народных святынь, появления ненависти к Церкви хорошо известны в истории. Подобные действия всегда являлись характерной приметой сил, не принесших народам ни мира, ни добра, ни свободы", говорится в заявлении ВЦС Русской Православной Церкви. Почему такие случаи участились именно сегодня и как реагировать на подобные бесчинства православному человеку? Об этом размышляют священноначалие, духовенство, миряне тех епархий и храмов, где произошли подобные случаи. Протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира: Эти люди сами отлучают себя от Церкви С духовной точки зрения две акции — спиливание сразу после праздника Происхождения древ честного креста Господня поклонного креста (установлен над Майданом Незалежности) и осуществленная femen'истками на Страстной седмице на колокольне Софийского собора акция — это искушение, испытание нашей веры. Прежде всего испытание ее соответствия Евангелию и опыту святых, прошедших через гонения и страдания за Христа. В этом смысле нам, живущим в обществе безудержного потребления и комфорта, необходимо вспомнить об опыте мучеников и особенно новомучеников ХХ столетия. Наверное, не случайно эти события произошли в год 75-й годовщины ставшего нарицательным 1937 года, а спиливанию подвергся крест, установленный в память жертв богоборческого режима. Следует подчеркнуть: проводящие такие акции люди сами сознательно отлучают себя от Церкви. Более того, своими действиями они демонстрируют, что к Церкви не принадлежат. Безусловно, эти события оскорбляют наши религиозные чувства. И Церковь не может не реагировать на них, не может не классифицировать их как кощунственные и провокационные. Однако наша реакция не медийная, не политическая, а церковная, евангельская. Мы реагировали и будем реагировать так, как реагировал Господь на действия распинавших Его на кресте людей. Он обращался к Богу в молитве со словами: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 33). Церковь будет молиться, чтобы благодать Божия коснулась сердец и этих несчастных и они вернулись к Богу и в спасительную церковную ограду. Нас часто спрашивают: если преступников задержат, примите ли участие в их исправлении, воспитании? Это возможно лишь в том случае, когда преступник сам обращается за помощью к Церкви. Насильно ведь никого не исправишь и не перевоспитаешь. А нам самим хочется пожелать всегда оставаться христианами и в словах, и в поступках. И тогда может произойти то, что невозможно людям, но возможно Богу: умягчение злых сердец и перемена ума заблудших (именно так переводится с греческого слово "покаяние"). Даниил, митрополит Архангельский и Холмогорский: Кресты как духовные маяки Крест как христианский символ вечной жизни очень не нравится бесам, врагу рода человеческого, а у людей, для которых имя Христа ничего не значит, вызывает раздражение. Крест требует высокой духовно-нравственной жизни, а сейчас общество другое — потребительское. Оно не способно на подвиги, на жертву. Тогда как крест говорит о жертве, о любви, путь к которой — через терпение, послушание, борьбу со страстями. Кресты как маяки, которые стоят на самом высоком месте, чтобы корабли корректировали по ним свой ход. Точно так же, когда человек видит поклонный крест — едет на машине или идет пешком, — он задумывается о чем-то вечном, о нравственном, о праведном. Когда он смотрит на крест, у него начинается коррекция мыслей, слов и действий. Это бывает у многих людей. Поэтому бесы пытаются эти маяки убрать всеми доступными способами, чтобы корабли попадали на рифы, терпели крушение. И стараются подогреть общественное мнение, чтобы вызвать неприязнь, даже ненависть к нашей традиционной православной культуре. Здесь, в Архангельске, мне рассказывали, что после 1917 года к власти пришли люди, которые говорили: мы вырастем новое поколение, которое будет стыдиться своей веры, презирать и ненавидеть свою веру и культуру. Так оно и вышло. А сейчас растет новое поколение, но определенные темные силы хотят реванша, хотят ввергнуть всю страну в духовный хаос. Это борьба не только с Церковью и христианством, это борьба и с нашим государством, Отечеством. Эта борьба на всех уровнях, со всеми религиозными конфессиями. Просто православие стоит на первом плане, и все камни сначала летят в нас. Потому что христианство мешает воплощению всякой безнравственности. И чем сильней мы становимся, тем сильней идут на нас нападки. Но такие события еще больше сплачивают народ. Вот срубили крест. А у многих людей в Архангельске это вызвало волну осуждения. Это же замечательно. Даже если они не переступили церковный порог, но какой-то нравственный стержень в них сохраняется. Каким может быть ответ на эти явления? В первую очередь это молитвенное предстояние. Бесы боятся нашей молитвы. Нужно усилить разъяснительную работу, расширять и углублять духовно-просветительскую миссию, объяснять и рассказывать людям, как правильно жить в мире со Христом, жить по православной вере. Вместе с тем каждый случай кощунства попадает под нарушение закона, а значит, и должно быть его справедливое наказание. В нашем случае произошло двойное нарушение: с одной стороны это кощунство, а с другой — порча имущества. Крест может быть изображен, условно говоря, на моем автомобиле, а кто-то подойдет и вырубит кусок метала с крестом. Или разобьют стекло, потому что там иконка у меня. Всё это действия одного порядка. В ответ на эти акции мы восстановили и освятили наш спиленный крест. Более того, в Пинежском районе мы поставили еще два поклонных креста. Протоиерей Геннадий Нестереня, настоятель прихода Преподобного Сергия Радонежского в Мозыре (Белоруссия): Православие объединяет наши народы не на словах, а на деле В наш храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна кощунники в этом году наведывались дважды за три с небольшим месяца. Происшедшие у нас события ярко свидетельствуют: за двадцатилетний период с момента распада Советского Союза выросло и вошло в силу поколение, выпавшее из морально-нравственной системы координат. Ни государственные, ни общественные, ни церковные структуры с этим поколением серьезно не работали. Это наша беда, наша боль и ошибка, которую сообща предстоит исправлять. Иногда приходится слышать: все эти факты свидетельствуют о духовной деградации общества в целом. Я думаю, это слишком сильный вывод. В основном молодежь — нормальные ребята. К нам в храм приходит много молодых семей, приобщают своих детей к таинству причастия. Сами исповедуются, причащаются. У нас в стране между Церковью и государством заключен договор о сотрудничестве. Сейчас ни одна линейка в начале и конце учебного года в школах и в колледжах не обходится без священника. Священников приглашают и на родительские собрания. Мы, священники, должны идти и работать с народом, и думаю, что те зерна, которые мы бросаем в землю, дадут хорошие всходы. Я регулярно вот уже десять лет посещаю колонию строгого режима. Когда я рассказал там православным заключенным о происшедшем на нашем приходе, у большинства возникло искреннее недоумение: со святынями — и так?! То есть даже у людей неоднократно оступившихся, совершивших тяжкие преступления, благоговейное отношение к святыне присутствует. Православная общественность Мозыря восприняла антицерковные выходки с недоумением: в городе спокойно, Беларусь тоже вроде бы горячей точкой на политической карте не является. С чего бы вдруг такое озлобление? Наверное, случившееся следует рассматривать в контексте событий, которые происходят по отношению к христианам всего мира. Это акции не против нашего прихода, не против Белорусского Экзархата, даже не против Русской Православной Церкви. Они скорее направлены против всего православного христианства, а их первейшая цель — расколоть общество, разрушить его самые надежные скрепы, ударив по тому, что нас объединяет и объединяло во все эпохи — по нашей вере. Человек, проникший в наш храм июньской ночью и порвавший Евангелие, а также сбросивший с Престола антиминс с семисвечником и выбросивший Святые Дары из дарохранительницы, задержан. Им оказался местный молодой парень, уже отбывавший срок в колонии за участие в поджоге Георгиевского храма нашего города пять лет назад. Тогда он получил семь лет лишения свободы, но в середине этого года покинул колонию по условно-досрочному освобождению (УДО). Он же признался в параллельном злодеянии в мозырьском Свято-Михайловском соборе. Как мне сообщил ведущий уголовное дело следователь, теперь этот человек признан невменяемым. Конечно, с невменяемого спрос небольшой. Но, на мой взгляд, невменяемый, вышедший на свободу по УДО и тут же отправившийся крушить святыни, нуждается в принудительном лечении в закрытом учреждении. Ибо где гарантия, что завтра он набросится не на Евангелие, а на человека? Весенние же незваные "гости" не найдены, и дело закрыто. Казаков у нас нет, добровольных дружин создавать тоже не стали. Поставили современную сигнализацию и видеонаблюдение. Все последствия святотатства сразу устранить нельзя, для этого нужно много средств. Но мы не сидим сложа руки, реставрация повреждений продолжается. Слава Богу, и люди не остались равнодушными. Так, восстановить ростовую икону Сергия Радонежского взялся наш байкерский клуб. Приехали, с молитвой забрали образ, скоро должны вернуть. Протоиерей Иоанн Моздор, настоятель Покровского собора города Невинномысска: Охрана не спасет, если Бог не бережет Мы видим, что силы зла активизировались и проявляют себя не тайно, а уже явно. Значит, мы на правильном пути и движемся в нужном направлении. Нападение на поклонный крест в нашем храме произошло в Крестопоклонную неделю, когда все православные прославляют Искупителя грехов всего мира Христа Спасителя. И это яркий пример варварского, злостного, дьявольского противостояния кресту. В то же время меня очень тронуло общее сочувствие и солидарность. Помощь предлагали как городская администрация, так и простые горожане. В кратчайшее время мы собрали пожертвования, чтобы возместить ущерб и закупить новую утварь. А наш крест, который был привезен в Москву на молебен в Храм Христа Спасителя на всеобщее поклонение, теперь храним как святыню. Думаю, нападки на церковные святыни совершаются для того, чтобы заставить Церковь замолчать, снова загнать ее в некую резервацию, как было в советское время. Чтобы мы не проповедовали открыто, не обличали грехи и беззакония, потому что часть общества недовольна активной общественной позицией Церкви. То есть мы столкнулись с двумя факторами: с одной стороны, развращенность, а с другой — открытое противостояние Церкви. Вместе с тем я не желаю зла людям, совершившим кощунства, мне их жалко. Бог поругаем не бывает. И мое лично мнение: если человек, совершивший вандальное нападение в нашем соборе, раскается, попросит в зале суда прощение у всего православного народа за совершенное кощунство и зло, мы готовы ходатайствовать о его прощении. Если у него возникнет покаянное чувство, он захочет встретиться со священником, я готов оказать всю необходимую помощь. Это мой долг как священника. Но, судя по всему, он в этой помощи не нуждается, он уверен в своей правоте. Предотвратить же новые явления кощунства и вандализма, на мой взгляд, можно молитвой и созданием православных дружин, которые будут охранять храмы и святыни. В нашем регионе целесообразно привлечь к этому казачество. Самое главное — просвещение и воспитание молодежи. Я считаю, мы должны еще и еще раз об этом задуматься. Охрана не спасет, если Бог не бережет. Владимир Астахов, атаман казаков поселка Смеловский (Челябинская область): За порядком теперь будем следить бдительней Три поклонных креста, спиленных неизвестными в ночь с 24 на 25 августа, восстановили за трое суток. Просто прошли по домам и сразу же отобрали семерых добровольцев со строительными навыками. На закупку материалов и транспорт ушло около 15 тыс. рублей, которые тоже собрали всем миром. Деньги приносили даже старики. Мы не хотели брать (у них ведь и так пенсия маленькая), но люди настаивали. Всё было сделано быстро и без лишних эмоций, и к восстановленным крестам уже начали приезжать паломники. Вообще в старину поруганные святыни всегда восстанавливались: если в икону стреляли, ее вешали в храме со следами от пули, если рубили шашкой, то со следами от клинка. Пусть совершившие богохульство знают: нашу веру им не сломить. Конечно, около каждого креста казака не поставишь, но теперь мы будем внимательнее следить за порядком в поселке, к примеру проверять на въезде в населенный пункт подозрительных людей. Но прежде всего нас должен защищать закон, иначе правонарушителей не остановить. А что до общественной реакции, все жители поселка возмущены. Ведь кресты установили совсем недавно, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Тогда был большой крестный ход, люди, чтобы поучаствовать в нем, приезжали и с окрестных поселков, и из Магнитогорска. И дело не только в том, что оскорблены наши добрые намерения. В прошлом году вандалы на стене нашего храма рисовали. А вот около двух лет назад в нашем поселке обнаружили массовое захоронение жертв "красного колеса": это были казаки, убитые во время противостояния времен 1921–1925 годов, в основном женщины, дети и старики, всего 14 человек. Та находка вызвала сильный общественный резонанс. Поэтому у народа возникает вполне устойчивое ощущение: история может повториться. И спокойной жизни это способствовать никак не может. Подготовили Дмитрий Анохин, Антонина Мага, Евгений Мурзин, Алексей Реутский
7 ноября 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №3 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Пятнадцатилетие Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — важнейшая историческая веха в жизни мирового и отечественного Православия.
25 марта 2024 г. 16:00
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-версия.
14 февраля 2024 г. 14:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию. Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.
12 февраля 2024 г. 14:00
|