iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Жизнь и молитва на Смоленской земле
В этом году Смоленск отпраздновал свое 1155-летие. За почти 12 веков существования этот город неоднократно становился крепостью на пути рвущихся к Москве захватчиков и навсегда вписал себя в ле­топись воинской славы России. Но есть у него и еще одна особенность. Не случайно на Днепровских воротах, на въезде в историческую часть Смоленска, на огромном плакате с изображением Предстоятеля Русской Церкви написано: «Смоленск — земля Патриарха». Над духовным возрождением города Святейший Патриарх Кирилл трудился без малого четверть века. Как сегодня организована и развивается здесь духовная жизнь, какие проблемы стоят перед ее духовенством и как оно отвечает на вызовы времени, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. ПДФ-версия
10 октября 2018 г. 15:21
Интервью
ЖМП № 1 январь 2013 /  21 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Игумен Андрей (Мороз): Я бы хотел, чтобы каждый студент семинарии имел задатки святого человека

В Якутске продолжается возрождение старейшей на Дальнем Востоке высшей духовной школы, возобновленной в 2011 году. Цель семинарии — подготовка духовенства, которое будет служить и проповедовать на понятном для населения языке. «Те, кто здесь родился, знают специфику региона и никогда его не покинут», — считает ректор Якутской православной духовной семинарии игумен Андрей (Мороз).

— Отец Андрей, 380 лет назад Якутия приняла православие и очень быстро возникла духовная школа, успешно возобновленная в наши дни. Расскажите об особенностях духовного образования в столь отдаленном регионе?

— Духовное образование в Якутии всегда было очень специфичным. Когда-то здесь, так же как и во многих других областях России, помимо семинарии имелись духовное училище, женское епархиальное училище, но усилия духовной школы были направлены на подготовку местного духовенства, которое служило бы и проповедовало на понятном для населения языке.

К началу революционных перемен в России священнослужителей в Якутии уже было более трехсот примерно на 262 тыс. жителей. Около половины — люди местные, из коренного населения: якуты, эвены, эвенки, юкагиры. Приток коренного населения в духовенство шел самым естественным образом. Казаки, прибывавшие осваивать Север, женились на местных уроженках. В смешанных браках, которые в этих краях были обычным явлением, происходило взаимопроникновение культур.

Потрясения, которые пережила Церковь после 1917 года, в полной мере коснулись и Якутии. В 1920 году все духовные учебные заведения Якутска были закрыты. К моменту возрождения Якутской епархии в 1993 году в городе действовал всего один храм. До сих пор в республике катастрофически не хватает священников. Однако духовная жизнь в Якутии возрождается, об этом говорит возобновление якутской духовной школы.

Сначала в 2006 году было открыто духовное училище, которое через пять лет стараниями правящего архиерея епископа Якутского и Ленского Романа, решением Священного Синода получило статус духовной семинарии. При этом местные республиканские власти дальновидно помогли нам создать хорошую материально-техническую базу для духовного образования в епархии.

— Когда-то Якутская духовная семинария была одним из ведущих учебных заведений региона. Из ее стен вышли многие представители якутской интеллигенции. Стремитесь ли вы к этому сегодня?

— Быть значимее Северо-Восточного федерального университета, конечно, лестно, но наша задача — стать лидером не вообще образования в Якутии, а духовного образования. Хотя обычно более двухсот студентов из светских вузов Якутска собираются на межвузовские мероприятия, которые мы проводим на базе семинарии один-два раза в месяц.

Семинария — это и база методической помощи преподавателям нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Мы часто выступаем соучредителями проектов в области духовно-нравственного воспитания. Семинаристы и студенты встречаются не только в аудиториях, но и сообща занимаются спортом.

Таким образом, интеграция в вузовскую среду идет, хотя отношения складываются по-разному. От предельно дружеских с Байкальским государственным университетом эко-номики и права, когда наши мероприятия — это их и наоборот, до простого интереса, который мы ощущаем со стороны Северо-Восточного федерального университета и Якутской сельскохозяйственной академии.

Якутская православная духовная семинария обладает достаточными интеллектуальными и материальными ресурсами, и жителям Восточной Сибири, желающим получить духовное образование, нет необходимости ехать за тридевять земель. Такая возможность есть «под боком».

— Готовы ли вы к конкурсу, если молодежь хлынет за духовным образованием?

— Если бы мы брали всех, кто к нам приходит, то число первокурсников выросло бы многократно. Но мы им объясняем: в семинарию человек должен прийти, осознанно желая послужить Церкви, а не потому, например, что у нас прекрасное общежитие, или потому, что он недобрал баллы в другой вуз.

Наша семинария рассчитана на шестьдесят человек, и это оптимальная цифра. Духовная школа должна быть большой семьей, где каждый на виду, что имеет огромное воспитательное значение. Мы можем позволить себе такую роскошь, как индивидуальный подход.

Духовная школа работает по трем направлениям. Действует отделение пастырской подготовки священнослужителей, на первый курс которого в этом году поступили восемь человек. Есть среди учащихся и ребята-якуты. Пока их, увы, не так много, как хотелось бы. Но если учесть, что в Якутии огромное число приходов не имеет священников вообще, то и это неплохо. Ведь что такое священник на приходе? Это пример для молодых людей. У многих молодых якутов такого примера просто нет. Впрочем, ситуация всё же меняется.

Еще у нас есть отделение церковного пения, где могут учиться девушки, а также курсы катехизаторов для тех, кто не может оставить светскую работу, но желал бы получить богословскую подготовку.

Для того чтобы о нас знали больше, мы создали свой сайт и сотрудничаем с региональными СМИ, но в Якутии с ее огромными расстояниями и отдаленными друг от друга населенными пунктами, где еще не везде есть Интернет, информация расходится медленно.

И все-таки о нас уже знают даже в дальних районах. Епископ Якутский и Ленский Роман много ездит по республике и, встречаясь с молодежью, всегда рассказывает о семинарии. Я тоже часто бываю в районах. Могу засвидетельствовать: к семинарии большой интерес. Так что рождение семинарии — это в том числе огромный информационный труд.

— Расскажите о сегодняшних семинаристах? Каков ваш идеал студента семинарии?

— Нынешнее поколение молодых людей в чем-то более сложное, но порой и более цельное. Когда человек избирает духовную стезю в мире, где правит разнузданность, он, как правило, уже имеет навык ей противостоять. Так что 380-летие православия в Якутии мы встречаем с новым поколением пастырей и христиан, готовых принять на себя продолжение великой миссии, начатой когда-то святителем Иннокентием (Вениаминовым). Нужно молиться только, чтобы этот источник не иссяк.

Я бы хотел, чтобы каждый студент семинарии имел очевидные задатки святого человека. Ведь один такой может сделать в сто раз больше, чем тысяча талантливых пастырей.

— Как вы видите дальнейшее развитие духовной школы? В чем ее основная задача?

— Нашу стратегию определил Святейший Патриарх Кирилл: семинария должна не просто восполнять дефицит священнических кадров, а стать духовной школой народов Севера, что отличает нашу семинарию от других духовных вузов и для Якутии особенно важно. Те, кто родился в этих местах, знают специфику региона и никогда его не покинут. Задача семинарии — стать уникальным образовательным учреждением, где получают пастырское образование представители коренных народов Севера.

Беседовала Елена Воробьева

21 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: семинария, Якутия, литература
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырь добрый
ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА БЕРЛИНСКОГО И ГЕРМАНСКОГО ФЕОФАНА (ГАЛИНСКОГО)  Исполнился год со дня кончины архиепископа Феофана, более четверти века возглавлявшего Берлинскую епархию. Время его архипастырского служения справедливо можно назвать периодом становления и расцвета Русской Православной Церкви в Германии: были подготовлены и рукоположены десятки священников, число приходов превысило сотню, возникли и стали успешно развиваться образовательные, социальные и молодежные проекты. При непосредственном участии архиепископа Феофана именно с Германии начался процесс объединения двух ветвей Русской Церкви, увенчавшийся полным уврачеванием раскола и подписанием в 2007 году «Акта о каноническом общении». Те, кто знал владыку, — от иерархов до прихожан, помнят его как человека прекрасных личных качеств, тонкого ума, широчайшей эрудиции и удивительного такта в общении с людьми. PDF-версия  
14 ноября 2018 г. 15:10