iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Новости
27 апреля 2011 г. 13:00
версия для печати версия для печати

25 лет после Чернобыля: осмыслен ли обществом гуманитарный урок?

В преддверии визита Предстоятеля на Украину руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда приняли участие в научной конференции, организованной Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, и представили перед специалистами и общественностью христианский взгляд на последствия Чернобыльской катастрофы.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества призвал сделать атомную отрасль более открытой для общества: «Ученые говорят, что невозможно объяснить простому человеку специальные вещи. Однако одна из серьезнейших проблем гуманитарного аспекта мира после Чернобыля и мира после Фукусимы — это обратная связь между учеными и технологами, с одной стороны, и обществом — с другой. Понятно, что эту связь может искажать сенсационная журналистика: если по телевизору говорят, что скоро все умрут от мирного атома, то это добавляет популярности данному телеканалу. Те же самые приемы применяют и в политике: те, кто стремится завоевывать внимание, политический и финансовый капитал, всегда будут стараться пугать окружающих разными сценариями, начиная от шестерок в документах и кончая атомными взрывами на электростанциях. Для того чтобы противостоять этому нагнетанию страха, есть только один способ — открытость и умение вести диалог».

«Есть прекрасные механизмы открытости, допуска разных экспертных организаций ко всем аспектам того, что происходит. Между прочим, мне кажется, что в Японии как раз эта сторона взаимоотношений между наукой и обществом была не самым лучшим образом выстроена», — заявил отец Всеволод.

Представители ВЦИОМ, выступавшие на конференции, предъявили статистические данные: до недавней трагедии в Японии не многие молодые граждане России помнили и интересовались подробностями Чернобыльского взрыва.

Только 20% россиян считают, что ситуация, подобная Чернобыльской, может повториться. Около трети — сомневаются в такой возможности. Остальные с разной степенью оптимизма уверены в благополучном атомном будущем, причем около 20% показали явное незнание сути дела и проявили равнодушие к проблеме. С другой стороны, 45% опрошенных выступают за то, чтобы оставить количество атомных электростанций на том же уровне, 16% считают необходимым увеличить их число, а оставшаяся часть — сократить.

Люди старшего поколения, особенно те, кто лично соприкоснулся с событиями 1986 года, до сих пор вздрагивают от одного только упоминания радиационной угрозы. Услышав по телевизору о том, к чему привели природные катаклизмы в Японии, они бросились скупать дозиметры и йодсодержащие препараты, хотя ученые доказали, что даже при самом неблагоприятном исходе радиация не грозит Дальнему Востоку. Очевидно, что после японского землетрясения в обществе усилились панические настроения — теперь существование АЭС большинство опрошенных ставят на первое место среди экологических опасностей, тогда как по данным опроса, проведенного в 2010 году, АЭС была только на шестом месте после вырубки лесов, городского транспорта, промышленных предприятий и захоронения радиоактивных и бытовых отходов.

Огромный страх, который до сих пор живет в обществе, не случаен. Официальные средства массовой информации сначала долго замалчивали масштабы Чернобыльской трагедии, а затем, следуя либеральным настроениям 90-х годов, обрушили на общество правду в самом апокалиптическом изложении. Кстати, после взрыва реактора на ЧАЭС Русская Православная Церковь была едва ли не единственной частью общества, которая пыталась говорить откровенно о трагедии. Сохранились кадры кинохроники 1986 года: на Украине, в окрестностях Чернобыля, клирик в пасхальном облачении, обращаясь к прихожанам с амвона, говорит о том, что произошло на самом деле на АЭС, и призывает верующих не паниковать и не бояться, помня о радости Воскресения Христова.

Протоиерей Всеволод Чаплин полагает, что, если представители разных общественных сил будут иметь полноту информации, знать об угрозах и способах их преодоления, «это в значительной степени повысит доверие к отрасли, связанной с атомной энергетикой, и поможет избежать того отрицательного эффекта, который имеет сенсационная журналистика или политизация дискуссии».

В свою очередь председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда отметил низкую информационную культуру сегодняшнего общества, которое, обладая огромными техническими возможностями, просто не в состоянии осмыслить их реально. «Когда мы задаемся вопросом, почему информация не была воспринята тогда и не воспринимается сегодня, то мы должны представлять, чем является современная информационная среда. Мы понимаем, что постоянно увеличивается количество информации, при этом количество достоверной информации не увеличивается. Поэтому было бы излишне оптимистичным предполагать, что из-за того, что сегодня много информации, мы узнаём больше правды о серьезных проблемах, чем раньше», — рассказал Владимир Легойда. «Один из основных трендов новостной и аналитической журналистики — это подача информации в развлекательном ключе. Мощный напор блогосферы, то есть, по сути, электронный вариант известного «одна бабушка сказала», заполняет пространство, и экспертная информация просто не доходит, она не востребована или востребована по минимуму», — добавил он.

Эксперты, собравшиеся на конференции, были единодушны в оценке того, какие уроки получило общество после Чернобыльской катастрофы. «В 60-е, 70-е, 80-е годы многие стороны нашей жизни, например искусство, науку, технологию, военную сферу, пытались объявить свободными от любой общественной оценки, в том числе от этической. Но история ХХ века показывает, что такой подход весьма опасен», — отметил протоиерей Всеволод Чаплин в своем докладе.

В 80-е годы не существовало системы реабилитации для пострадавших от радиации, а ведь общество столкнулось с огромным стрессом, пережить который было трудно. Например, многие ликвидаторы, хоть и не подверглись особенному облучению, но погибли от алкоголизма, не смогли найти себе применения в жизни общества, оказались изгоями.

Только после Чернобыля в обиход профессионалов-атомщиков вошло понятие «культура безопасности». Разрабатывать новые принципы и меры предосторожности пришлось, используя реальный опыт. «До Чернобыля культура безопасности, которую пропагандировали мировое сообщество и МАГАТЭ, воспринималась абстрактно. Потом стало понятно, что в самых разных сферах деятельности, связанных с использованием атомной энергии, безопасность является превалирующим фактором. Было принято и реализовано несколько государственных и ведомственных программ по повышению безопасности и модернизации АЭС», — отметил директор ИБРАЭ РАН доктор физико-математических наук Леонид Большов. «Все атомщики мира поняли, что они в одной лодке, есть Всемирная организация операторов атомных станций, которая создана для мониторинга и обмена информацией», — добавил он.

Этот урок, безусловно, ценен для науки. Однако осмыслен ли обществом гуманитарный урок? Технократическое сознание по-прежнему культивируется очень широко, несмотря на то что вопрос ответственности и этики неклассическая наука уже несколько десятков лет ставит во главу угла.
«Когда мы говорим о развитии науки и технологии, всегда нужно соотносить его с развитием этического самосознания людей. Вряд ли имеет смысл пытаться остановить развитие науки и техники. Сегодня всё больше и больше будут искать альтернативу сырьевой экономике, и атомная энергетика — одно из самых перспективных направлений, к тому же она стала привычной отраслью хозяйства. Но в то же время совершенно очевидно, что эта та отрасль, в которой нравственные принципы и в первую очередь принцип ответственности человека перед обществом должны максимально присутствовать», — считает отец Всеволод Чаплин.

Председатель Синодального отдела также отметил: «Среди критериев эффективности и полезности того или иного достижения общества обязательно нужно соотносить это новшество с гарантией заботы о людях. Не количество произведенной электроэнергии должно быть единственным или даже главным критерием, не прибыль, которая получена, не снижение затрат, хотя всё это, бесспорно, важно. Но представьте, что будет, если только прибыль станет мерилом для большинства людей. Тогда всё дело сгорит, если говорить словами Священного Писания. Поэтому гуманитарный аспект в данном случае является главным и так важен диалог между представителями науки, религиозных общин, политических сил».

«Надеюсь, что такого рода диалог будет продолжаться не только в связи с трагическими годовщинами, но и постоянно, в том числе в контексте тех политических и экономических решений, которые принимаются в данной отрасли», — заключил священник.

27 апреля 2011 г. 13:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00