выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
фото Сергея Чапнина
25 декабря 2013 г. 10:15
версия для печати версия для печати

Награждены лауреаты конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»

В Гостином дворе в рамках XXI Международного фестиваля «Зодчество 2013» состоялось награждение победителей конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», в котором участвовало 114 проектов. Жюри отобрало 20 лучших из них, а десять авторских коллективов были награждены денежной премией. Свои работы на конкурс представили архитекторы России, Латвии, Украины и Восточной Польши.

Цель конкурса, по замыслу его организаторов, состояла в поиске новых идей, которые одновременно несут в себе опыт многовековой традиции. Архитекторам представили возможность проявить свою творческую мысль в довольно широких границах, очерченных только критериями конкурса, о которых ЦВ уже сообщал.  

В этом поиске некоторые из авторов оказались настолько оригинальны, что членам экспертного совета было не всегда понятно, как они вообще попали на конкурс. «В их работах не было и намека на традицию, - поделился своим мнением с ЦВ член экспертно-консультативного совета епархиального Отдела по реставрации и строительству Московской Патриархии, председатель комиссии САР по культовым сооружениям Михаил Кеслер. - Например, был проект представляющий собой плетенное дерево. В пояснительной записке указано, что это образ храма, который воплощает в себе идею ясель Христа. Автора вдохновляла детская коляска». Эксперт отметил, что отобрать лучшие проекты по критерию соответствия традиции с некими новациями, воплощающими новое в архитектуре православных храмов, было непросто. «Этому критерию отвечало довольно мало проектов, но хорошо, что они есть. По ним можно строить храмы и это будет очень современно, - подчеркнул Михаил Кеслер. - Все остальные - либо чистая традиция без всяких новаций, либо даже не полет , а «улет» творческой мысли. Такие модернистские проекты нами не рассматривались, не в обиду авторам. Да, они потрудились, все сделано, в принципе, профессионально, но должны же люди понимать, что они «не в теме». Ведь прежде, чем браться за такую работу, надо было хотя бы почитать рекомендованную литературу».

Ежи Устинович профессор кафедры архитектуры локальных культур Белостокского Политехнического института (Польша) - один из 10 лауреатов конкурса. По восьми его проектам (а всего их 20) построено восемь православных храмов и часовен. На конкурс он представил 4 своих проекта. Почему четыре, а не один?

«Потому что среди моих проектов храмов и часовен есть и те, что не были воплощены в жизнь. Тем не менее, в каждом есть своя архитектурная идея, свой смысл и своя ценность. И мне хотелось бы поделиться этим с коллегами и духовенством. Мне важно, чтобы был виден  сам процесс проектирования, с какой мысли он начинается и до какой формы развивается, а не только уже готовый проект». Для польского архитектора также значимо было показать
связь современности с традицией: «Мы понимаем традицию как историзм, что это просто нужно историю показывать, а смысл традиции — это перенесение совокупного смысла всех религиозных событий в будущее».

Председатель жюри конкурса, председатель Совета по архитектуре САР Владилен Красильников удовлетворен результатами конкурса. «Меня порадовало, что конкурс состоялся и вызвал среди архитекторов большой интерес. Но самое главное — нам удалось увидеть большое количество разнообразных идей, от самых традиционных до самых невероятных, - подводя итоги конкурса, сообщил он ЦВ. -Жюри, состоящее из архитекторов и духовенства, единодушно определило среди представленных работ 3-4 более радикальных проекта, а остальные в более традиционном стиле». По мнению Владилена Красильникова не только в храмовом строительстве, но и во всей российской архитектуре сегодня идет напряженный поиск новых идей и решений, а значит у российской архитектуры есть свой уникальный потенциал, который распространяется и на храмовое зодчество.

25 декабря 2013 г. 10:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00