iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Новости
фото Сергея Чапнина
25 декабря 2013 г. 10:15
версия для печати версия для печати

Награждены лауреаты конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»

В Гостином дворе в рамках XXI Международного фестиваля «Зодчество 2013» состоялось награждение победителей конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», в котором участвовало 114 проектов. Жюри отобрало 20 лучших из них, а десять авторских коллективов были награждены денежной премией. Свои работы на конкурс представили архитекторы России, Латвии, Украины и Восточной Польши.

Цель конкурса, по замыслу его организаторов, состояла в поиске новых идей, которые одновременно несут в себе опыт многовековой традиции. Архитекторам представили возможность проявить свою творческую мысль в довольно широких границах, очерченных только критериями конкурса, о которых ЦВ уже сообщал.  

В этом поиске некоторые из авторов оказались настолько оригинальны, что членам экспертного совета было не всегда понятно, как они вообще попали на конкурс. «В их работах не было и намека на традицию, - поделился своим мнением с ЦВ член экспертно-консультативного совета епархиального Отдела по реставрации и строительству Московской Патриархии, председатель комиссии САР по культовым сооружениям Михаил Кеслер. - Например, был проект представляющий собой плетенное дерево. В пояснительной записке указано, что это образ храма, который воплощает в себе идею ясель Христа. Автора вдохновляла детская коляска». Эксперт отметил, что отобрать лучшие проекты по критерию соответствия традиции с некими новациями, воплощающими новое в архитектуре православных храмов, было непросто. «Этому критерию отвечало довольно мало проектов, но хорошо, что они есть. По ним можно строить храмы и это будет очень современно, - подчеркнул Михаил Кеслер. - Все остальные - либо чистая традиция без всяких новаций, либо даже не полет , а «улет» творческой мысли. Такие модернистские проекты нами не рассматривались, не в обиду авторам. Да, они потрудились, все сделано, в принципе, профессионально, но должны же люди понимать, что они «не в теме». Ведь прежде, чем браться за такую работу, надо было хотя бы почитать рекомендованную литературу».

Ежи Устинович профессор кафедры архитектуры локальных культур Белостокского Политехнического института (Польша) - один из 10 лауреатов конкурса. По восьми его проектам (а всего их 20) построено восемь православных храмов и часовен. На конкурс он представил 4 своих проекта. Почему четыре, а не один?

«Потому что среди моих проектов храмов и часовен есть и те, что не были воплощены в жизнь. Тем не менее, в каждом есть своя архитектурная идея, свой смысл и своя ценность. И мне хотелось бы поделиться этим с коллегами и духовенством. Мне важно, чтобы был виден  сам процесс проектирования, с какой мысли он начинается и до какой формы развивается, а не только уже готовый проект». Для польского архитектора также значимо было показать
связь современности с традицией: «Мы понимаем традицию как историзм, что это просто нужно историю показывать, а смысл традиции — это перенесение совокупного смысла всех религиозных событий в будущее».

Председатель жюри конкурса, председатель Совета по архитектуре САР Владилен Красильников удовлетворен результатами конкурса. «Меня порадовало, что конкурс состоялся и вызвал среди архитекторов большой интерес. Но самое главное — нам удалось увидеть большое количество разнообразных идей, от самых традиционных до самых невероятных, - подводя итоги конкурса, сообщил он ЦВ. -Жюри, состоящее из архитекторов и духовенства, единодушно определило среди представленных работ 3-4 более радикальных проекта, а остальные в более традиционном стиле». По мнению Владилена Красильникова не только в храмовом строительстве, но и во всей российской архитектуре сегодня идет напряженный поиск новых идей и решений, а значит у российской архитектуры есть свой уникальный потенциал, который распространяется и на храмовое зодчество.

25 декабря 2013 г. 10:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Протопресвитер Владимир Диваков
В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе ­Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Пат­риархии». В рубрике «Человек Церкви» будут пуб­ликоваться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00