выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
фото Сергея Чапнина
25 декабря 2013 г. 10:15
версия для печати версия для печати

Награждены лауреаты конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»

В Гостином дворе в рамках XXI Международного фестиваля «Зодчество 2013» состоялось награждение победителей конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», в котором участвовало 114 проектов. Жюри отобрало 20 лучших из них, а десять авторских коллективов были награждены денежной премией. Свои работы на конкурс представили архитекторы России, Латвии, Украины и Восточной Польши.

Цель конкурса, по замыслу его организаторов, состояла в поиске новых идей, которые одновременно несут в себе опыт многовековой традиции. Архитекторам представили возможность проявить свою творческую мысль в довольно широких границах, очерченных только критериями конкурса, о которых ЦВ уже сообщал.  

В этом поиске некоторые из авторов оказались настолько оригинальны, что членам экспертного совета было не всегда понятно, как они вообще попали на конкурс. «В их работах не было и намека на традицию, - поделился своим мнением с ЦВ член экспертно-консультативного совета епархиального Отдела по реставрации и строительству Московской Патриархии, председатель комиссии САР по культовым сооружениям Михаил Кеслер. - Например, был проект представляющий собой плетенное дерево. В пояснительной записке указано, что это образ храма, который воплощает в себе идею ясель Христа. Автора вдохновляла детская коляска». Эксперт отметил, что отобрать лучшие проекты по критерию соответствия традиции с некими новациями, воплощающими новое в архитектуре православных храмов, было непросто. «Этому критерию отвечало довольно мало проектов, но хорошо, что они есть. По ним можно строить храмы и это будет очень современно, - подчеркнул Михаил Кеслер. - Все остальные - либо чистая традиция без всяких новаций, либо даже не полет , а «улет» творческой мысли. Такие модернистские проекты нами не рассматривались, не в обиду авторам. Да, они потрудились, все сделано, в принципе, профессионально, но должны же люди понимать, что они «не в теме». Ведь прежде, чем браться за такую работу, надо было хотя бы почитать рекомендованную литературу».

Ежи Устинович профессор кафедры архитектуры локальных культур Белостокского Политехнического института (Польша) - один из 10 лауреатов конкурса. По восьми его проектам (а всего их 20) построено восемь православных храмов и часовен. На конкурс он представил 4 своих проекта. Почему четыре, а не один?

«Потому что среди моих проектов храмов и часовен есть и те, что не были воплощены в жизнь. Тем не менее, в каждом есть своя архитектурная идея, свой смысл и своя ценность. И мне хотелось бы поделиться этим с коллегами и духовенством. Мне важно, чтобы был виден  сам процесс проектирования, с какой мысли он начинается и до какой формы развивается, а не только уже готовый проект». Для польского архитектора также значимо было показать
связь современности с традицией: «Мы понимаем традицию как историзм, что это просто нужно историю показывать, а смысл традиции — это перенесение совокупного смысла всех религиозных событий в будущее».

Председатель жюри конкурса, председатель Совета по архитектуре САР Владилен Красильников удовлетворен результатами конкурса. «Меня порадовало, что конкурс состоялся и вызвал среди архитекторов большой интерес. Но самое главное — нам удалось увидеть большое количество разнообразных идей, от самых традиционных до самых невероятных, - подводя итоги конкурса, сообщил он ЦВ. -Жюри, состоящее из архитекторов и духовенства, единодушно определило среди представленных работ 3-4 более радикальных проекта, а остальные в более традиционном стиле». По мнению Владилена Красильникова не только в храмовом строительстве, но и во всей российской архитектуре сегодня идет напряженный поиск новых идей и решений, а значит у российской архитектуры есть свой уникальный потенциал, который распространяется и на храмовое зодчество.

25 декабря 2013 г. 10:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00