iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
фото Сергея Чапнина
25 декабря 2013 г. 10:15
версия для печати версия для печати

Награждены лауреаты конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»

В Гостином дворе в рамках XXI Международного фестиваля «Зодчество 2013» состоялось награждение победителей конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», в котором участвовало 114 проектов. Жюри отобрало 20 лучших из них, а десять авторских коллективов были награждены денежной премией. Свои работы на конкурс представили архитекторы России, Латвии, Украины и Восточной Польши.

Цель конкурса, по замыслу его организаторов, состояла в поиске новых идей, которые одновременно несут в себе опыт многовековой традиции. Архитекторам представили возможность проявить свою творческую мысль в довольно широких границах, очерченных только критериями конкурса, о которых ЦВ уже сообщал.  

В этом поиске некоторые из авторов оказались настолько оригинальны, что членам экспертного совета было не всегда понятно, как они вообще попали на конкурс. «В их работах не было и намека на традицию, - поделился своим мнением с ЦВ член экспертно-консультативного совета епархиального Отдела по реставрации и строительству Московской Патриархии, председатель комиссии САР по культовым сооружениям Михаил Кеслер. - Например, был проект представляющий собой плетенное дерево. В пояснительной записке указано, что это образ храма, который воплощает в себе идею ясель Христа. Автора вдохновляла детская коляска». Эксперт отметил, что отобрать лучшие проекты по критерию соответствия традиции с некими новациями, воплощающими новое в архитектуре православных храмов, было непросто. «Этому критерию отвечало довольно мало проектов, но хорошо, что они есть. По ним можно строить храмы и это будет очень современно, - подчеркнул Михаил Кеслер. - Все остальные - либо чистая традиция без всяких новаций, либо даже не полет , а «улет» творческой мысли. Такие модернистские проекты нами не рассматривались, не в обиду авторам. Да, они потрудились, все сделано, в принципе, профессионально, но должны же люди понимать, что они «не в теме». Ведь прежде, чем браться за такую работу, надо было хотя бы почитать рекомендованную литературу».

Ежи Устинович профессор кафедры архитектуры локальных культур Белостокского Политехнического института (Польша) - один из 10 лауреатов конкурса. По восьми его проектам (а всего их 20) построено восемь православных храмов и часовен. На конкурс он представил 4 своих проекта. Почему четыре, а не один?

«Потому что среди моих проектов храмов и часовен есть и те, что не были воплощены в жизнь. Тем не менее, в каждом есть своя архитектурная идея, свой смысл и своя ценность. И мне хотелось бы поделиться этим с коллегами и духовенством. Мне важно, чтобы был виден  сам процесс проектирования, с какой мысли он начинается и до какой формы развивается, а не только уже готовый проект». Для польского архитектора также значимо было показать
связь современности с традицией: «Мы понимаем традицию как историзм, что это просто нужно историю показывать, а смысл традиции — это перенесение совокупного смысла всех религиозных событий в будущее».

Председатель жюри конкурса, председатель Совета по архитектуре САР Владилен Красильников удовлетворен результатами конкурса. «Меня порадовало, что конкурс состоялся и вызвал среди архитекторов большой интерес. Но самое главное — нам удалось увидеть большое количество разнообразных идей, от самых традиционных до самых невероятных, - подводя итоги конкурса, сообщил он ЦВ. -Жюри, состоящее из архитекторов и духовенства, единодушно определило среди представленных работ 3-4 более радикальных проекта, а остальные в более традиционном стиле». По мнению Владилена Красильникова не только в храмовом строительстве, но и во всей российской архитектуре сегодня идет напряженный поиск новых идей и решений, а значит у российской архитектуры есть свой уникальный потенциал, который распространяется и на храмовое зодчество.

25 декабря 2013 г. 10:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00