![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
|
2 октября 2013 г.
Условия открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»1. Общие сведения о конкурсе1.1. Организаторы конкурса: Общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России» (далее – САР), Некоммерческое партнерство «Союз благотворительных организаций России» (далее – СБОР). 1.2. Цели и задачи конкурса. Архитектурный конкурс ставит целью привлечь профессиональные творческие силы к поиску архитектурного образа современного православного храма, созданию архитектурных решений, обладающих интересной композиционно-художественной выразительностью с соблюдением необходимых религиозных требований. Конкурс призван позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России. 1.3. Вводная информация. За последние годы на территории России построено и восстановлено большое число православных храмов и комплексов — это большая заслуга. Практика современного этапа строительства православных храмов в России показывает, что храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение. Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства без учёта современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий. 1.4. Предмет конкурса. 1.4.1. Предметом конкурса является концепция современного архитектурного решения образа православного храма. 1.4.2. Храм вместимостью 500-600 человек может быть выполнен в трех вариантах градостроительного размещения: в центре открытого городского пространства с размещением вспомогательных помещений в цокольной части здания; в городском квартале с тыльной частью участка, где может размещаться отдельно стоящее здание с вспомогательными помещениями; на открытом загородном пространстве без каких бы то ни было ограничений. 1.4.3. В храме должны быть предусмотрены кроме основных структурных частей (алтарь-средняя часть-притвор), подсобно-вспомогательные помещения, обеспечивающие потребности богослужений и комфортные условия для прихожан, в т.ч. доступ для маломобильных групп населения. 1.4.4. При проектировании следует ориентироваться на нормы СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» в части состава, площадей необходимых помещений храмового комплекса и инженерного оборудования. 1.4.5. При разработке художественного образа храма рекомендуется учитывать всю историю русского православного церковного зодчества.
2. Участники конкурсаК участию в конкурсе приглашаются: профессиональные архитекторы, авторские коллективы профессиональных архитекторов, а также студенты архитектурных высших учебных заведений.
3. Порядок и сроки проведения конкурса3.1. Конкурс проводится в один этап без предварительного квалификационного отбора. Количество представляемых конкурсных проектов от каждого участника не ограничено. 3.2. Сроки проведения конкурса: с 24 сентября 2013 года по 29 ноября 2013 года. 3.3.Проекты представляются в сроки и в объеме, предусмотренные настоящей конкурсной документацией (пункт № 4 и пункт № 11 условий конкурса). 3.4. Проекты считаются представленными в срок, если они переданы в оргкомитет конкурса не позднее 21.00 29 ноября 2013 года в САР Гранатный переулок, дом 12, ком. № 23). 3.5. Иногородние участники одновременно с отправкой проектов должны прислать в адрес организаторов телеграмму с указанием даты и времени отправки, копию квитанции об отправке материалов.
4. Требования к конкурсной документации4.1. Все конкурсные материалы представляются не более чем на двух лёгких планшетах из пенокартона 100х140 см с учетом их вертикальной развески. 4.2. Допускается применение любой архитектурной графики. 4.3. Все текстовые материалы выполняются на русском языке. 4.4. Конкурсные материалы сдаются под девизами. Девиз представляет собой комбинацию из одной буквы русского или латинского алфавита и пятизначного числа (высота 2 см). Девиз указывается на каждом листе графических материалов, в правом нижнем углу, в прямоугольнике размером 20 x 60 мм. Девиз также указывается на первом листе пояснительной записки. 4.5. Проекты, представленные авторами на конкурс, должны содержать следующие материалы: схема генерального плана; планы основных уровней; разрезы; фасады; визуализация; пояснительная записка с авторским описанием концепции архитектурного решения и технико-экономическими показателями (ТЭП); материалы на электронных носителях (каждый файл в формате JPEG с разрешением 350 dpi). 4.6. Электронные версии документов должны полностью соответствовать печатным версиям. 4.7. К представляемым конкурсным материалам должен быть приложен запечатанный информационный конверт № 1, на наружной стороне которого в прямоугольнике указанного размера изображается девиз, выбранный участником конкурса. Внутри конверта на листе формата А4 указывается полный список авторского коллектива с указанием персональных данных и подписями всех членов этого коллектива, процентного соотношения распределения премии между членами авторского коллектива. В конверт № 1 должен быть вложен документ, подтверждающий профессиональный статус участника. 4.8. Электронные носители информации (дискеты, CD-R и CD-RW) должны быть соответствующим образом помечены девизом (например, с помощью наклеек) и помещены в отдельный (т.н. «информационный») конверт № 2.
5. Порядок сдачи конкурсной документации участниками5.1. При сдаче конкурсных материалов организатору конкурса каждым участником будет выдан акт приема-передачи (конкурсная заявка) материалов с полным перечнем материалов и указанием даты и времени их приемки. 5.2. Конкурсная заявка должна быть подписана лицом, имеющим право действовать от имени участника конкурса. 5.3. Конкурсные материалы, выполненные или представленные с нарушением требований настоящей конкурсной документации (пункт № 4 условий конкурса), к участию в конкурсе не допускаются. 5.4. Участники конкурса могут задавать вопросы по программе не позднее 20 октября 2013 года руководителю оргкомитета конкурса Черткову Сергею Ивановичу тел. 8(985)222-68-16; E-mail: tchertkovserguei@modul.ru.
6. Жюри конкурса6.1. Задачей жюри является оценка представленных материалов, которые в наибольшей степени отвечают условиям и задачам конкурса, и определение победителей конкурса. 6.2. Конкурсные проекты оцениваются обезличенно с использованием девизов проектов. В своей работе члены жюри конкурса руководствуются принципами профессионализма, независимости мнений и объективности. 6.3. Жюри конкурса правомочно проводить свои заседания при наличии не менее 2/3 членов жюри. 6.4. Решение жюри принимается простым большинством голосов и является окончательным. 6.5. Член жюри, не согласный с решением большинства, обозначается как выступивший "против". 6.6. До вскрытия девизных конвертов с именами участников-победителей конкурса жюри составляет заключительный отчет, содержащий обоснования принятых решений по присуждению премий. 6.7. Отчет должен быть подписан всеми членами жюри. 6.8. По итогам конкурса жюри утверждает до десяти премированных проектных предложений, размер каждой премии – 100 000 (сто тысяч) рублей. Жюри оставляет за собой право изменить количество премируемых проектов, но при обязательной выплате всего премиального фонда. 6.9. В случае увеличения премиального фонда сверх 1 миллиона рублей жюри конкурса вправе увеличить количество премируемых проектов и/или увеличить размер премий. 6.10. Все авторы премированных проектов совершат паломническую поездку на Святую Землю, оплачиваемую из бюджета конкурса. 6.11. По итогам конкурса, организаторы направляют отмеченные проекты с рекомендацией для сотрудничества с авторами в соответствующие службы Русской православной церкви. 6.12. Оценка конкурсных проектов осуществляется жюри конкурса в следующем составе: Красильников Владилен Дмитриевич – народный архитектор РФ, председатель Совета по архитектуре САР (председатель жюри конкурса). Ищенко Пётр Анатольевич – президент Союза благотворительных организаций России (сопредседателя жюри конкурса). Шумаков Николай Иванович – заслуженный архитектор РФ, академик МААМ и РАХ, президент Союза московских архитекторов (сопредседатель жюри конкурса). Архимандрит Тихон (Шевкунов) – ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря в г. Москве. Гончаров Сергей Григорьевич – главный архитектор Саранской и Мордовской, Владикавказской и Махачкалинской, а также Криворожской и Никопольской епархий, заведующий кафедрой архитектуры Российского православного университета, член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии. Мамошин Михаил Александрович – вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, профессор IAA, академик МААМ, член-корреспондент РААСН. Пестов Евгений Николаевич – член-корреспондент РААСН, доцент кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ, лауреат Государственной премии РФ. Протоиерей Андрей Юревич – клирик Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, член-корреспондент Петровской академии искусств. Чертков Сергей Иванович – руководитель оргкомитета и секретарь жюри конкурса.
7. Экспертный совет конкурса7.1. Жюри конкурса в своей работе использует мнения, заключения и рекомендации экспертного совета конкурса. 7.2. Состав совета: Протоиерей Леонид Калинин – член Патриаршего совета по культуре (председатель экспертного совета) . Протоиерей Владимир Переслегин – член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии. Анисимов Андрей Альбертович – заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, руководитель мастерской «Товарищество реставраторов». Кеслер Михаил Юрьевич – председатель комиссии САР по культовым сооружениям, член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии. Кулагин Олег Максимович – заместитель председателя Благотворительного совета города Москвы. Пшеничников Дмитрий Владимирович – архитектор, член Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Щенков Алексей Серафимович – доктор архитектуры, заведующий кафедрой реставрации МАРХИ. 7.3. Консультанты и эксперты содействуют работе жюри и являются резервным составом жюри.
8. Критерии оценки конкурсных проектов8.1. Оценка архитектурных решений, представленных на конкурс производится, исходя из совокупности нижеследующих критериев: выразительность архитектурного облика и актуальность художественного решения; логика пространственной организации, удобство функциональных связей и эффективное взаимодействия частей комплекса; ясность и художественные качества презентации конкурсного проекта. 8.2. Оценка предложений на соответствие указанным выше критериям будет производиться с учетом возможности практической реализации предложенных проектных решений. 8.3. Перед началом рассмотрения конкурсных материалов руководитель оргкомитета конкурса информирует жюри о любых несоответствиях, обнаруженных в полученных конкурсных материалах.
9. Результаты и завершение конкурса9.1. Результаты конкурса оформляются протоколом о результатах конкурса, в котором содержатся оценка представленных архитектурных концепций, решение об определении победителей, выплате премий и вручении дополнительных видов поощрений участникам конкурса и иные предусмотренные настоящей документацией сведения. 9.2. Протокол о результатах конкурса подписывается всеми членами жюри. 9.3. Протокол о результатах конкурса подлежит оформлению в день окончания рассмотрения материалов конкурса и определения победителей. 9.4. Информация о результатах конкурса в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания протокола о результатах конкурса размещается на сайтах организаторов конкурса (см. пункт 10.4) и направляется участникам конкурса по адресу, указанному в заявке на участие в конкурсе. 9.5. Премии выплачиваются победителям конкурса в течение 30 (тридцати) дней после подписания протокола о результатах конкурса. 9.6. Премированные конкурсные материалы остаются в распоряжении Союза архитекторов России, с авторами заключается лицензионное соглашение на дальнейшее использовании конкурсных материалов в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 9.7. Все конкурсные материалы, не отмеченные премиями, либо другими отличиями по решению жюри, возвращаются авторам в течение 30 (тридцати) дней после объявления результатов конкурса. Получить конкурсные материалы можно по адресу: РФ, 107031, г. Москва, Гранатный пер., д.12. пом. № 23. 9.8. Победители конкурса награждаются дипломами САР. Все участники награждаются грамотами САР и СБОР. Проекты, отмеченные жюри, публикуются в архитектурной прессе и на специализированных интернет - сайтах. 9.9. После завершения конкурса организаторы конкурса предполагают выпустить полный каталог всех работ с объективным анализом результатов конкурса в итоговой статье. Все участники получают каталог с благодарственным письмом от устроителей конкурса. 10. Место и срок сдачи конкурсных проектов10.1. Место сдачи конкурсных проектов – Союз архитекторов России: Москва, Гранатный пер. 12. , пом. № 23, отв. лицо – Киселева Василиса Николаевна (тел. 8(495)691-74-85; E-mail: kiselevavas@gmail.com). 10.2. Срок приёма конкурсных работ − с 26 ноября по 29 ноября 2013 г. с 11.00 до 18.0 по московскому времени. 10.3. Объявление результатов конкурса производится не позднее 20 декабря 2013 года. 10.4. Дата, время и место объявления результатов конкурса определяются соответствующим информационным сообщением на сайтах САР (www.uar.ru) и СБОР (www.sbornet.ru).
2 октября 2013 г.
Ключевые слова:
архитектура, храмостроительство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета Геофизик по первому образованию, будущий архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) после окончания университета несколько лет работал по специальности, участвовал в изучении околоземного космического пространства. В 1970 году он пришел в Церковь, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и стал выдающимся исследователем Нового Завета, талантливым преподавателем и наставником. О личности богослова, его литературном наследии и о том, как книги отца Ианнуария учат читателя глубже понимать Новый Завет, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Издательского отдела Тихвинской епархии, редактор книг профессора священник Артемий Корыхалов. PDF-версия.
5 августа 2023 г. 12:00
«Величавое сладкоголосие» В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.
2 августа 2023 г. 16:00
|