iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Документы
2 октября 2013 г.
версия для печати версия для печати

Условия открытого профессионального конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма»

1.  Общие сведения о конкурсе

1.1.  Организаторы конкурса:

Общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России» (далее – САР), Некоммерческое партнерство «Союз благотворительных организаций России» (далее – СБОР).

1.2. Цели и задачи конкурса.

Архитектурный конкурс ставит целью привлечь профессиональные творческие силы к поиску архитектурного образа современного православного храма, созданию архитектурных решений, обладающих интересной композиционно-художественной выразительностью с соблюдением необходимых религиозных требований. Конкурс призван позитивно воздействовать на современное состояние культурной и архитектурной действительности России.

1.3. Вводная информация.

За последние годы на территории России построено и восстановлено большое число православных храмов и комплексов — это большая заслуга. Практика современного этапа строительства православных храмов в России показывает, что храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение. Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства без учёта современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий.

1.4. Предмет конкурса.

1.4.1. Предметом конкурса является концепция современного архитектурного решения образа православного храма.

1.4.2.  Храм вместимостью 500-600 человек может быть выполнен в трех вариантах градостроительного размещения:

в центре открытого городского пространства с размещением вспомогательных помещений в цокольной части здания;

в городском квартале с тыльной частью участка, где может размещаться отдельно стоящее здание с вспомогательными помещениями;

 на открытом загородном пространстве без каких бы то ни было ограничений.

1.4.3. В храме должны быть предусмотрены кроме основных структурных частей (алтарь-средняя часть-притвор), подсобно-вспомогательные помещения, обеспечивающие потребности богослужений и комфортные условия для прихожан, в т.ч. доступ для маломобильных групп населения.

1.4.4. При проектировании следует ориентироваться на нормы СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» в части состава, площадей необходимых помещений храмового комплекса и инженерного оборудования.

1.4.5.  При разработке художественного образа храма рекомендуется учитывать всю историю русского православного церковного зодчества.

 

2.  Участники конкурса

К участию в конкурсе приглашаются: профессиональные архитекторы, авторские коллективы профессиональных архитекторов, а также студенты архитектурных высших учебных заведений.

 

3. Порядок и сроки проведения конкурса

3.1. Конкурс проводится в один этап без предварительного квалификационного отбора. Количество представляемых конкурсных проектов от каждого участника не ограничено.

3.2. Сроки проведения конкурса: с 24 сентября 2013 года по 29 ноября 2013 года.

3.3.Проекты представляются в сроки и в объеме, предусмотренные настоящей конкурсной документацией (пункт № 4 и пункт № 11 условий конкурса).

3.4. Проекты считаются представленными в срок, если они переданы в оргкомитет конкурса не позднее 21.00 29 ноября 2013 года в САР Гранатный переулок, дом 12, ком. № 23).

3.5. Иногородние участники одновременно с отправкой проектов должны прислать в адрес организаторов телеграмму с указанием даты и времени отправки, копию квитанции об отправке материалов.

 

4.  Требования к конкурсной документации

4.1.  Все конкурсные материалы представляются не более чем на двух лёгких планшетах из пенокартона 100х140 см с учетом их вертикальной развески.

4.2. Допускается применение любой архитектурной графики.

4.3.  Все текстовые материалы выполняются на русском языке.

4.4.  Конкурсные материалы сдаются под девизами. Девиз представляет собой комбинацию из одной буквы русского или латинского алфавита и пятизначного числа (высота 2 см). Девиз указывается на каждом листе графических материалов, в правом нижнем углу, в прямоугольнике размером 20 x 60 мм. Девиз также указывается на первом листе пояснительной записки.

4.5.  Проекты, представленные авторами на конкурс, должны содержать следующие материалы:

схема генерального плана; планы основных уровней; разрезы; фасады; визуализация;

пояснительная записка с авторским описанием концепции архитектурного решения и технико-экономическими показателями (ТЭП);

материалы на электронных носителях (каждый файл в формате JPEG с разрешением 350 dpi).

4.6.  Электронные версии документов должны полностью соответствовать печатным версиям.

4.7.  К представляемым конкурсным материалам должен быть приложен запечатанный информационный конверт № 1, на наружной стороне которого в прямоугольнике указанного размера изображается девиз, выбранный участником конкурса. Внутри конверта на листе формата А4 указывается полный список авторского коллектива с указанием персональных данных и подписями всех членов этого коллектива, процентного соотношения распределения премии между членами авторского коллектива. В конверт № 1 должен быть вложен документ, подтверждающий профессиональный статус участника.

4.8. Электронные носители информации (дискеты, CD-R и CD-RW) должны быть соответствующим образом помечены девизом (например, с помощью наклеек) и помещены в отдельный (т.н. «информационный») конверт № 2.

 

5.  Порядок сдачи конкурсной документации участниками

5.1.  При сдаче конкурсных материалов организатору конкурса каждым участником будет выдан акт приема-передачи (конкурсная заявка) материалов с полным перечнем материалов и указанием даты и времени их приемки.

5.2.  Конкурсная заявка должна быть подписана лицом, имеющим право действовать от имени участника конкурса.

5.3.  Конкурсные материалы, выполненные или представленные с нарушением требований настоящей конкурсной документации (пункт № 4 условий конкурса), к участию в конкурсе не допускаются.

5.4.  Участники конкурса могут задавать вопросы по программе не позднее 20 октября 2013 года руководителю оргкомитета конкурса Черткову Сергею Ивановичу тел. 8(985)222-68-16; E-mail:  tchertkovserguei@modul.ru.

 

6.  Жюри конкурса

6.1.  Задачей жюри является оценка представленных материалов, которые в наибольшей степени отвечают условиям и задачам конкурса, и определение победителей конкурса.

6.2.  Конкурсные проекты оцениваются обезличенно с использованием девизов проектов. В своей работе члены жюри конкурса руководствуются принципами профессионализма, независимости мнений и объективности.

6.3.  Жюри конкурса правомочно проводить свои заседания при наличии не менее 2/3 членов жюри.

6.4.  Решение жюри принимается простым большинством голосов и является окончательным.

6.5.  Член жюри, не согласный с решением большинства, обозначается как выступивший "против".

6.6.  До вскрытия девизных конвертов с именами участников-победителей конкурса жюри составляет заключительный отчет, содержащий обоснования принятых решений по присуждению премий.

6.7.  Отчет должен быть подписан всеми членами жюри.

6.8.  По итогам конкурса жюри утверждает до десяти премированных проектных предложений, размер каждой премии – 100 000 (сто тысяч) рублей. Жюри оставляет за собой право изменить количество премируемых проектов, но при обязательной выплате всего премиального фонда.

6.9.  В случае увеличения премиального фонда сверх 1 миллиона рублей жюри конкурса вправе увеличить количество премируемых проектов и/или увеличить размер премий.

6.10.  Все авторы премированных проектов совершат паломническую поездку на Святую Землю, оплачиваемую из бюджета конкурса.

6.11.  По итогам конкурса, организаторы направляют отмеченные проекты с рекомендацией для сотрудничества с авторами в соответствующие службы Русской православной церкви.

6.12.  Оценка конкурсных проектов осуществляется жюри конкурса в следующем составе:

Красильников Владилен Дмитриевич – народный архитектор РФ, председатель Совета по архитектуре САР (председатель жюри конкурса).

Ищенко Пётр Анатольевич – президент Союза благотворительных организаций России (сопредседателя жюри конкурса).

Шумаков Николай Иванович – заслуженный архитектор РФ, академик МААМ и РАХ, президент Союза московских архитекторов (сопредседатель жюри конкурса).

 Архимандрит Тихон (Шевкунов) – ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря в г. Москве.

Гончаров Сергей Григорьевич – главный архитектор Саранской и Мордовской, Владикавказской и Махачкалинской, а также Криворожской и Никопольской епархий, заведующий кафедрой архитектуры Российского православного университета, член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии.

Мамошин Михаил Александрович – вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, профессор IAA, академик МААМ, член-корреспондент РААСН.

Пестов Евгений Николаевич – член-корреспондент РААСН, доцент кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ, лауреат Государственной премии РФ.

Протоиерей Андрей Юревич – клирик Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, член-корреспондент Петровской академии искусств.

Чертков Сергей Иванович – руководитель оргкомитета и секретарь жюри конкурса.

 

7.  Экспертный совет конкурса

7.1.  Жюри конкурса в своей работе использует мнения, заключения и рекомендации экспертного совета конкурса.

7.2.  Состав совета:

Протоиерей Леонид Калинин – член Патриаршего совета по культуре (председатель экспертного совета) .

Протоиерей Владимир Переслегин – член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии.

Анисимов Андрей Альбертович – заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, руководитель мастерской «Товарищество реставраторов».

Кеслер Михаил Юрьевич – председатель комиссии САР по культовым сооружениям, член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии.

Кулагин Олег Максимович – заместитель председателя Благотворительного совета города Москвы.

Пшеничников Дмитрий Владимирович – архитектор, член Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы.

Щенков Алексей Серафимович – доктор архитектуры, заведующий кафедрой реставрации МАРХИ.

7.3. Консультанты и эксперты содействуют работе жюри и являются резервным составом жюри.

 

8.  Критерии оценки конкурсных проектов

8.1.  Оценка архитектурных решений, представленных на конкурс производится, исходя из совокупности нижеследующих критериев:

выразительность архитектурного облика и актуальность художественного решения; логика пространственной организации, удобство функциональных связей и эффективное взаимодействия частей комплекса; ясность и художественные качества презентации конкурсного проекта.

8.2.  Оценка предложений на соответствие указанным выше критериям будет производиться с учетом возможности практической реализации предложенных проектных решений.

8.3.  Перед началом рассмотрения конкурсных материалов руководитель оргкомитета конкурса информирует жюри о любых несоответствиях, обнаруженных в полученных конкурсных материалах.

 

9.  Результаты и завершение конкурса

9.1.  Результаты конкурса оформляются протоколом о результатах конкурса, в котором содержатся оценка представленных архитектурных концепций, решение об определении победителей, выплате премий и вручении дополнительных видов поощрений участникам конкурса и иные предусмотренные настоящей документацией сведения.

9.2.  Протокол о результатах конкурса подписывается всеми членами жюри.

9.3.  Протокол о результатах конкурса подлежит оформлению в день окончания рассмотрения материалов конкурса и определения победителей.

9.4.  Информация о результатах конкурса в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания протокола о результатах конкурса размещается на сайтах организаторов конкурса (см. пункт 10.4) и направляется участникам конкурса по адресу, указанному в заявке на участие в конкурсе.

9.5.  Премии выплачиваются победителям конкурса в течение 30 (тридцати) дней после подписания протокола о результатах конкурса.

9.6.  Премированные конкурсные материалы остаются в распоряжении Союза архитекторов России, с авторами заключается лицензионное соглашение на дальнейшее использовании конкурсных материалов в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

9.7.  Все конкурсные материалы, не отмеченные премиями, либо другими отличиями по решению жюри, возвращаются авторам в течение 30 (тридцати) дней после объявления результатов конкурса. Получить конкурсные материалы можно по адресу: РФ, 107031, г. Москва, Гранатный пер., д.12. пом. № 23.

9.8.  Победители конкурса награждаются дипломами САР. Все участники награждаются грамотами САР и СБОР. Проекты, отмеченные жюри, публикуются в архитектурной прессе и на специализированных интернет - сайтах.

9.9.  После завершения конкурса организаторы конкурса предполагают выпустить полный каталог всех работ с объективным анализом результатов конкурса в итоговой статье. Все участники получают каталог с благодарственным письмом от устроителей конкурса.

10.  Место и срок сдачи конкурсных проектов

10.1. Место сдачи конкурсных проектов – Союз архитекторов России: Москва, Гранатный пер. 12. , пом. № 23, отв. лицо – Киселева Василиса Николаевна (тел. 8(495)691-74-85; E-mail:  kiselevavas@gmail.com).

10.2.  Срок приёма конкурсных работ − с 26 ноября по 29 ноября 2013 г. с 11.00 до 18.0  по московскому времени.

10.3.  Объявление результатов конкурса производится не позднее 20 декабря 2013 года.

10.4.  Дата,  время  и  место  объявления  результатов  конкурса  определяются соответствующим информационным сообщением на сайтах САР (www.uar.ru) и СБОР (www.sbornet.ru).

 

 

2 октября 2013 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00