iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией
Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков. Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
19 июня 2015 г. 17:20
Новости
Сегодня, утром 17 декабря. Западный фасад
17 декабря 2014 г. 09:55
версия для печати версия для печати

В подмосковном Абрамцеве отреставрирован оформленный художниками Репиным, Поленовым, Васнецовым и Врубелем храм

Сегодня, 17 декабря, в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» (Сергиево-Посадский район) торжественно открылся после реставрации храм Спаса Нерукотворного образа. Для посетителей он будет доступен начиная с 18 декабря.

Возведенный в подмосковном имении Саввы Мамонтова в 1881 — 1882 годах храм стал уникальным примером творческого союза великих русских художников. Работу над его проектом начинал Василий Поленов, а завершал Виктор Васнецов. Здесь находится один из самых оригинальных для эпохи русского модерна художественный иконостас с храмовой иконой кисти Ильи Репина.

Впервые в музейной истории имения реставрация полностью проведена на средства благотворителей. Богослужения в храме будут по-прежнему совершаться по памятным для Абрамцева и живших здесь людей дням.

Историческая справка. В Абрамцеве впервые в православном храме иконы выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова в киевском Владимирском соборе (1885–1896). На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-славянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – чин освящения.

В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым. В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу по проекту Васнецова перестроили в часовню. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (+ 1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (+ 1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (+ 1913) и Савва Иванович Мамонтов (+ 1918).

17 декабря 2014 г. 09:55
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи