выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
В России остро не хватает специалистов в сфере храмовой архитектуры
13 августа 2015 г. 15:05
версия для печати версия для печати

В МАрхИ может появиться кафедра храмового зодчества

Проблему нехватки церковных архитекторов и квалифицированных специалистов в сфере реставрации памятников культурного наследия религиозного назначения обсудили участники заседания Комиссии по сохранению объектов культурного наследия при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в Москве.

Ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский рассказал о ситуации, сложившейся в системе образования и подготовки специалистов-реставраторов и церковных зодчих в различных учебных заведениях России. По его словам, «страна рискует лет через десять остаться без опытных специалистов-реставраторов, ведь и сейчас в основном проектируют те же люди, что и в советское время». Швидковский заметил, что МАрхИ готов открыть кафедру храмового зодчества, однако Министерство образования и науки России занимает пассивную позицию по данному вопросу.

Озабоченность дефицитом молодых специалистов и незнанием архитекторами канонов храмового зодчества выразил председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, архиепископ Егорьевский Марк. «А ведь в нашей стране большинство реставрационных работ проводится как раз на объектах культурного наследия религиозного назначения, переданных в пользование Русской Православной Церкви», — сказал архиепископ. Он также отметил, что «даже на базе иконописной школы при Духовной академии в Сергиевом Посаде очень высокий конкурс, что говорит о большой степени заинтересованности людей, которые желают заниматься церковным искусством. Нужно расширить зону поиска, искать студентов с разных кафедр, рассказывать им, привлекать мотивированных людей».

На заседании комиссии также поднимались вопросы совершенствования сметной и нормативно-правовой базы по реставрации, особенности лицензирования и аттестации реставрационных организаций. По итогам дискуссии была создана рабочая группа для разработки системного подхода к проблеме, продумывания комплекса мер и поэтапного разрешения всех вопросов.

Напомним, что вопрос об открытии в рамках группы направлений высшего профессионального образования «Архитектура» нового направления «Храмовое зодчество» активно обсуждается, начиная с 2011 года. За прошедшее время прошел ряд круглых столов и панельных дискуссий, организованных при участии профильных архитектурных вузов, «Журнала Московской Патриархии», Свято-Тихоновского гуманитарного университета, проектных бюро и крупных строительных компаний. На сегодняшний день практически завершена разработка структуры и содержания Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по новому направлению.

13 августа 2015 г. 15:05
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00