iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Новости
Фото: А.Ольшанская
16 января 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Старинный храм в центре Москвы украсили фрески современных мастеров

Старейший храм в центре Москвы — Патриаршее подворье храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — отметил вчера, 15 января, свой престольный праздник. Придел храма, в котором находится усыпальница князей Ухтомских, освящен в честь преподобного Серафима Саровского, одного из самых любимых на Руси святых.

К этому дню была завершена реставрация придела и освящена роспись алтаря, выполненная в традиции раннехристианских памятников.

Роспись, в центре которой находится древняя композиция «О Тебе радуется», привлекает внимание молящихся к идее горнего мира, его иноприродности с дольним и — в то же время — участия Божия в жизни человеческой.

В Божественной Литургии в день праздника приняли участие многие известные московские пастыри. Один из служивших в этот день в Сергиевском храме священник Алексей Алексеев отметил, что в идее росписи и иконостаса лежит возврат к традиции, воплощенной в римской катакомбной живописи и каменных плитах ранних престолов. «Сейчас модно в столице говорить о древнерусской традиции, древнерусском иконостасе. А здесь мы видим некую уединенность возврата к древности. К вере люди приходят в основном через культуру. Эта роспись, выдержанная в сдержанных цветах, что не свойственно Москве, настраивает на что-то более глубокое. Думаю, в перегруженном „аляпистостью“ мегаполисе людям будет проще настроиться на веру именно через такой образ, который дарит чувство созерцания и сокровенности», — заключил отец Алексий.

Автор росписи иконописец Ирина Зарон заметила: «Было желание, чтобы роспись была светлая, чтобы была теплая среда, способствующая молитвенному настроению. В основе росписи — простой сюжет: Божья Матерь и предстоящие Ей святые и служащие ангелы. Для меня важно было попытаться привести молящихся к просветленному, молитвенному состоянию средствами живописи. Как это удалось — судить не мне, а тем, кто будет в храме, в алтаре».

16 января 2013 г. 01:00
Ключевые слова: Москва, иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи