iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Новости
Фрагмент мозаики. Автор - Александр Корнаухов
27 апреля 2012 г. 14:20
версия для печати версия для печати

Храмовое зодчество: эффект "Вавилонской башни"

Архитекторы, иконописцы и искусствоведы обсудили проблемы и задачи организации храмового пространства

Что представляет собой современное храмовое зодчество? Можно ли сегодня представить идеальное соединение литургического пространства и внешнего облика храма? Эти вопросы находились в центре внимания участников круглого стола "Архитектура. Пространство. Образ", который прошел 26 апреля в театре "Школа драматического искусства". Круглый стол стал важным событием в рамках пасхальной программы "Праздник праздников", своего рода интеллектуальным продолжением развернутой в помещении театра выставки мозаик Александра Корнаухова и его учеников.

"Непопадание во время и пространство" — так охарактеризовал проблему современного храмового зодчества сам Александр Корнаухов. По его словам, современный архитектор живет в состоянии post factum, смотрит на историю с позиций стороннего наблюдателя, вместо того, чтобы жить в ней. Перед созданием очередного проекта такой специалист обкладывается книжками и изучает архитектурные формы прошлых эпох, пытаясь найти то, что соответствует его эстетическим представлениям. Результатом такого творчества становится копия более ранних образцов, которая в силу отсутствия технологических, эстетических и стилевых связей, редко бывает удачной.

Александра Корнаухова поддержал протоиерей Андрей Юревич, член Союза архитекторов России. Отец Андрей отметил, что сегодня храмовое зодчество представляет собой в основном реплики предыдущих эпох. "Храма XXI века не существует, — с сожалением констатировал священник, — сегодня архитектор должен попытаться найти и создать современный образ соединения с вечностью, воплощенный в храмовом здании, органично вписывающемся в эпоху".

"Проблема в том, что сегодня мы пытаемся идти вперед, повернув голову назад", — резюмировала основную мысль участников круглого стола его ведущая, заведующая кафедрой библейско-богословского института им. апостола Андрея Ирина Языкова.

Отсутствие современного стилевого пространства в храмостроительстве мешает выработке общего языка храмовой архитектуры, развитию творческой мысли, разобщает архитектурное сообщество. Эффект "Вавилонской башни" получает сегодня неожиданное продолжение. В библейские времена Господь посрамил усилия гордецов, решивших совместными усилиями воздвигнуть здание, достающее до неба, смешав их языки. Современные храмостроители, словно бы не являясь собственными современниками, продолжают говорить на разных языках, выпадая из контекста современной жизни то в одну, то в другую эпоху.

Участники круглого стола согласились, что преодоление этого состояния — актуальная задача и наметили ряд мер, которые будут способствовать ее решению.

27 апреля 2012 г. 14:20
Ключевые слова: культура, архитектура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00