iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Новости
Фрагмент мозаики. Автор - Александр Корнаухов
27 апреля 2012 г. 14:20
версия для печати версия для печати

Храмовое зодчество: эффект "Вавилонской башни"

Архитекторы, иконописцы и искусствоведы обсудили проблемы и задачи организации храмового пространства

Что представляет собой современное храмовое зодчество? Можно ли сегодня представить идеальное соединение литургического пространства и внешнего облика храма? Эти вопросы находились в центре внимания участников круглого стола "Архитектура. Пространство. Образ", который прошел 26 апреля в театре "Школа драматического искусства". Круглый стол стал важным событием в рамках пасхальной программы "Праздник праздников", своего рода интеллектуальным продолжением развернутой в помещении театра выставки мозаик Александра Корнаухова и его учеников.

"Непопадание во время и пространство" — так охарактеризовал проблему современного храмового зодчества сам Александр Корнаухов. По его словам, современный архитектор живет в состоянии post factum, смотрит на историю с позиций стороннего наблюдателя, вместо того, чтобы жить в ней. Перед созданием очередного проекта такой специалист обкладывается книжками и изучает архитектурные формы прошлых эпох, пытаясь найти то, что соответствует его эстетическим представлениям. Результатом такого творчества становится копия более ранних образцов, которая в силу отсутствия технологических, эстетических и стилевых связей, редко бывает удачной.

Александра Корнаухова поддержал протоиерей Андрей Юревич, член Союза архитекторов России. Отец Андрей отметил, что сегодня храмовое зодчество представляет собой в основном реплики предыдущих эпох. "Храма XXI века не существует, — с сожалением констатировал священник, — сегодня архитектор должен попытаться найти и создать современный образ соединения с вечностью, воплощенный в храмовом здании, органично вписывающемся в эпоху".

"Проблема в том, что сегодня мы пытаемся идти вперед, повернув голову назад", — резюмировала основную мысль участников круглого стола его ведущая, заведующая кафедрой библейско-богословского института им. апостола Андрея Ирина Языкова.

Отсутствие современного стилевого пространства в храмостроительстве мешает выработке общего языка храмовой архитектуры, развитию творческой мысли, разобщает архитектурное сообщество. Эффект "Вавилонской башни" получает сегодня неожиданное продолжение. В библейские времена Господь посрамил усилия гордецов, решивших совместными усилиями воздвигнуть здание, достающее до неба, смешав их языки. Современные храмостроители, словно бы не являясь собственными современниками, продолжают говорить на разных языках, выпадая из контекста современной жизни то в одну, то в другую эпоху.

Участники круглого стола согласились, что преодоление этого состояния — актуальная задача и наметили ряд мер, которые будут способствовать ее решению.

27 апреля 2012 г. 14:20
Ключевые слова: культура, архитектура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00