iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Новости
Новый номер "Храмоздателя"
3 февраля 2016 г.
версия для печати версия для печати

Вышел в свет новый номер альманаха «Храмоздатель»

Вышел в свет очередной, пятый номер альманаха «Храмоздатель», специализированного приложения к «Журналу Московской Патриархии» о церковном искусстве и архитектуре. 

Центральная тема номера — проектирование и строительство храма во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона в Щербинках, в Нижнем Новгороде. По мнению редакции, это самый удачный реализованный проект 2015 года, на чем сходятся все эксперты. Он возводился большим творческим коллективом мастерской Андрея Анисимова, в который входили не только архитекторы, конструкторы, инженеры, но и мозаичисты, иконописцы, керамисты, художники по металлу, резчики по камню. В храме смело и гармонично скомпонованы традиционные элементы православного зодчества. При этом здание не выглядит анахроничным, но является примером подлинно современного звучания древних архитектурных форм. Базиликальная форма храма создает пространство, в котором прихожане чувствуют себя участниками литургии. Этому в немалой степени способствует и убранство храма, решенное художественно безупречно и во многом оригинально. Например, рядом с иконами на стенах храма помещены каллиграфические тексты (Символ веры, молитвы) известного дизайнера-каллиграфа Алексея Чекаля. Тексты не только украшают храмовый интерьер, но и напоминают о том, что святые отцы сравнивал храм с книгой, развернутой в пространстве. 
Тема современного храмостроительства получает развитие в статье Михаила Кеслера «Традиции и новаторство во внешнем облике православного храма» и в интервью польского архитектора Ежи Устиновича. Польский зодчий, построивший немало храмов, делится своим опытом, показывая, как в польской православной архитектуре переплетаются элементы славянской и европейской традиции, древнего и нового. 
Как всегда, в журнале большое внимание уделено вопросам реставрации. Сразу две статьи посвящены теме сохранения памятников деревянного зодчества. Одна из них выходит также на проблему проектирования и строительства современных деревянных храмов. 
Не обойдены вниманием и проблемы реставрации каменного зодчества. Центральный материал в этом разделе — беседа с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. В Нижегородской епархии регулярно проходят симпозиумы по вопросам реставрации, здесь очень серьезно относятся к сохранению архитектурного наследия. «Методология реставрации должна быть выстроена по принципу лечения», — считает митрополит Георгий.
Статья «Платит город, реставрирует приход» посвящена реставрации памятников московского зодчества. В ней, в частности, приведены такие данные: за последние четыре года московский бюджет на реставрацию трех десятков памятников выделил 530 миллионов рублей. 
О значении восстановления архитектурного наследия Москвы размышляет на страницах журнала митрополит Волоколамский Иларион. 
Большой материал в альманахе посвящен проблеме архитектурного освещения храмов, которое сейчас повсеместно применятся, но, оказывается, тут есть свои секреты и подводные камни.
Говоря о храмостротельстве, невозможно обойти вопросы живописного убранства. Наталья Кузнецова в статье «Живая традиция» размышляет о проблемах современной монументальной декорации храма на примере росписи церкви Живоначальной Троицы в Гаретово, а Алексей Анцифиров рассказывает об иконописной мастерской «Ковчег». 
В рубрике «Страницы истории» читатель найдет интересный материал протоиерея Александра Берташа под названием «Как итальянцы в России греческую церковь ставили», в нем речь идет о храмах Северной столицы и ее окрестностях, связанных с почитанием святого Владимира, крестителя Руси.
На последней странице помещен некролог — дань памяти недавно ушедшего архитектора  Дмитрия Сергеевича Соколова (1947-2015), на его счету реставрация и строительство многих храмов. В 1990 году он организовал первую архитектурную мастерскую в Троице-Сергиевой Лавре, а в 1998 году — в Свято-Даниловом монастыре. В 2011 году ему было присвоено звание «почетный архитектор России».

 

Ирина Языкова
3 февраля 2016 г.
Ключевые слова: храмостроительство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00