iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Новости
Новый номер "Храмоздателя"
3 февраля 2016 г.
версия для печати версия для печати

Вышел в свет новый номер альманаха «Храмоздатель»

Вышел в свет очередной, пятый номер альманаха «Храмоздатель», специализированного приложения к «Журналу Московской Патриархии» о церковном искусстве и архитектуре. 

Центральная тема номера — проектирование и строительство храма во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона в Щербинках, в Нижнем Новгороде. По мнению редакции, это самый удачный реализованный проект 2015 года, на чем сходятся все эксперты. Он возводился большим творческим коллективом мастерской Андрея Анисимова, в который входили не только архитекторы, конструкторы, инженеры, но и мозаичисты, иконописцы, керамисты, художники по металлу, резчики по камню. В храме смело и гармонично скомпонованы традиционные элементы православного зодчества. При этом здание не выглядит анахроничным, но является примером подлинно современного звучания древних архитектурных форм. Базиликальная форма храма создает пространство, в котором прихожане чувствуют себя участниками литургии. Этому в немалой степени способствует и убранство храма, решенное художественно безупречно и во многом оригинально. Например, рядом с иконами на стенах храма помещены каллиграфические тексты (Символ веры, молитвы) известного дизайнера-каллиграфа Алексея Чекаля. Тексты не только украшают храмовый интерьер, но и напоминают о том, что святые отцы сравнивал храм с книгой, развернутой в пространстве. 
Тема современного храмостроительства получает развитие в статье Михаила Кеслера «Традиции и новаторство во внешнем облике православного храма» и в интервью польского архитектора Ежи Устиновича. Польский зодчий, построивший немало храмов, делится своим опытом, показывая, как в польской православной архитектуре переплетаются элементы славянской и европейской традиции, древнего и нового. 
Как всегда, в журнале большое внимание уделено вопросам реставрации. Сразу две статьи посвящены теме сохранения памятников деревянного зодчества. Одна из них выходит также на проблему проектирования и строительства современных деревянных храмов. 
Не обойдены вниманием и проблемы реставрации каменного зодчества. Центральный материал в этом разделе — беседа с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. В Нижегородской епархии регулярно проходят симпозиумы по вопросам реставрации, здесь очень серьезно относятся к сохранению архитектурного наследия. «Методология реставрации должна быть выстроена по принципу лечения», — считает митрополит Георгий.
Статья «Платит город, реставрирует приход» посвящена реставрации памятников московского зодчества. В ней, в частности, приведены такие данные: за последние четыре года московский бюджет на реставрацию трех десятков памятников выделил 530 миллионов рублей. 
О значении восстановления архитектурного наследия Москвы размышляет на страницах журнала митрополит Волоколамский Иларион. 
Большой материал в альманахе посвящен проблеме архитектурного освещения храмов, которое сейчас повсеместно применятся, но, оказывается, тут есть свои секреты и подводные камни.
Говоря о храмостротельстве, невозможно обойти вопросы живописного убранства. Наталья Кузнецова в статье «Живая традиция» размышляет о проблемах современной монументальной декорации храма на примере росписи церкви Живоначальной Троицы в Гаретово, а Алексей Анцифиров рассказывает об иконописной мастерской «Ковчег». 
В рубрике «Страницы истории» читатель найдет интересный материал протоиерея Александра Берташа под названием «Как итальянцы в России греческую церковь ставили», в нем речь идет о храмах Северной столицы и ее окрестностях, связанных с почитанием святого Владимира, крестителя Руси.
На последней странице помещен некролог — дань памяти недавно ушедшего архитектора  Дмитрия Сергеевича Соколова (1947-2015), на его счету реставрация и строительство многих храмов. В 1990 году он организовал первую архитектурную мастерскую в Троице-Сергиевой Лавре, а в 1998 году — в Свято-Даниловом монастыре. В 2011 году ему было присвоено звание «почетный архитектор России».

 

Ирина Языкова
3 февраля 2016 г.
Ключевые слова: храмостроительство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00